Цель урока: дать понятие абсолютной и относительной влажности воздуха; указать приборы для измерения влажности воздуха и раскрыть физические принципы их работы.
Оборудование: конденсационный гигрометр, волосной гигрометр, психрометр, мультимедиа проектор, компьютер, презентация (Приложение 1).
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: групповая.
Ход урока
1. Повторение
Каждая группа отвечает на три вопроса устно.
- Какое явление называют парообразованием?
- Два способа перехода жидкости в газ.
- Какой процесс называют испарением жидкости?
- От чего зависит скорость испарения жидкости?
- В каком случае между жидкостью и ее паром наступает динамическое равновесие?
- Какой пар называют насыщенным?
- Какой пар называют ненасыщенным?
- Может ли происходить испарение твердых тел? Примеры.
2. Изучение нового материала
Наличие в атмосферном воздухе водяных паров (вследствие непрерывного испарения воды с поверхности водоемов, а также растительностью).
Понятие абсолютной влажности воздуха.
Понятие относительной влажности воздуха.
Формула для определения относительной влажности воздуха:
Где - абсолютная влажность воздуха; – плотность насыщенного водяного пара при данной температуре.
Понятие точки росы.
Работа с учебником (А.В.Перышкин) по группам:
Приборы для определения влажности воздуха:
- конденсационный гигрометр;
- волосной гигрометр;
- психрометр.
Три группы описывают приборы по схеме: устройство прибора; принцип действия прибора; практическое значение влажности воздуха.
3. Решение задач. Закрепление изученного материала.
Определить влажность воздуха в классе по психрометру и психрометрической таблице.
Задача 1. Влажность воздуха равна 78%, а показания сухого термометра равно 12°С. Какую температуру показывает влажный термометр?
Задача 2. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 4°С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометров?
Задача 3. Температура воздуха в комнате 20°С. Какую температуру показывает влажный термометр , если разность показаний сухого и влажного термометров равна 5°С?
Домашнее задание: §19 (уч. Перышкин), вопросы после §19 устно, № 1150, 1154, 1155 (Сборник задач В.И. Лукашик) письменно.