Урок русского языка в 4-м классе (1 – 4) по теме "Предложный падеж имен существительных" по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с признаками предложного падежа имен существительных.

Задачи:

  1. Формировать умение правильно употреблять существительные в предложном падеже;
  2. Развивать орфографическую зоркость, связную речь, умение выполнять синтаксический разбор предложения, обогащать и активировать словарный запас;
  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Запись вальса Г.Свиридова «Метель».

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит вальс Г.Свиридова «Метель». (Приложение 2)

2. Актуализация знаний.

1. -Какое сейчас время года хозяйничает на земле? (Зима)

-Изменчива погода зимой. То выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится ясное небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.

-Сегодня мы совершим путешествие к волшебнице-зиме.

Оформление тетрадей.

На доске: Вьюга, пурга, метель, буран.

-Какие это слова? (Слова-синонимы) (Приложение 1)

-Расположите их по степени возрастания силы этих природных явлений.

Запись: Метель, пурга, вьюга, буран.

2. Работа над фразеологизмом.

На доске:

«Куда ты ведешь нас?
Не видно ни зги,-
Сусанину с сердцем вскричали враги»

К. Рылеев.

-«Ни зги не видно». Когда так говорят?

Объяснение учителя. (Приложение 3)

3. Фонетический разбор слова метель.

4. Работа с орфограммами.

На доске:

Пр-летели к нам м-тели,
Зал-пили сн-гом щели,
На окне ст-рик м-р-з
Льдинкой росписи нанес.

-Объясните орфограммы. Определите падежи.

5. Работа над предложением

-Распространите предложение. Выполните синтаксический разбор.

Прилетели к нам метели.

На доске: С    П

Когда? Откуда? К кому? Какие? Какие?

Запись: Зимой с далекого севера к нам прилетели холодные снежные метели.

Физкультминутка.

3. Постановка учебной задачи. Выход из затруднения.

Обратиться к стихотворению.

-Найдите место затруднения. (на окне)

-Подберем предлоги. О, об, в, во, на, при.

-Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. А предложным он называется потому, что употребляется всегда с предлогом.

4. Первичное закрепление.

1. Диктовка: Русский лес зимой очень красив! На хрупких ветках берез серебрится иней.

На хвойных ресницах ели лежат пушистые снежинки. В белых нарядах стоят деревья. О нашей зиме написано много стихотворений.

-Найдите имена существительные в предложном падеже. Подчеркните предлоги.

2. Рассказ о падеже по плану:

  1. почему падеж получил такое название?
  2. вопросы падежа.
  3. слово-помощник (думаю, говорю).
  4. предлоги (о, об, в, во, на, при,).

Рассказ о падеже.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа по учебнику. Выполнение упражнения.

6. Включение нового систему знаний и повторение.

-Восстановите деформированный текст.

Снежные узоры.
ночь, сильно, за, похолодало
морозное, наступило, утро
появились, удивительные, окнах, на, узоры
они, в, сверкают, лучах, солнца
узоры, как, красивы, снежные
мастер, какой, нанес, стекла, на, чудесный, рисунок

-Определите падежи имен существительных.

7. Итог.

Чтение стихотворения Граубина «Спросили Лежебокина».

-Русская зима вступила в свои права. Тихо и плавно падают из облаков на землю кружевные снежинки. Закройте глаза и представьте себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью.

Вы сегодня хорошо поработали, и мне хочется подарить вам эти чудесные снежинки.