Цели:
- Формировать элементарную систему знаний о змеях, как животных приспособленных к жизни в воде (уж) и на суше (питон).
- Закреплять умение сравнивать животных разных экологических групп, отражать в речи результат сравнения.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к жизни животных, к исследовательской деятельности.
- Развивать эмпатию.
Словарь:
Питон королевский, тигровый, индийский, выползок, уж обыкновенный, аспид, гремучая змея, кобра, хладнокровные.
Предварительная работа:
Наблюдение за питоном, ужом, сравнение водной и сухопутной черепах; устройство домика для питона. Рассматривание иллюстраций об ужах и питонах (о змеях); рассказ воспитателя о змеях, обитающих в природе; рассматривание шкурки питона.
Материал и пособия:
живые объекты (питон, уж), ванночки с водой и камушками, корм для ужа (килька свежемороженая), “волшебная коробочка”, куриное яйцо, ленточки для измерения, мазь со змеиным ядом.
Музыкальный ряд:
Просмотр видео “Змеи в природе”
Ход занятия
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об интересных вещах. А о чем, попробуйте догадаться сами.
Показ детям “волшебной коробочки” (в ней яйцо куриное). Сообщить детям, что в коробочке лежит то, что имеет отношение к нашему разговору.
Игра “Да-нет-ка”
(Если не отгадают), то: ребята, в том, что лежит в коробочке, зарождается чья-то жизнь. (Версии детей) Если отгадают: что лежит в коробочке, то У кого еще начинается жизнь в яйце? (версии детей)
1. Показ детям питона и ужа:
2. Как называются эти животные?
3. Как вы узнали ужа, питона?
В чем их необычность? (необычность в том, что они безногие, покрыты чешуей, блестящие, переливаются, как передвигаются).
4. Чем они различаются?
Они разные по размеру, - если уж маленький, то питон большой; по окрасу: уж черный с желтым пятнышком на голове, а питон с желтыми пятнышками по всему телу.
5. Чем они похожи?
Формой тела, строением тела, и уж и питон похожи на веревочки, они относятся к группе змей, они холодные, гладкие.
6. Каких еще змей вы знаете (версии детей)
Предложить детям покормить и покупать питона.
Игра “Превращение”.
Дети стоят в кругу (или произвольно).
Ведущий предлагает детям закрыть глаза.
- Те дети, до которых я сейчас дотронусь, превратятся в змеек. У каждого змейка будет своя. Рассмотрите, какая она:
- Какого окраса у нее кожа?
- Что она делает? (греется на солнце, охотится и т.п.)
- Как она движется?
- Откройте глаза, попытайтесь изобразить свою змейку.
- Передайте ее движения, дыхание, желания.
- Ощутите, что вы стали змейкой.
- Змейки могут использовать любое свободное пространство в кабинете.
Дети изображают змеек 3-5 минут.
- Потихоньку змейки начинают двигаться к своим местам. Те, до которых я дотрагиваюсь, превращаются обратно в ребят.
Обсуждение:
- Кто хочет рассказать, поделиться о том, что он увидел и что он ощутил, когда бы змеей?
Вспомогательные вопросы:
- Какой змейкой ты был? (большой, маленькой, название змеи и т.п.)
- Что она делала, чего хотела? (спала, охотилась, купалась)
- Понравилось ли быть змеей?
Все желающие рассказывают, что они увидели и ощутили.
Просмотр видеофильма о том, как змеи сбрасывают кожу.
Рассматривание сброшенной змеиной кожи.
