Цели:
- развитие коммуникативных навыков, чувства сплоченности, сопереживания, повышения самооценки, создание ситуации успешности,
- развитие умения преодолевать трудности сообща.
Оборудование:
- шапочка звезды,
- телевизор,
- магнитофон,
- маленький резиновый мячик.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы отправляемся в очень далёкую страну. Посмотрите внимательно на экран телевизора, и вы узнаете, где находится эта страна.
Детям показывается отрывок из кинофильма с изображением звёздного неба.
Однажды в этой звёздной стране произошла удивительная история. Послушайте её, ребята.
2. Инсценирование сказки.
Автор. Однажды летом на вечернем небе появилась первая звёздочка. Это была новая, только что родившаяся звезда. Она светилась слабым светом и казалась почти прозрачной. Она была маленькая, слабая и очень пугливая. Звёздочка оглядывалась по сторонам, ёжилась от страха. Ещё бы, ведь она впервые показалась на огромном вечернем небосклоне. Всё вокруг ей казалось чужим и незнакомым. Звёздочка дрожала и тихонько плакала.
Пролетал по небу летний ветерок, увидел звёздочку и удивился.
Ветерок. Какая маленькая, прозрачная звёздочка, она такая бледная и несчастная. Надо ей помочь, развеселить её и успокоить.
Автор. И ветерок стал летать вокруг звёздочки, осушая её слёзы ласковым, тёплым воздухом.
Наступила ночь, на небе стали появляться большие звезды.
Звёзды. Ой, новенькая звёздочка, какая она маленькая и незаметная, она совсем не светится, её совсем не видно в ночном небе.
Автор. Звёздочка испуганно смотрела на яркие звёзды и тихо шевелила своими прозрачными лучиками.
Звёзды засмеялись, засияли и по очереди стали подплывать к звёздочке и притрагиваться к ней своими лучами.
Маленькая звёздочка заулыбалась, и лучики её стали наполняться ярким светом, а большие звёзды встали в хоровод и начали кружиться вокруг звёздочки, продолжая дарить ей своё сияние, и звёздочка засияла вместе с ними. А мимо проплывали синие облачка.
Облачка. Какая красивая новая звезда!
Облачка окружили звёздочку и стали качать её на своих мягких бочках.
Маленькая звёздочка смеялась, сверкала, расправила свои лучи, и ей стало не страшно.
Появилась на ночном небе луна, осветила всё своим белым светом, протянула лунную дорожку к звёздочке.
Луна. Здравствуй, звёздочка, вот ты и стала большой звездой.
Обсуждение сказки.
Вопросы.
Почему звёздочке было страшно?
Как её утешил ветерок?
Что сказали звёзды маленькой звёздочке?
Почему она перестала бояться?
Кто помог ей вырасти?
3. Проверка домашнего задания. (Задание 3 занятия 4 из тетради “Все цвета, кроме чёрного” 3 класс)
Почему важно поддерживать, подбадривать других?
Ты хочешь, чтобы тебя поддерживали?
Что ты чувствуешь, когда тебя поддерживают?
Поддерживают ли тебя родители?
Кто из друзей, тебя поддерживает и в каких случаях?
Учитель. Умение поддерживать своих одноклассников вам сейчас понадобится в игре.
4. Игра “Сделаем вместе”.
Правила игры. Ученики разбиваются на две команды. Из одной команды ученик выходит к доске и выполняет рисунок с завязанными глазами, а ученик из другой команды руководит действиями первого, направляет, подбадривает. Затем они меняются ролями.
Вопросы к детям.
Что было сложнее: рисовать или руководить?
Чувствовал ли ты поддержку друга?
Поддержка вам понадобится и в следующей игре.
5. Игра “Поймай метеорит”.
Представьте себе, что по небу мчится с огромной скоростью метеорит.
Легко ли его поймать?
Правила игры. Игроки стоят в кругу, бросают маленький резиновый мяч друг другу по кругу. Важно поймать быстро брошенный мяч. Если мяч не пойман, бросавший извиняется за то, что плохо бросил мяч и поддерживает товарища одной из фраз:
У тебя обязательно получится!
Попробуй ещё раз, ты сможешь это сделать!
Не волнуйся, всё будет хорошо!
(Фразы записаны на доске.)
6. Упражнение на релаксацию “Твоя звезда”.
(Музыкальное сопровождение – “Песня звёзд” из к/ф “Красная шапочка”).
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…
Теперь представьте себе, что над вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – ваша звезда, она принадлежит вам и заботиться о том., чтобы вы были счастливы. Представьте себе, что вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости… Представьте себе ещё, что этот свет насквозь пронизывает все ваши тела…Теперь последовательно приложите свои руки сначала к сердцу, потом – к шее и ко лбу.
Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах.
Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже испускаете во все стороны лучи ясного тёплого света, и что этот свет идёт ко всем присутствующим в этой комнате…
Пусть каждый подумает обо всех, кто здесь находится, и пошлёт всем немного своего света…
Теперь пошлите немного своего света людям, которых нет в этом классе: вашим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах…
Пусть каждый из вас прислушается к себе. Ощущаете ли вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (Пауза 10 секунд)
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда вы устанете, или у вас грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы…
Учитель. А когда у меня бывает грустное настроение, или уже поздним вечером не хватает сил, чтобы проверить тетради, я обращаю свой взгляд на маленького плюшевого мишку, подаренного мне одним учеником из нашего класса, и ощущаю идущее от него тепло, потому что этот подарок был сделан с добрым чувством.
Любите ли вы получать подарки?
Любите ли вы дарить подарки?
А что вам нравится больше – дарить или получать подарки?
7. Игра “Подарок”
а) Сначала выберите ответ:
Я подарю другу:
- то, что хотел бы получить сам;
- то, что могу сделать сам;
- дорогую игрушку из магазина;
- то, что доставит ему радость.
б) Закончите предложение.
Я буду очень рад, если мне подарят…
Я бы не хотел, чтобы мне подарили…
в) Учитель раздаёт детям сердечки, вырезанные из цветной бумаги.
Сердечки разделены на половинки. У кого половинки совпадают, дарят друг другу что-нибудь со словами “Я хочу подарить тебе…” или “Можно подарить тебе…”. Принимающий подарок должен сказать слова благодарности.
Встаньте, пожалуйста, в круг. Давайте зачерпнём из этого удивительного, волшебного круга чудесного опыта, который вы сегодня получили. Пусть этот опыт помогает вам в жизни бережнее относиться к окружающим.