Урок русского языка во 2-м классе "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Знакомство учащихся со словами, которые выражают различные чувства (с междометиями); установление их роли в речи;
  2. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие языкового чутья;
  3. Воспитание любви и чуткого отношения к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что сегодня вы не просто ученики, а великие исследователи, учёные, филологи. Мы будем углубляться в изучение русского языка. И сейчас вам предстоит сделать открытие. Откройте глаза. Какие качества нужны учёному, чтобы открытие состоялось?

Учитель спрашивает каждого ученика, ответивший учащийся садится. Ответы учеников: терпение, наблюдательность, усидчивость, внимательность, фантазия, ум и т.д.

- Я думаю, все эти качества мы сегодня должны взять с собой на урок. Они обязательно помогут нам совершить открытие.

2. Повторение и актуализация знаний.

- Начнём сегодняшний урок с “Мозговой разминки”, с работы над словами, написание которых нужно запомнить (Учащиеся отгадывают слово, записывают его в тетради, подчёркивая “опасные места” в слове)

  • Человек, проживающий в каком-либо государстве и пользующийся его защитой, правами, исполняющий обязанности - ГРАЖДАНИН
  • Дерево с плодами в виде пучка горьких оранжево-красных ягод, а также сами ягоды – РЯБИНА
  • Антоним к слову грустный – ВЕСЁЛЫЙ
  • Однокоренное имя прилагательное к слову берёза – БЕРЁЗОВЫЙ
  • Буквы, расположенные в строго определённом порядке – АЛФАВИТ
  • Крупный населённый пункт – это … город. Подберите однокоренное прилагательное к слову город и однокоренной глагол – ГОРОДСКОЙ, ГОРОДИТЬ
  • Подберите синоним к словам стужа, холод (Дети подбирают слово мороз). Образуйте однокоренной глагол – ЗА МОРОЗИТЬ
  • Состояние атмосферы в данном месте, в данное время - ПОГОДА

Слова, записанные детьми: Гражданин, рябина, весёлый, берёзовый, алфавит, городской, городить, заморозить, погода.

- Ребята, на какие группы можно разделить эти слова? (по частям речи на три группы: существительные, прилагательные, глаголы) Учащиеся делят слова на группы, подчёркивая существительные одной линией, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя линиями. С учащимися, которые выполнили задание быстрее других вспоминаем, какие слова русского языка называются существительными, прилагательными, глаголами.

Фронтальная проверка выполненного задания.

- Составьте, пожалуйста, предложение со словом ПОГОДА (Ребята устно составляют предложения)

- Ребята, а я составила вот такое предложение:

Ах, погода стоит прекрасная!

Записываем предложение, составляем схему, задаём вопросы к словам.

 

- Ребята, к какой части речи вы не смогли задать вопрос? (К слову Ах)

- А для чего автор поставил в это предложение такое слово? Оно коротенькое и может быть можно обойтись без него? (Ответы и рассуждения детей. Вывод: это слово помогает понять и почувствовать настроение автора)

3. Постановка темы и целей урока:

Сегодня наш разговор пойдёт о словах, которые выражают чувства, но не называют их. Мы будем исследовать языковой материал и учиться находить такие слова.

- Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр. 66. Катя Персикова увидела подснежник. Посмотрите внимательно на её глаза, выражение лица. Что она может сказать? (Дети составляют предложения. Например: Ах, какой чудесный подснежник!) А теперь посмотрите на Вову Колесникова. Что мог сказать Вова? (Ответы учащихся. Например: Ха-ха, подумаешь, цветочек расцвёл!)

- Какие слова помогли вам передать настроение, чувства героев? (Дети перечисляют, а учитель на доске фиксирует)

ах - …..

ох - …..

ух - ….

Эх - ….

Ха –ха - …

Ой-ой-ой - ….

Ай-ай-ай - ….