Литература:
- Детская энциклопедия “РосМЭН”;
- “Живой мир - энциклопедия”;
- “Тайны живой природы” Рик Мопис;
- “Покажи мне их” Андре Бертино;
- “Рики-тики-тави Андре Бертино”;
- “366... и даже больше рассказов о животных” Андре Бертино;
- Энциклопедия “Я познаю мир”;
- Энциклопедия “Все обо всем”
Конспект занятия “Вода-водичка – воздуху сестричка”
(старшая группа)
Задачи:
- учить находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов, исследовательской деятельности);
- учить детей анализировать свое эмоциональное состояние и находить причину;
- формировать у детей представление о трех состояниях воды (жидкое, газообразное, твердое);
- формировать интерес к явлениям окружающей среды
- расширять представления о значении воды для природы и для человека;
- развивать речь (рассуждение и речь-доказательство), произвольное внимание, эстетические чувства к великой русской реке Волге;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
- беседа о свойствах воды, о ее агрегатных состояниях; рассматривание иллюстраций об источниках воды (колодец, родник, лужица, озеро); проведение опытов по очистке воды; просмотр видеофильмов о водных пространствах нашей Родины; наблюдение за облаками, дождем, градом, снегопадом и т.д.
Дидактические игры:
- Моделирование “Маленькие человечки”,
- “Кому нужна вода”,
- “Экологическая пирамида”,
- “Где можно найти воду”,
- “Что произойдет, если…”,
- “Что опасно для воды?”,
- “Кто живет в воде?”,
- “Путешествие капельки”,
Прослушивание музыкальных произведений:
- А. Филиппенко “Дождик”,
- Н. Кувшинникова “Гроза”.
Художественная литература:
- Чижевский “Я познаю мир”,
- Урапова И.И. “Хрестоматия по экологии”,
- Дитрих “Почемучка”,
- Ранжин В.А. “Экологический букварь”,
- Рыжова Н.А. “Наш дом – природа”,
- Седеницкая Е.А. “Экологическая мозаика”,
Материал:
“Ящик ощущений”, тарелочки со льдом, минеральная вода “Волжанка”, минеральная вода из “Прилесья”, видеофильм о Волге, термос с кипятком, магнитофон, кассета с записью “Звуки воды”, оборудование для очистки воды, салфетки.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.
- Какие у нас есть помощники, которые помогут нам в исследовании? (версии детей: глаза, руки, нос, язык). Отгадав загадки вы узнаете, что сегодня мы с вами будем исследовать. Будьте внимательны.
Первая загадка (звукозапись шум фонтана)
- Что помогло вам отгадать загадку?
Вторая загадка (пар из термоса)
- А это что вам помогло?
Третья загадка “Лед в ящике ощущений”
- В данном случае, что было вашими помощниками?
- С помощью чего или каких помощников мы отгадали загадки? (версии детей)
- А если не будет воды? Мы смогли бы услышать шум фонтана, увидеть пар, ощутить лед? (версии детей)
- Значит что такое вода? /(версии детей)
- Вода – это жидкость, которая встречается в природе в разных состояниях: в твердом, жидком и газообразном.
- Говорят, вода везде. Где можно найти капельку воды? (версии детей)
1) Игра “Живая капелька”
Дети называют источник воды, при этом подавая друг другу руку. В итоге получается большой замкнутый круг – большая капелька.
- А во всех ли источниках вода одинаковая? ( Воспитатель предлагает определить из какого источника взята вода?)
2) Исследовательская деятельность (определение воды). Вниманию детей предоставляется вода в пластмассовых стаканчиках. Методом исключения дети должны назвать где какая вода и наклеить модельки (речная – мутная с примесью, водопроводная – с запахом хлора, минеральная с пузырьками воздуха, вода из профилактория “Прилесье” - желтоватого цвета, дети ее пробуют на вкус и придумывают что можно нарисовать на этикетке этой воды.
- Ребята, а самая большая вода где? (в океане)
- А вокруг нашего города? (в реке Волге)
3) Показ сюжета о Волге. Во время показа вопросы к детям:
- Что вы знаете о Волге?
- А что мы должны делать, чтобы не навредить нашей красавице, сохранить ее? (версии детей)
- А теперь представьте, что мы с вами отправились в поход в лес и остались там на ночлег. Где мы можем взять воду, для приготовления пищи, чая, постирать и т.д.) (версии детей)
- А можно ли использовать воду в таком состоянии, в каком она встречается в природе? (версии детей)
4) Показ схемы очистки воды:
- На всякий случай я вам предлагаю поучиться фильтровать воду.
5) Опытническая деятельность. Очистка воды разными способами (через вату, фильтровальную бумагу).