Цели урока:
1. Обучающая: создание условий для получения представления о таком методе сбора эмпирических данных, как опрос; о возможности применения этих методов в рамках работы над проектами.
2. Развивающая: освоение метода сбора и обработки эмпирической информации.
3 Мотивационная: получение опыта создания положительной мотивации к участию в опросе, проведению анкетирования.
Задачи:
1. Воспитательная – формировать познавательный интерес к опросным методам исследовательской проектной деятельности.
2. Учебная - освоить алгоритм проведения опросов. Совершенствовать действия, формирующие у респондента положительную мотивацию к участию в опросе.
Формы: фронтальная; индивидуальная.
Методы: метод Колба: личный опыт (Конкретный опыт) —> наблюдение и анализ (Рефлективное наблюдение) —> теория и знания (Абстрактная концептуализация) —> упражнения и эксперименты (Активное экспериментирование).
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: технология коллективного способа обучения; диалоговая технология; технология взаимодействия и сотрудничества.
Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
Оборудование:
- мешок Деда Мороза внутри, которого лежат ключи от замка.
- снежинки для деления учащихся на группы (общее количество по количеству учащихся; по форме – два вида; три различных цвета.)
- отпечатанные анкеты (по количеству учащихся в классе) – Приложение № 3.
ПЛАН УРОКА
№ |
Этап урока |
Цель этапа |
Время |
I |
Организационный момент |
Сообщение темы урока; постановка цели урока. |
2 мин. |
II |
Изучение нового материала |
||
1 |
Игра “Что в мешке?” |
Получение личного опыта проведения опроса |
7 мин. |
2 |
Работа в парах интервьюирование друг друга |
Получение личного опыта составления опросника. |
5 мин. |
3 |
Работа с предложенными вопросниками |
Анализ опросников |
5 мин. |
4 |
Введение понятия “опрос” |
Получение теории и знаний |
5 мин. |
5 |
Упражнения по составлению опроса на тему “Подготовка к новогоднему карнавалу” |
Отработка сбора информации методом опроса. |
6 мин. |
III |
Закрепление нового материала |
Фронтальная беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы: 1) Что такое, на ваш взгляд, опрос? Где этот метод применяется? 2) С какой целью проводится опрос? 3) Чем опрос отличается от других способов сбора информации? |
7 мин. |
IV |
Итог урока |
Учитель подводит итоги о таком методе сбора эмпирических данных, как опрос; о возможности применения этих методов в рамках работы над проектами. |
|
V |
Домашнее задание |
Отработка полученных знаний |
2 мин. |
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
1. Сообщение темы урока.
2. Постановка цели урока.
II. Изучение нового материала.
- Игра “Что в мешке”.
Из учащихся выбирается ученик,
которому одевается шапка и борода Деда Мороза и
даётся мешок, в котором лежит какой – то предмет
(в данном случае это ключи от кабинета). Его
задача - отвечать на вопросы одноклассников
односложными словами “Да”, “Нет”.
Другая часть учащихся делится на две группы (по
форме снежинок). Каждая группа по очереди задают
по одному вопросу о форме, цвете, размере, способе
применения и т.д., остальные следят за логикой
вопросов и ответов. Побеждает самая внимательная
и собранная группа, которая раньше других
угадает предмет.
Учитель организует обсуждение по задаваемым
вопросам. (Понятные и непонятные вопросы.)
Учащиеся работают в парах,
составляют по три любых вопроса соседу по парте с
целью получения информации от него.
Учитель проводит опрос каждой пары, учащиеся
после выступления каждой пары обсуждают: какая
информация была получена в ходе опроса?
Учащиеся делятся на три группы по
цвету снежинок индивидуально читают текст (Приложение № 1), обсуждают в
группе ответы на предложенные вопросы.
Учитель организует обсуждение вопросов
предложенных в тексте.
Учащиеся индивидуально читают текст (Приложение
№ 2), обсуждают в группе ответы на
предложенные вопросы.
Учитель организует обсуждение вопросов
предложенных в тексте. Внимание учеников
обращается на то, что не всякие вопросы
предназначены для сбора информации, необходимо
различать анкету и тест.
Учитель объясняет понятие “Опрос”, “Респондент”, “Разновидность опроса”, “Интервьюирование”. Учащиеся в энциклопедиях (Толковый словарь русского языка” Ожегов М.2001г., “Большая Российская энциклопедия” М. 2006г.) находят данные определения и записывают их в тетрадях. Обсуждение предыдущей работы в парах: почему некоторым учащимся не удалось получить более полную информацию от Респондента.
Упражнение выполняется в паре с соседом по парте. В каждой паре - один ученик – интервьюер, второй – Респондент. Задача Интервьюера узнать мнение Респондента по теме “Где и как провести новогоднюю ёлку для старшеклассников”.
Опрос учителем двух пар (по желанию учащихся). Обсуждение вопросов.
III. Закрепление нового материала.
Фронтальная беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы: 1) Что такое, на ваш взгляд, опрос? Где этот метод применяется? 2) С какой целью проводится опрос? 3) Чем опрос отличается от других способов сбора информации? Результатом работы должно стать представление о том, кто такой Респондент, что такое опрос, для чего и где он применяется.
IV. Итог урока.
Учитель: Вы получили представление о таком методе сбора эмпирических данных, как опрос; о возможности применения этих методов в рамках работы над проектами. Запишите домашнее задание:
V. Домашнее задание.
Провести опрос любого Респондента (по желанию учащегося). В тетрадях записать, как удалось убедить Респондента принять участие в опросе.