Конспекты занятий из личного опыта по экологическому воспитанию

Разделы: Экология


Цели:

  1. Формировать элементарную систему знаний о змеях, как животных приспособленных к жизни в воде (уж) и на суше (питон).
  2. Закреплять умение сравнивать животных разных экологических групп, отражать в речи результат сравнения.
  3. Воспитывать интерес и бережное отношение к жизни животных, к исследовательской деятельности.
  4. Развивать эмпатию.

Словарь:

Питон королевский, тигровый, индийский, выползок, уж обыкновенный, аспид, гремучая змея, кобра, хладнокровные.

Предварительная работа:

Наблюдение за питоном, ужом, сравнение водной и сухопутной черепах; устройство домика для питона. Рассматривание иллюстраций об ужах и питонах (о змеях); рассказ воспитателя о змеях, обитающих в природе; рассматривание шкурки питона.

Материал и пособия:

живые объекты (питон, уж), ванночки с водой и камушками, корм для ужа (килька свежемороженая), “волшебная коробочка”, куриное яйцо, ленточки для измерения, мазь со змеиным ядом.

Музыкальный ряд:

Просмотр видео “Змеи в природе”

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об интересных вещах. А о чем, попробуйте догадаться сами.

Показ детям “волшебной коробочки” (в ней яйцо куриное). Сообщить детям, что в коробочке лежит то, что имеет отношение к нашему разговору.

Игра “Да-нет-ка”

(Если не отгадают), то: ребята, в том, что лежит в коробочке, зарождается чья-то жизнь. (Версии детей) Если отгадают: что лежит в коробочке, то У кого еще начинается жизнь в яйце? (версии детей)

1. Показ детям питона и ужа:

2. Как называются эти животные?

3. Как вы узнали ужа, питона?

В чем их необычность? (необычность в том, что они безногие, покрыты чешуей, блестящие, переливаются, как передвигаются).

4. Чем они различаются?

Они разные по размеру, - если уж маленький, то питон большой; по окрасу: уж черный с желтым пятнышком на голове, а питон с желтыми пятнышками по всему телу.

5. Чем они похожи?

Формой тела, строением тела, и уж и питон похожи на веревочки, они относятся к группе змей, они холодные, гладкие.

6. Каких еще змей вы знаете (версии детей)

Предложить детям покормить и покупать питона.

Игра “Превращение”.

Дети стоят в кругу (или произвольно).

Ведущий предлагает детям закрыть глаза.

- Те дети, до которых я сейчас дотронусь, превратятся в змеек. У каждого змейка будет своя. Рассмотрите, какая она:

  1. Какого окраса у нее кожа?
  2. Что она делает? (греется на солнце, охотится и т.п.)
  3. Как она движется?

- Откройте глаза, попытайтесь изобразить свою змейку.

  • Передайте ее движения, дыхание, желания.
  • Ощутите, что вы стали змейкой.
  • Змейки могут использовать любое свободное пространство в кабинете.

Дети изображают змеек 3-5 минут.

- Потихоньку змейки начинают двигаться к своим местам. Те, до которых я дотрагиваюсь, превращаются обратно в ребят.

Обсуждение:

  • Кто хочет рассказать, поделиться о том, что он увидел и что он ощутил, когда бы змеей?

Вспомогательные вопросы:

- Какой змейкой ты был? (большой, маленькой, название змеи и т.п.)

- Что она делала, чего хотела? (спала, охотилась, купалась)

- Понравилось ли быть змеей?

Все желающие рассказывают, что они увидели и ощутили.

Просмотр видеофильма о том, как змеи сбрасывают кожу.

Рассматривание сброшенной змеиной кожи.

