Задачи урока:
- Сформировать знания о значении растений в жизни природы и человека.
- Охарактеризовать влияние неразумной хозяйственной деятельности на изменение условий жизни растений.
- Уточнить какой вред наносит покрову Земли вытаптывание растений и неправильный их сбор.
- Раскрыть главные положения охраны природы на основе взаимосвязи живой и неживой природы и ответственного отношения к природе.
- Воспитывать бережное отношение к природе, учить пользоваться в жизни “правилами друзей природы”.
- Формировать умение пользоваться знаниями в новой ситуации.
Оборудование:
- Плакаты (растения “Красной книги”).
- Физическая карта России.
Ход урока
1. Организационный момент
Создать спокойную, деловую обстановку.
2. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
- Почти миллион лет живет человечество на планете Земля. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все ее богатства не вечны. Они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении.
В прошлые века численность населения была невысока, промышленность была развита слабо, и человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. Это привело к истощению почв, гибели растительности.
Нашу Землю населяют полмиллиона видов растений. Они всюду: на равнинах, в горах, в водоемах, на улицах городов и деревень, в наших домах.
Зеленый цвет – это символ нашей планеты, символ жизни. Представьте на минуту, закрыв глаза, что все растения Земли вдруг исчезли.
- Какие картины возникли в вашем воображении? (безжизненные)
От растений зависит жизнь человека и животных. Растения – основа всего живого на Земле.
- Что дают растения человеку?
3. Значение растений в природе и жизни человека
- Почему при каждом входе мы должны благодарить растения?
- Каким растениям мы должны сказать спасибо за те продукты, которые служат нам пищей? (Овощным, плодово-ягодным, зерновым)
- Какие растения обеспечивают питанием животных? (Кормовые – клевер, тимофеевка)
- Какие растения дают сырье для промышленности? Лекарства?
- Как следует собирать лекарственные растения?
- Назовите дикорастущие растения.
- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
Хозяйственная деятельность людей сопровождается уничтожением растений, изменением условий их роста. Это приводит к угрозе Жизни на Земле.
В конституции (Основном Законе) нашей страны сказано: “Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства”.
А в настоящее время происходит сокращение площади, занимаемой растительностью. (Обращение к карте)
- Где больше происходит сокращение растительного покрова? (Там, где больше населения, где шире развита промышленность, строительство).
За последние 100 лет площадь лесов на Земле уменьшилась на 75%.
- Чем это опасно?
- Нарушается биологическая связь живого на Земле. (Сказка про сову и мужика). Как интересно жить на Земле, когда есть божья коровка, лягушка, красивый цветок, раскидистое дерево – приносящее радость. Как горько будет, если они исчезнут!
И некоторым растениям и животным человек уже выдал охранную грамоту.
4. Мероприятия, обеспечивающие охрану растений
- Как вы думаете, о чем идет речь? (Красная книга, 2 тома: 1 – о животных, 2 – о растениях)
- Почему красная? (Цвет красный – сигнал опасности)
Первая “Красная книга” была издана в 1948 г. (МСОПом) – Международным союзом охраны природы. 1966 г. – новое издание, в которой страницы были разноцветные, чтобы по этим цветам было видно, в каком положении находится то или иное растение и животное.
В нашей стране первая русская “Красная книга” была издана в 1978 г.
- Для чего нужна такая книга? (Перечень растений, меры охраны, причины сокращения вид, где обитает)
Это документ совести человека!
- Некоторые ребята приготовили сообщения о растениях нашего края, которые находятся под охраной. (Сообщения детей)
- Что общего у этих растений?
Вывод: каждый человек должен помнить несколько правил:
- знать редкие и исчезающие растения, не рвать их;
- собирать в букеты только садовые растения.
Физкульт. минутка.
5. Работа с плакатом – картинкой
- Рассмотрите плакат.
- Прочитаем слова художника.
- Какую идею стремился передать художник в этом рисунке?
- Назовите основные правила, которые нужно соблюдать в туристическом походе.
- Не мусорить.
- Не вытаптывать растительный покров.
- Правильно выбрать место для костра, разложить еду.
- Чтобы не наносить такого ущерба природе “надо быть экологически грамотным человеком”.
- Что значит слово экологически?
(Экология – слово образовано из двух греческих слов. Экос – дом, логос – наука.)
Наука о каком доме?
Экология изучает, как люди связаны с живой и неживой природой. Что может произойти по вине человека в природе.
- Что произойдет с людьми, забывшими про законы природы, про правила друзей природы, про охрану растений?
Итак, ребята, что мы можем сделать, чтобы принять активное участие в охране растений? (Знать эти растения, выполнять правила друзей природы, умело вести себя в туристических походах).
6. Самостоятельная работа (на листочках)
- Назовите 3 растения “Красной книги” нашего края.
- Как называются уголки природы, в которых растения находятся под особой охраной? Собрать листочки.
7. Решение экологической задачи
“Воскресенье в лесу” (экологический рассказ)
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запасались продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж”. “Все равно – гадина!” - ответил Петрик.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
Ошибки, совершенные школьниками:
- В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы - деревья”.
- Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
- Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
- Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
- Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
- Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
- Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
- Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
- Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
8. Оценка результатов работы на уроке
Поощрение: словесное, открыткой.
9. Домашнее задание
- Нарисовать мини плакат “Я в ответе за зеленого друга”.
- Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растениях.
10. Итог урока
- Как должен человек относиться к природе? (Ученики дают ответы)
Вывод:
- Что он должен делать, чтобы сохранить растительный покров нашей страны?
- Охранять природу (растения).
- Вести борьбу за чистоту воздуха и воды.
- Правильно вести хозяйственную деятельность.
- Правильно собирать лекарственные растения.
- Чем можете помочь вы, Школьники?
- Охранять растения.
- Принимать участие в озеленении населенных пунктов.
- Ухаживать за зелеными насаждениями.
- Выполнять “правила друзей природы”.
- В завершении урока прочитаем стихотворение М. Дудина “Берегите Землю!”.
Берегите Землю!
Берегите себя, Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите себя, Чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите себя, Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю!
И все от вас приемлю!
Только
Берегите
Эту Землю!