Ход занятия
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке русского языка мы соприкоснемся с очень интересной профессией.
Что же это за профессия? Вы узнаете, если разгадаете мою шараду:
Возьмите первые слоги в словах:
Следы. дорога, вагон.
и подставьте к ним последний слог слова метель.
О какой профессии я говорю? (следователь)
Вывешиваем на доску портрет следователя (сказочного персонажа) .
Как вы считаете чем занимаются люди которые работают следователями?
Следователь- это человек который осуществляет сбор и проверку доказательств при расследовании преступлений.
А какими способностями должен обладать следователь?
На доске:
- Память
- Внимание
- Логическое мышление
- Уметь слушать
- Быстро и грамотно писать
Для следователя очень важно иметь высокий уровень развития внимания, хорошую зрительную память, логическое мышление, умение слушать и запоминать, а также уметь быстро и грамотно записывать полученные данные, уметь слушать людей.
Обычно следователями работают люди ответственные, выносливые. решительные, находчивые и наблюдательные.
И мы сегодня на уроке попытаемся почувствовать себя в роли следователей.
2. Сообщение темы урока.
Я предлагаю вам “расследовать” семь очень важных и запутанных дел.
Мы будем искать “опасную” преступницу безударную гласную и как настоящие следователи будем доказывать почему она опасна.
3. Дело №1.Минутка чистописания.
Начнем расследование Дела №1.
В словах, что записаны на доске нужно, найти буквы и из них составить цепочку букв.
На доске: След, дорога, вагон, метель.
- Найдите слово, а в нем букву, которая является парной согласной.
- Найдите слова, а в них буквы написание которых мы должны запомнить.
( один ученик у доски записывает буквы в цепочку, чтобы показать образец детям)
Образец: доае
Открываем тетради. Опираясь на образец прописываем строчку.
Дело№1 можно считать закрытым.
4. Дело №2.Побег
Буквы совершили побег, нужно узнать какие и вернуть их на место.
Стихотворение:
Зима сп..шит, хл..почет:
Укутала в сн..га
Все кочки и п..нечки,
Скамейки и ст..га.
Читаем, я называю слово в котором пропущена буква, а вы думаете и поднимаете сигнальную карточку.
Читаем все вместе что получилось. А теперь я закрою стихотворение, а вы запишите его по памяти в тетрадь. Кто мне прочитает, что у вас получилось.(открываю)
Проверяем.
5. Дело №3. Шифр
Вместе с беглецами была поймана девочка, она утверждала что никакого отношения к побегу не имеет. Обыскав девочку следователь нашел у нее зашифрованную записку. Прочитайте ее содержание используя шифр. Найдите карточку под номером 3.Рис. №1
Под каждым значком напишите букву что соответствует знаку.
Должно расшифроваться слово Физминутка.
Физкукльтминутка. (Три кота)
6. Дело №4. Опознание
Найдите фотографию девочки пойманную с запиской. (читаю один раз) Найдите карточку под номером 4.Рис. №2.
После совершенного побега следствие зашло в тупик, слишком много подозреваемых. Свидетелей трое: Один из них вспомнил только, что у преступницы было две косы, второй заметил что она была с веснушками, а третий что у нее были бантики. Найдите фото по приметам и обведите в кружок. Под каким номером портрет?
Вывешиваю портрет.
7. Дело №5 Учебник
Работаем в учебнике на странице 105 выполняем упражнение 243. Постараемся уточнить и доказать что безударная гласная “опасная орфограмма”. Читаем задание. Разбираем образец. Выполняем самостоятельно в тетради, если требуется помощь поднимаете руку. Какие слова в каждой строчке являются проверочными, какие проверяемые. (проверяем по строчкам)
8. Дело №6 Сами с….
Карточкой под №6 Самостоятельная работа. Три уровня сложности.
Вставьте пропущенную гласную, подберите проверочное слово, обратите внимание на образец.
1.(что делать?)ломать- (что?)лом б..жать- ……. т..нцевать-…. г..ревать-….. сл..дить-…… |
2.(что делать?)смотреть- (что?)смотр сл..дить-…… д..рить-……. кр..чать-…… гл..деть-…… |
3. (что делать?)желтеть- (что?)желтый с..неть-….. кр..снеть-…. м..рить-….. св..тить-…. |
9. Дело №7 Исправь ошибки.
Исправь ошибки в тексте на карточке, сдаем на проверку.
Пришла зема с халодными витрами и трискучими морозами. Все покрылось глубоким снегом, а реку скавал лед. И только на середине реки осталась широкая полынья ,где плавала серая Шейка.
10.Итог:
Итак доказательства собраны.
Что мы должны знать и уметь чтобы доказать что безударная гласная “опасна”?
Правило, уметь ее находить и подбирать проверочное слово.
Повторяем изученное правило.
А зачем мы ее проверяем?
Какие способности нам нужно было использовать на уроке, чтобы успешно провести расследование дел?
У кого появилось желание в будущем выбрать профессию следователя?
Ребята приготовили дома рисунки, портреты различных следователей из мультфильмов, кино, книг.
Дети выходят к доске со своими работами, а остальные пытаются отгадать, что это за персонаж и из какого мультфильма, книги, кинофильма.
11.Домашнее задание: Повторить правило. с.106. Упр.245.