Цели:
- Знакомство учащихся со словами, которые выражают различные чувства (с междометиями); установление их роли в речи;
- Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие языкового чутья;
- Воспитание любви и чуткого отношения к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что сегодня вы не просто ученики, а великие исследователи, учёные, филологи. Мы будем углубляться в изучение русского языка. И сейчас вам предстоит сделать открытие. Откройте глаза. Какие качества нужны учёному, чтобы открытие состоялось?
Учитель спрашивает каждого ученика, ответивший учащийся садится. Ответы учеников: терпение, наблюдательность, усидчивость, внимательность, фантазия, ум и т.д.
- Я думаю, все эти качества мы сегодня должны взять с собой на урок. Они обязательно помогут нам совершить открытие.
2. Повторение и актуализация знаний.
- Начнём сегодняшний урок с “Мозговой разминки”, с работы над словами, написание которых нужно запомнить (Учащиеся отгадывают слово, записывают его в тетради, подчёркивая “опасные места” в слове)
- Человек, проживающий в каком-либо государстве и пользующийся его защитой, правами, исполняющий обязанности - ГРАЖДАНИН
- Дерево с плодами в виде пучка горьких оранжево-красных ягод, а также сами ягоды – РЯБИНА
- Антоним к слову грустный – ВЕСЁЛЫЙ
- Однокоренное имя прилагательное к слову берёза – БЕРЁЗОВЫЙ
- Буквы, расположенные в строго определённом порядке – АЛФАВИТ
- Крупный населённый пункт – это … город. Подберите однокоренное прилагательное к слову город и однокоренной глагол – ГОРОДСКОЙ, ГОРОДИТЬ
- Подберите синоним к словам стужа, холод (Дети подбирают слово мороз). Образуйте однокоренной глагол – ЗА МОРОЗИТЬ
- Состояние атмосферы в данном месте, в данное время - ПОГОДА
Слова, записанные детьми: Гражданин, рябина, весёлый, берёзовый, алфавит, городской, городить, заморозить, погода.
- Ребята, на какие группы можно разделить эти слова? (по частям речи на три группы: существительные, прилагательные, глаголы) Учащиеся делят слова на группы, подчёркивая существительные одной линией, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя линиями. С учащимися, которые выполнили задание быстрее других вспоминаем, какие слова русского языка называются существительными, прилагательными, глаголами.
Фронтальная проверка выполненного задания.
- Составьте, пожалуйста, предложение со словом ПОГОДА (Ребята устно составляют предложения)
- Ребята, а я составила вот такое предложение:
Ах, погода стоит прекрасная!
Записываем предложение, составляем схему, задаём вопросы к словам.
- Ребята, к какой части речи вы не смогли задать вопрос? (К слову Ах)
- А для чего автор поставил в это предложение такое слово? Оно коротенькое и может быть можно обойтись без него? (Ответы и рассуждения детей. Вывод: это слово помогает понять и почувствовать настроение автора)
3. Постановка темы и целей урока:
Сегодня наш разговор пойдёт о словах, которые выражают чувства, но не называют их. Мы будем исследовать языковой материал и учиться находить такие слова.
- Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр. 66. Катя Персикова увидела подснежник. Посмотрите внимательно на её глаза, выражение лица. Что она может сказать? (Дети составляют предложения. Например: Ах, какой чудесный подснежник!) А теперь посмотрите на Вову Колесникова. Что мог сказать Вова? (Ответы учащихся. Например: Ха-ха, подумаешь, цветочек расцвёл!)
- Какие слова помогли вам передать настроение, чувства героев? (Дети перечисляют, а учитель на доске фиксирует)
ах - …..
ох - …..
ух - ….
Эх - ….
Ха –ха - …
Ой-ой-ой - ….
Ай-ай-ай - ….