Учитель сообщает о том, что все эти слова – междометия (запоминание термина не требуется, но табличка с этим термином вывешивается на доску)

- Ребята, очень многие писатели в своих произведениях пользуются междометиями, чтобы сделать свои стихи, сказки, рассказы эмоционально ярче, красочнее. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений, попробуйте на слух найти междометия и, если узнаете произведение, назовите автора и название.

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить.
“Эй, вы, глупые тарелки,
Что вы скачете как белки?...

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
“Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
Воротитеся домой…”

Ох-ох,ох-ох,
Здесь крапива, не горох!...
Ну а дед Ай-ай-ай
Тут сказал со вздохом:
“Ай-ай-ай, ай-ай-ай,
Быть ворчливым плохо!”

- Какие междометия встретились? Какие чувства автор хотел выразить, используя эти междометия? (Учитель на доске заполняет таблицу, которую начали при работе на стр.66. Эта таблица заполняется в течение всего урока. Анализируя предложения, дети определяют какие чувства выражает то или иное междометие, а учитель заносит в таблицу). Заканчивая таблицу, учитель предлагает достроить синонимический ряд:

ах! – радость, удовольствие, восторг…

ох – неудовольствие, усталость…

ух – страх, испуг, удивление…

ой – неожиданность, страх …..

эх – радость, ликование, задор…

ха-ха – насмешка, злорадство… и др.

4. Вывод

Ребята, давайте сделаем вывод, что же такое междометие и какую роль оно играет в речи?

Учащиеся по знакомому с прошлых уроков алгоритму делают вывод: Междометие – это часть речи, к которой нельзя задать вопрос и которая служит для выражения чувств, эмоций человека, делает речь выразительной.

5. Особенности записи междометий в предложении.

Ребята, вспомните, пожалуйста, предложение о погоде, которое мы анализировали в начале урока.(Ах, погода стоит прекрасная!) Как вы думаете, а в письменной речи, что нам поможет понять, что мы, возможно, встретились с междометием? (Знаки препинания. Междометие на письме выделяется запятой)

6. Восстановление деформированного текста. (Работа по группам. Дифференцированный подход)

Учащимся каждой группы даются группы слов, из которых они составляют предложения.

В начале работы дети вспоминают, что предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Повторяют правила записи предложения. Задания по группам раздаются по уровню сложности.

1. как ах снежном лес зимний в красив уборе

2. пушистым ветки покрылись инеем

3. на кружева снежинок из осинках

4. здорово как эх на прокатиться с на лыжах горки

Во время проверки дети зачитывают получившиеся предложения и делают вывод:

  1. Все предложения связаны между собой по смыслу и образуют текст.
  2. Два предложения в тексте по интонации восклицательные. Прочитывают их эмоционально. Объясняют, что помогло автору выразить чувства. Объясняют правила записи предложения.
  3. Придумывают заголовок.

Восстановленный текст записывается учащимися в тетради.

Ах, как красив зимний лес в снежном уборе! Ветки покрылись пушистым инеем. На осинках кружева из снежинок. Эх, как здорово прокатиться с горки на лыжах!

7. Итог.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой частью речи. Расскажите всё, что вы о ней запомнили.

(Дети отвечают, что это междометие - часть речи, к которой нельзя задать вопрос, которая служит для выражения чувств, эмоций человека, делает речь выразительной).

- А я вам хочу открыть один секрет. В русском языке есть ещё часть речи, к которой нельзя задать вопрос. А что это за часть речи, мы узнаем с вами на следующем уроке.

8. Домашнее задание.

- Ребята, я вам сегодня сказала, что многие писатели и поэты для выразительности, эмоциональности, красочности речи в своих произведениях используют междометия. Не хотите ли проверить моё утверждение? Я предлагаю вам проанализировать отрывок из художественного текста, посчитать, сколько встретилось в нем междометий и два наиболее понравившихся предложения с междометиями записать в тетрадь. Стр. 18-, Пётр Ершов “Конек-Горбунок”.