Литература:

  1. Детская энциклопедия “РосМЭН”;
  2. “Живой мир - энциклопедия”;
  3. “Тайны живой природы” Рик Мопис;
  4. “Покажи мне их” Андре Бертино;
  5. “Рики-тики-тави Андре Бертино”;
  6. “366... и даже больше рассказов о животных” Андре Бертино;
  7. Энциклопедия “Я познаю мир”;
  8. Энциклопедия “Все обо всем”

Конспект занятия “Вода-водичка – воздуху сестричка”

(старшая группа)

Задачи:

  • учить находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов, исследовательской деятельности);
  • учить детей анализировать свое эмоциональное состояние и находить причину;
  • формировать у детей представление о трех состояниях воды (жидкое, газообразное, твердое);
  • формировать интерес к явлениям окружающей среды
  • расширять представления о значении воды для природы и для человека;
  • развивать речь (рассуждение и речь-доказательство), произвольное внимание, эстетические чувства к великой русской реке Волге;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

- беседа о свойствах воды, о ее агрегатных состояниях; рассматривание иллюстраций об источниках воды (колодец, родник, лужица, озеро); проведение опытов по очистке воды; просмотр видеофильмов о водных пространствах нашей Родины; наблюдение за облаками, дождем, градом, снегопадом и т.д.

Дидактические игры:

  1. Моделирование “Маленькие человечки”,
  2. “Кому нужна вода”,
  3. “Экологическая пирамида”,
  4. “Где можно найти воду”,
  5. “Что произойдет, если…”,
  6. “Что опасно для воды?”,
  7. “Кто живет в воде?”,
  8. “Путешествие капельки”,

Прослушивание музыкальных произведений:

  1. А. Филиппенко “Дождик”,
  2. Н. Кувшинникова “Гроза”.

Художественная литература:

  1. Чижевский “Я познаю мир”,
  2. Урапова И.И. “Хрестоматия по экологии”,
  3. Дитрих “Почемучка”,
  4. Ранжин В.А. “Экологический букварь”,
  5. Рыжова Н.А. “Наш дом – природа”,
  6. Седеницкая Е.А. “Экологическая мозаика”,

Материал:

“Ящик ощущений”, тарелочки со льдом, минеральная вода “Волжанка”, минеральная вода из “Прилесья”, видеофильм о Волге, термос с кипятком, магнитофон, кассета с записью “Звуки воды”, оборудование для очистки воды, салфетки.

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.

- Какие у нас есть помощники, которые помогут нам в исследовании? (версии детей: глаза, руки, нос, язык). Отгадав загадки вы узнаете, что сегодня мы с вами будем исследовать. Будьте внимательны.

Первая загадка (звукозапись шум фонтана)

- Что помогло вам отгадать загадку?

Вторая загадка (пар из термоса)

- А это что вам помогло?

Третья загадка “Лед в ящике ощущений”

- В данном случае, что было вашими помощниками?

- С помощью чего или каких помощников мы отгадали загадки? (версии детей)

- А если не будет воды? Мы смогли бы услышать шум фонтана, увидеть пар, ощутить лед? (версии детей)

- Значит что такое вода? /(версии детей)

- Вода – это жидкость, которая встречается в природе в разных состояниях: в твердом, жидком и газообразном.

- Говорят, вода везде. Где можно найти капельку воды? (версии детей)

1) Игра “Живая капелька”

Дети называют источник воды, при этом подавая друг другу руку. В итоге получается большой замкнутый круг – большая капелька.

- А во всех ли источниках вода одинаковая? ( Воспитатель предлагает определить из какого источника взята вода?)

2) Исследовательская деятельность (определение воды). Вниманию детей предоставляется вода в пластмассовых стаканчиках. Методом исключения дети должны назвать где какая вода и наклеить модельки (речная – мутная с примесью, водопроводная – с запахом хлора, минеральная с пузырьками воздуха, вода из профилактория “Прилесье” - желтоватого цвета, дети ее пробуют на вкус и придумывают что можно нарисовать на этикетке этой воды.

- Ребята, а самая большая вода где? (в океане)

- А вокруг нашего города? (в реке Волге)

3) Показ сюжета о Волге. Во время показа вопросы к детям:

- Что вы знаете о Волге?

- А что мы должны делать, чтобы не навредить нашей красавице, сохранить ее? (версии детей)

- А теперь представьте, что мы с вами отправились в поход в лес и остались там на ночлег. Где мы можем взять воду, для приготовления пищи, чая, постирать и т.д.) (версии детей)

- А можно ли использовать воду в таком состоянии, в каком она встречается в природе? (версии детей)

4) Показ схемы очистки воды:

- На всякий случай я вам предлагаю поучиться фильтровать воду.

5) Опытническая деятельность. Очистка воды разными способами (через вату, фильтровальную бумагу).