Цели урока:
- Стимулировать учащихся на самостоятельный
поиск характерных признаков наречия:
а) обозначение, где, когда и как совершается действие (признак действия);
б) в предложении чаще всего относится к глаголу и его поясняет;
в) неизменяемость наречий; - Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;
- Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.
- Следить за утомляемостью и правильной посадкой детей, и вовремя предупреждать их.
ПЛАН УРОКА
I. Организация на урок.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
II. Чистописание.
- Урок начнём с чистописания. Откройте тетради “Прописи – ступеньки” на странице 26. Обведите по образцу узор на верхних строчках и самостоятельно напишите до конца.
III. Запись числа, классной работы, пословицы.
(запись на доске “Кабы всё знал, так бы не учился!”)
Как вы понимаете смысл пословицы?
Пусть эта пословица будет девизом не только нашего урока, но и всех последующих уроков, а также станет девизом в жизни.
Запишите пословицу в тетрадь.
IV. Словарная работа.
а) – Запишите под диктовку словарные слова, поставьте ударение, отметьте “ошибкоопасные” места.
Радостно, сейчас, здесь, интересно, сегодня.
- Проверьте, как вы справились с заданием. Слайд 1
- Кто написал все слова правильно?
б) - Предположите, как образовалось слово “СЕГОДНЯ”? Слайд 2
в) – Задайте вопросы к словам, которые мы записали.
V. Постановка учебной проблемы.
- Предположите, какой частью речи являются эти слова?
- Почему получились разные ответы?
- Чего мы не знаем?
- Предположите, какой будет тема урока?
- Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи”.
- А для этого нам придётся на уроке … Слайд 3
- Проведём исследовательскую работу.
VI. Поиск решения. ( на переносных досках)
- Прочитайте предложения: ( См. приложение. Карточка 1)
- Чем отличаются предложения?
- Что делают эти слова? (Правильно, они уточняют, дополняют, делают предложения понятнее, красивее).
- Запишите в тетрадях словосочетания с данными словами.
(один учение выполняет эту работу на доске)
Зеленеют (когда?) скоро - (вр.)
Забегают (как?) хлопотливо - (приз.)
Прилетят (откуда?) издалека - (мест.)
Зовёт (куда?) сюда - (мест.).
- Что обозначают эти слова?
- На какие вопросы отвечают?
- Сделайте вывод.
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 124.
- Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике?
- Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!
- Какое у вас настроение? (Радость открытия!)
- Как лучше запомнить вопросы? Слайд 4
VII. Физ. минутка
VIII. Самостоятельная работа в парах.
- Закрепим полученные знания и познакомимся с другими признаками наречий. (на доске предложения) (См. приложение. Карточка 2)
- Найдите наречия, на какой вопрос они отвечают, что обозначают?
- I вариант разбирает 1 предложение, II вариант 2 предложение.
- Разберите предложения по членам предложения и укажите части речи.
- Проверьте, как справился с этим заданием ваш товарищ.
- Каким членом предложения являются наречия?
- С какой частью речи связаны наречия в предложении?
- Сравним выводы с учебником на стр. 127. Совпадает ли наш вывод с выводом авторов?
- Значит, мы с вами сделали ещё одно открытие!
IX. Поиск решения. Самостоятельная работа в группах. (по карточкам)
- Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.
(См. приложение. Карточка 3, 4, 5, 6, 7, 8)
X. Проверка исследовательской работы.
(проверка проводится по группам, поочерёдно делая выводы на слайде)
- Какое исследование вы провели?
- Какой вывод сделали?
- Сделайте вывод. Слайд 5
- Какой вывод напрашивается из всего вышесказанного?
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? (Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!)
XI. Закрепление знаний.
а) – Откройте учебник на стр. 128, упражнение 11. Прочитайте выражения. Прочитайте слова.
- Как в грамматике называют эти слова? (наречия).
- Напишите по выбору 5 любых выражений и замените подходящим по смыслу наречием.
б) – Проверяем.
- Кто выбрал и написал выражение “во весь дух” и т. д.?
- Каким наречием заменили?
XII. Итог урока.
- Ребята! Вы хорошо работали на уроке, самостоятельно сделали несколько открытий!
- Прочитайте вопрос. Кто сможет на него ответить? Слайд 6
- Вы правильно ответили на все вопросы и заработали оценку: Слайд 7
- А ещё я хочу подарить стихотворение:
Если будет вам желательно
Действие или признак пояснить,
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на помощь пригласить!
XIII. Домашнее задание.
Стр. 127 упражнение 9, правила стр.124, 126, 127.
- Домашнее задание будете выполнять по вариантам. Опираясь на свои знания, желания, силу воли. Выберите свой вариант.
- 1 вариант – списать текст, письменно объяснить правописание пропущенных орфограмм, все предложения разобрать по членам, указать каким членом предложения является наречие.
- 2 вариант – списать текст, устно объяснить правописание пропущенных орфограмм, разобрать по членам сколько сможете предложений.
- 3 вариант – списать текст, вставить пропущенные орфограммы, разобрать 1 предложение по членам.
XIV. Оценки с комментированием.
XV. Дополнительный материал.
- Игра “Подбери наречие, противоположное по смыслу” (в ответах нельзя употреблять частицу НЕ) (См. приложение карточка 9)
- Ребус. Если вы правильно впишите буквы, то получите три наречия. (См. приложение карточка 10)