Цель урока: Сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на плоскость проекций.
Оборудование необходимое для урока:
- модель детали, инструменты,
- формат А-4
Ход урока
Необходимо построить прямоугольную проекцию детали.
Рис.1
Расположим предмет перед плоскостью проекций так, чтобы на изображении он оказался видимым только с одной стороны, построим его прямоугольную проекцию.
Условие: предмет расположен параллельно фронтальной плоскости
Выполним Графическую работу № 8-1
Задание: “Выполнить чертеж детали (рис.119а) [1] если она расположена параллельно фронтальной плоскости, нанести размеры. Масштаб 1:1.Выполнить наглядное изображение данной детали (изометрию)”
Работа выполняется по алгоритму, с показом на доске:
Анализ геометрической формы и симметричности детали
Деталь имеет форму прямоугольного параллелепипеда, в торцовых гранях которого выполнены одинаковые пазы, имеющие форму прямоугольных паралле-лепипедов. Деталь симметрична относительно одной плоскости симметрии.
Установление главного вида, анализ его графического состава.
Главный вид детали – прямоугольник, в двух меньших сторонах – прямоугольные вырезы. У изображения – одна ось симметрии.
Выбираем масштаб изображения, производим расчёт рабочего поля.
Проводим две взаимно-перпендикулярные плоскостные оси XY и ZY;
Рис.2
Деталь параллельна фронтальной плоскости, значит её фронтальная проекция (вид спереди) располагается на фронтальной плоскости в осях XZ.
Выполняем фронтальную проекцию детали.
- Строим габаритный прямоугольник размерами 64*50 мм, отступив от оси Z на 20 мм.
Рис.3
- Так, как деталь симметрична, ось симметрии вертикальная.
Проводим ось симметрии параллельно оси Z
Рис.4
- В двух меньших сторонах - прямоугольные вырезы. Для их построения от оси симметрии влево и вправо проводим прямые линии параллельно оси Z на расстоянии 17мм.
Рис.5
Параллельно оси X проводим две прямые линии: первую на расстоянии 10мм от оси X , вторую от этой прямой на расстоянии 30мм
Рис.6
- Проводим размерные линии - не забывая, а том, что линейные размеры наносят с помощью трех тонких сплошных линий (толщиной – S/3) – двух выносных и одной размерной, которые проводятся параллельно линии контура той части детали, размер которой она определяет, и перпендикулярно выносным линиям.
По полученной проекции мы можем судить лишь о двух измерениях предмета, в данном случае - высоте и ширине, а какова толщина (длина) предмета?
Пользуясь полученной проекцией, мы этого сказать, не можем. Значит, одна проекция не выявляет третье его измерения. Чтобы по такому изображению можно было судить о форме детали, его дополняют, указанием толщены (S) детали.
Так поступают, если деталь несложной формы (толщина до 15мм), т.е. её условно можно считать плоской.
Рис.7
Обводка чертежа:
- Обводим контур детали мягким карандашом, начиная с горизонтальных прямых, т.е. прямых параллельных оси Х, сплошной основной линией.
Рис.8
Затем прямые параллельные оси Z .
Рис.9
- Наносим размеры.
Рис.10
Выполняем наглядное изображение детали.
- Построим оси изометрии, ограничивающие эту плоскость в которой лежит деталь, т.е. оси XYZ
Рис.11
- Вычерчиваем габаритный прямоугольник размерами 64*50, отступив от оси X и Z по 20мм
Рис.12
- Проводим ось симметрии параллельно оси Z
Рис.13
- Вычерчиваем два прямоугольных выреза. Для их построения: от оси симметрии влево и вправо проводим прямые линии параллельно оси Z на расстоянии 17мм.
Рис.14
Параллельно оси X проводим две прямые линии: первую на расстоянии 10мм, вторую от этой прямой на расстоянии 30мм.
Рис.15
- Обводим контур детали мягким карандашом, начиная с прямых, которые параллельны оси Х сплошной основной линией, затем прямые параллельные оси Z
Рис.16
(оформление графической работы на формате А-4)
Д/З Графическая работа №8-2
Задание: “Выполнить чертеж детали (рис.119б) [1] если она расположена параллельно горизонтальной плоскости, нанести размеры.
Выполнить наглядное изображение (изометрию)”
Литература:
1. Черчение. А.Д. Ботвинников и др. 1992,М.: Просвещение
Рис.17
Рис.18