Учитель сообщает о том, что все эти слова – междометия (запоминание термина не требуется, но табличка с этим термином вывешивается на доску)
- Ребята, очень многие писатели в своих произведениях пользуются междометиями, чтобы сделать свои стихи, сказки, рассказы эмоционально ярче, красочнее. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений, попробуйте на слух найти междометия и, если узнаете произведение, назовите автора и название.
Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить.
“Эй, вы, глупые тарелки,
Что вы скачете как белки?...А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
“Ой-ой-ой, ой-ой-ой,
Воротитеся домой…”Ох-ох,ох-ох,
Здесь крапива, не горох!...
Ну а дед Ай-ай-ай
Тут сказал со вздохом:
“Ай-ай-ай, ай-ай-ай,
Быть ворчливым плохо!”
- Какие междометия встретились? Какие чувства автор хотел выразить, используя эти междометия? (Учитель на доске заполняет таблицу, которую начали при работе на стр.66. Эта таблица заполняется в течение всего урока. Анализируя предложения, дети определяют какие чувства выражает то или иное междометие, а учитель заносит в таблицу). Заканчивая таблицу, учитель предлагает достроить синонимический ряд:
ах! – радость, удовольствие, восторг…
ох – неудовольствие, усталость…
ух – страх, испуг, удивление…
ой – неожиданность, страх …..
эх – радость, ликование, задор…
ха-ха – насмешка, злорадство… и др.
4. Вывод
Ребята, давайте сделаем вывод, что же такое междометие и какую роль оно играет в речи?
Учащиеся по знакомому с прошлых уроков алгоритму делают вывод: Междометие – это часть речи, к которой нельзя задать вопрос и которая служит для выражения чувств, эмоций человека, делает речь выразительной.
5. Особенности записи междометий в предложении.
Ребята, вспомните, пожалуйста, предложение о погоде, которое мы анализировали в начале урока.(Ах, погода стоит прекрасная!) Как вы думаете, а в письменной речи, что нам поможет понять, что мы, возможно, встретились с междометием? (Знаки препинания. Междометие на письме выделяется запятой)
6. Восстановление деформированного текста. (Работа по группам. Дифференцированный подход)
Учащимся каждой группы даются группы слов, из которых они составляют предложения.
В начале работы дети вспоминают, что предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Повторяют правила записи предложения. Задания по группам раздаются по уровню сложности.
1. как ах снежном лес зимний в красив уборе
2. пушистым ветки покрылись инеем
3. на кружева снежинок из осинках
4. здорово как эх на прокатиться с на лыжах горки
Во время проверки дети зачитывают получившиеся предложения и делают вывод:
- Все предложения связаны между собой по смыслу и образуют текст.
- Два предложения в тексте по интонации восклицательные. Прочитывают их эмоционально. Объясняют, что помогло автору выразить чувства. Объясняют правила записи предложения.
- Придумывают заголовок.
Восстановленный текст записывается учащимися в тетради.
Ах, как красив зимний лес в снежном уборе! Ветки покрылись пушистым инеем. На осинках кружева из снежинок. Эх, как здорово прокатиться с горки на лыжах!
7. Итог.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой частью речи. Расскажите всё, что вы о ней запомнили.
(Дети отвечают, что это междометие - часть речи, к которой нельзя задать вопрос, которая служит для выражения чувств, эмоций человека, делает речь выразительной).
- А я вам хочу открыть один секрет. В русском языке есть ещё часть речи, к которой нельзя задать вопрос. А что это за часть речи, мы узнаем с вами на следующем уроке.
8. Домашнее задание.
- Ребята, я вам сегодня сказала, что многие писатели и поэты для выразительности, эмоциональности, красочности речи в своих произведениях используют междометия. Не хотите ли проверить моё утверждение? Я предлагаю вам проанализировать отрывок из художественного текста, посчитать, сколько встретилось в нем междометий и два наиболее понравившихся предложения с междометиями записать в тетрадь. Стр. 18-, Пётр Ершов “Конек-Горбунок”.