Пояснительная записка
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний практической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека.
Программа знакомит учащихся со значением биоритмов в жизни человека и позволяет получить практические рекомендации в сбережении своего здоровья.
Особенность занятий носит проблемный, дискуссионный и практический характер с включением в них содержания вопросов, которые исследуются в современной науке.
Цели курса.
- Убедить учащихся, что вся жизнь на Земле, от клетки до биосферы, подчинена определенным ритмам.
- Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья, связанных с биоритмами.
Задачи курса.
- Формировать у учащихся познавательный интерес к живой природе через поисковую и творческую деятельность.
- Развитие умения практико-ориентировочной деятельности в конкретной ситуации, что поможет в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии.
- Помочь овладеть методиками самоисследования, технологией составления презентацией и использовать данный материал для портфолио, продолжить обучение в профильном классе.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны:
- знать и характеризовать природные ритмы, их значение для живых организмов;
- уметь вести наблюдение во время экскурсии;
- развивать навыки самоисследования, отбирать необходимый для занятий дополнительный материал;
- отработать стратегию и тактику поведения в период подготовки к экзаменам;
- повысить сопротивляемость к стрессам.
Основные формы и методы изучения курса: лекции, семинары-практикумы, лабораторные работы, дискуссии. Для расширения кругозора и знакомством со значением фотопериодической реакции в хозяйственной деятельности рекомендуется экскурсия. Это дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками на всех занятиях.
Форма итоговой аттестации.
- Тестовый контроль;
- Дискуссия по проблемным вопросам курса.
Содержание
Тема 1. Введение (1 час)
Что такое биоритмология. Цикличность и ритмичность. Вся жизнь на Земле, от клетки до биосферы, подчинена определенным ритмам.
Классификация природных ритмов у живых организмов. Внутренние (связанные с его собственной жизнедеятельностью). Внешние (циклические изменения в окружающей среде).
Внутренние (эндогенные) ритмы: физиологические и экологические.
Экологические ритмы (суточные, годичные, приливные, лунные и др.).
Понятие о циркадных и цирканных ритмах.
Адаптивные биологические ритмы как приспособление живых существ к регулярным экологическим изменениям во внешней среде.
Биологические часы.
Тема 2. Приспособительные ритмы жизни (4 часа).
Суточные и годовые ритмы у растений. Фотопериодизм. Центры многообразия происхождения культурных растений. Растения короткого и длинного дня. Значение фотопериодической реакции растений в хозяйственной деятельности человека.
Суточные и годовые ритмы у животных. Особенности физиологии и поведения у птиц в период размножения, линьки, миграции, зимовки.
Значение особенностей годового цикла жизнедеятельности птиц (на примере отряда Куриных) в разработке научных основ их содержания, разведения, а также увеличение продуктивности.
Демонстрация. Влияние длины светового дня на выращивание редиса.
Практическая работа. Тема: “Центры многообразия и происхождения культурных растений”. Перечислить название центров культурных растений по В.И. Вавилову, нанести их на контурную карту, указать название растений.
Семинар. Тема: “Суточные и годовые ритмы на примере птиц”.
Экскурсия. Тема: “Моделирование фотопериодических условий на птицефабрике”.
Тема 3. Биоритмы в жизни человека (3 часа).
Биологические ритмы, их проявление у человека. Три основные группы биоритмов: ритмы высокой, средней и низкой частоты. Ритмы высокой частоты - чередование вдоха и выдоха, сердцебиение, биоэлектрические процессы в нервных клетках и др. Ритмы средней частоты - смена сна и бодрствования. Ритмы низкой частоты - недельные, лунные, месячные, сезонные. Исследования Л. А. Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Практическое применение знаний о биоритмах. Хрономедицина - направление в современной медицине.
Лабораторная работа. Тема: “Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей”.
Проектная деятельность. Тема: “Микроисследование по биоритмам или утомлению” (методика дается заранее желающим учащимся).
Самоисследование. Кто вы “Жаворонок” или “Сова”.
Практикум. “Как лучше готовится к экзаменам”.
Тема 4. Итоговое занятие (1 час).
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Всего часов | Вид занятия | Форма контроля |
1. | Введение Что изучает биоритмология. |
1 | Лекция | |
2. | Приспобительные ритмы жизни.
|
4 | Лекция с демонстрацией. Практическая
работа. Семинар. Экскурсия (2 ч.) |
Отчет по практической работе. Участие в семинаре. Отчет об экскурсии. Защита презентации. |
3. | Биоритмы в жизни человека
|
3 | Лекция. Лабораторная работа. Микроисследование Семинар-практикум. |
Отчет по самоисследованию. Анкетирование. Работа в микрогруппах. |
4. | Итоговое занятие | 1 | Семинар-зачет | Тестирование. Дискуссия. |
Итого | 9 |
Литература
(для учителя)
- Чернова Н. М., Былова А.М. Общая экология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Дрофа 2004.
- Малахов Г. П. Биоритмология. Изд. Невский проспект, Санкт-Петербург, 2003.
- Гербер Р. М. Вибрационная медицина-М: 1998.
- Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология человека. - М.: Дрофа, 1998.
Литература
(для учащихся)
- Федорова М. З., Кучменко, В. С., Воронина Г. А. Экология человека. Учебное пособие для учащихся 8 класса- М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2006.
- Гиляров М. С. Энциклопедический словарь юного биолога- М.: Педагогика, 1986.
- Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии 10 класс- М.: Дрофа, 2004.