Тема: Многогранный мир чувств.
Цели:
- формировать у учащихся новые понятия об органах чувств,
- о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, показать их значение в жизни человека;
- обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
- учить наблюдательности, развивать воображение и умение делать выводы.
Оборудование:
- иллюстрации строения органов зрения, слуха, вкуса;
- муляж уха;
- таблица “Органы чувств”;
- геометрические фигуры;
- таблички с названиями и фразеологическими оборотами;
- различные предметы (лимон, конфеты, витамины, игрушки из разных материалов;
- магнитофон, “Звуки природы”.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Тема урока.
Когда на свет рождается ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день, и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.
– Тема сегодняшнего урока: “Многогранный мир чувств”.
Напоминаю условия работы (рисунок 1.) :
1. Отвечать чётко, использовать таблицы, книги, учебники.
2. Использовать помощь товарища.
3. Уметь слушать товарища.
1) Актуализация.
– Вспомним то, что мы уже знаем.
Для вас логическая задача: нужно изменить Ф-форму, Ц-цвет, Р-размер геометрических фигур (на доске геометрические фигуры).
Ф Р Ц Ф
– При помощи какого органа вы смогли различить размер, цвет, форму предмета?
Дети. – При помощи глаз.
– Из каких частей состоит глаз?
Дети рассказывают по плакату (рисунок 2) об устройстве глаза
– Для чего на веках ресницы?
Дети. – Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли.
– Как помогают глазам брови?
Дети. – Брови задерживают стекающий пот.
. – Каково значение зрения в жизни человека?
Дети. – Зрение помогает нам читать книги, смотреть телепередачи, любоваться живописью, видеть красоту природы.
– Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. Скажите, что вредно для органов зрения?
Дети. – Плохое освещение, чтение лёжа или в движущемся транспорте, частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера. Зрение ухудшается при некоторых заболеваниях. Особенно страдают глаза при повреждении различными предметами.
– Глаза – важнейший орган чувств человека. Глаза нужно беречь! Помните: испорченное зрение трудно исправить.
Знаете ли вы, что надо делать, чтобы не заболели глаза, а зрение было всегда хорошим?
Дети.
- Не читай книги и газеты лёжа и при плохом свете;
- не читай в автобусах во время езды;
- не сиди близко у экрана телевизора;
- соблюдай осанку во время подготовки уроков;
- лампу поставь слева от себя;
- не наклоняй голову близко над книгой и тетрадью;
- не три глаза грязными руками;
- умывайся каждое утро, лучше с мылом;
- делай гимнастику для глаз, если ты чувствуешь усталость в глазах;
- не бойся проверять глаза у доктора;
- не стесняйся носить очки, если тебе их выписали.
– Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?
Дети: – Зрения недостаточно для представления о предмете тогда, когда свет слабый или отсутствует.
– Да в сумерках человек чувствует себя неуверенно. Он вынужден идти на ощупь, останавливаться и прислушиваться. А еду, например, мы часто различаем быстрее и надёжнее с помощью обоняния и вкуса.
– Сколько органов чувств у человека? Назовите их.
Дети. – Зрение – глаза, слух – уши, обоняние – нос, вкус – язык, осязание – кожа.
2) Совместное открытие знаний.
а) – Выполним задание 10 на стр.45 (по вариантам – по рядам; 4-й столбик у доски выполняет 1 ученик).
– Почему с некоторыми словами возникли трудности? (Слова “приятный” и “неприятный” не имеют прямого отношения к органам чувств)
– Как же мы воспринимаем окружающий мир? Постараемся найти ответ на этот вопрос вместе. А помогут нам в этом Знайки Тома, Оля, Саша, Никита и доктор Пилюлькин в лице Миши. Прошу вас, Знайки, занять свои места.
б) Орган слуха.
– Предлагаю вам всем немного отдохнуть. (Включается запись звуков природы).
– Что вы представляли, слушая эти звуки? (Ответы детей)
– Какой орган помог вам услышать звуки музыки?
Дети. – Уши – орган слуха.
– Да, это уши. Предоставим слово Знайке Томе (Рассказ о строении уха с использованием таблицы (рисунок 3) и муляжа. Учебник стр.42).
(Далее 4 ученика инсценируют стихотворение Э. Мошковской “Доктор”).
Ученик 1.
– Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Ученик 2.
– Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Автор. – Отвечает доктор:
Доктор. – Еже!
Автор. – Отвечает доктор гневно:
Доктор.
– Еже,
Еже,
Ежедневно!
– Так же, как и глаза нужно беречь органы слуха Сильный и резкий шум снижает остроту слуха, отрицательно действует на головной мозг. Простуда и грипп могут вызвать воспаление уха. Поэтому при боли в ушах нужно немедленно обратиться к врачу. Необходимо следить за чистотой ушей. Опасно ковырять в ушах острыми предметами.
Можно повредить внутреннюю часть уха и потерять слух.
– Выполним задание 2 на стр.42.
в) Орган обоняния.
– А сейчас я прошу вас закрыть глаза.(В это время разрезается на части лимон. Не разрешая детям открывать глаза ,прохожу между рядами с половинками лимона в руках. Детям предлагается назвать запах, который их окружает.
– Почему вы называете запах лимона?
– При помощи какого органа вы почувствовали этот запах?
– Да, это нос. О нём нам расскажет Знайка Оля.(Рассказ об органе обоняния, учебник, стр.43)
Разнообразие запахов так велико, что их не удаётся свести в какие-нибудь группы. Поэтому и разнообразие рецепторов обоняния так велико. Но зато мы можем точно узнать по запаху предмет.
– Выполним задание 3 на стр. 43. (Рисунок 5)
– Русский язык богат фразеологизмами. Объясните смысл следующих фразеологизмов (рисунок 4).
“Зарубить на носу” (запомнить)
“Задирать нос” (зазнаваться)
“Водить за нос” (обманывать)
“Нос не дорос” (мал ещё)
г) Орган вкуса.
– Предлагаю снова закрыть глаза и приоткрыть рот. (Заранее приготовленные конфеты и витамины кладу в рот)
– Откройте глаза и расскажите о своих вкусовых ощущениях.
– Почему необходимо было открыть рот, чтобы почувствовать вкус вещества?
– Послушаем рассказ Знайки Саши. (Учебник, стр.43)
– Почему говорят “Язык без костей”? (Это мускулистый орган)
– Ответьте на вопрос задачи 4 на стр. 43, пользуясь рисунком.
– Опытами установлено, что прогулка, лёгкое мышечное напряжение обостряют вкусовые ощущения, а тяжёлая работа притупляет их. Голод повышает чувствительность к сладкому, а к кислому притупляет. Свет и температура способны менять вкусовые ощущения. После обеда активность вкусовых ощущений падает в 2 раза, а спустя полтора часа начинает возрастать.
Вкусовые ощущения очень важны и обеспечивают – в цепи других ощущений – нормальную жизнь организма).
Какова же гигиена вкуса? Слово – доктору.
Доктор. – Пища не должна быть слишком горячей или чересчур холодной. Важное значение для сохранения вкусовых ощущений имеют зубы. Поэтому следует поддерживать их в порядке. Ощущения вкуса прямо связаны с аппетитом, а значит, и с работой органов пищеварения.
д) Орган осязания.
У учителя мешочек, внутри которого находятся игрушки, сделанные из разных материалов .Учитель вызывает по одному трёх учеников. Дети должны на ощупь определить материал, из которого сделана игрушка.
– Что помогло вам определить, из чего сделаны эти игрушки?
Дети. – Это кожа – орган осязания.
-Прочитайте текст на стр.44 первый абзац.
е) Орган равновесия.
– Прочитаем диалог Лены и Миши на стр. 42.
– Думаю, что рисунок поможет вам написать название шестого органа чувств. Об органе равновесия нам расскажет Знайка Никита.(Учебник, стр.43)
ж) Органы чувств и мозг.
– Учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!” Как это понять?
Дети. – Вся информация от разных органов чувств поступает в мозг. Мозг анализирует её и даёт команды разным органам, как действовать.
Мозг – главный орган. Теперь считайте, сколько у нашего головного мозга разных разведчиков – телеграфистов. Глаза – раз, уши – два, кожа – три, язык – четыре, нос – пять, равновесие – шесть. Шесть помощников, а могут рас-
сказать обо всём, что есть на свете.
– Выполните задание 5 на стр. 44.
III. Итог урока.
-Почему же мир чувств многогранный? (Вывод на стр. 44)