ЦЕЛЬ:
Привлечение внимания к проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.
ЗАДАЧИ:
- Выяснить уровень информированности подростков и наличие у них навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией;
- Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, патогенезе и течении инфекции, современных методах лечения, возможностях предотвращения инфицирования, эпидемиологической ситуации в нашей стране и мире, безопасном поведении, социальных, экономических и других последствиях эпидемии, основах законодательства;
- Сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией, принятия ответственных решений и действий в ситуациях выбора;
- Мотивировать к использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни, к самостоятельному информированию друзей и знакомых;
- Проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.
1. Принятие правил работы группы.
- Для того, чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я, как ведущий, предлагаю несколько правил. ВОТ ОНИ.
Право говорящего. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. “Осененный” участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.
Конфиденциальность. Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или о другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу.
“Не давать оценок”. Это важное правило, мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки (“Ты дурак”, “Это идиотская мысль”, “ Только такие, как ты, могут так делать”). Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
Право ведущего. Я, как ведущий, могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.
2.Оценка уровня информированности.
Чтобы не повторять хорошо известную вам информацию, я должна выяснить, что вы знаете о проблеме. Для этого я предлагаю вам заполнить анкету.
Напишите вопросы ведущему по теме тренинга. (Этап “Ожидания участников”).
3.Актуализация проблемы.
Игра.
Участникам раздаются стаканы с водой. Предлагается, как минимум, 3 раза перелить содержимое стакана друг с другом. (В трех стаканах вода с крахмалом. Проверяется йодом.)
- Так же незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит распространение ВИЧ-инфекции. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто-то может быть инфицирован.
4.Информационный блок.
Что такое ВИЧ?
Что такое СПИД?
Почему ВИЧ может жить только в организме человека?
ВИЧ относится к инфекциям, которые живут только в организме человека. Из-за своей простой структуры и небольшого набора составляющих он не может приспособиться к жизни в таких разных организмах, как, например, человек и насекомые. Этот вирус похож на гаечный ключ “на 18”: за гайки меньшего размера он не сможет зацепиться, а гайки большего размера вообще не войдут в его паз. ВИЧ не может находиться вне организма человека. Попадая на воздух, он, как медуза, теряет способность передвигаться и почти моментально разрушается. Если говорить точнее, то вирус вообще не способен передвигаться самостоятельно. Единственным местом, где вирус чувствует себя хорошо и имеет возможность двигаться, являются жидкости организма человека.
- Какие жидкости в организме вы знаете?
Слюна. Кровь. Сперма Мокрота. Желчь. Грудное молоко. Слезы. Желудочный сок. Пот. Моча. Вагинальный секрет и др.
- В каких жидкостях организма содержится достаточное для передачи инфекции количество ВИЧ?
Кровь. Сперма. Вагинальный секрет. Грудное молоко
- Вирус может находиться и в других жидкостях (моче, слюне, поте), но его концентрация там очень низкая. От концентрации вируса зависит и объем жидкости, который должен попасть в кровь другому человеку, чтобы произошло заражение. Так, необходимое для заражения количество вируса содержится в капле крови, которая умещается на конце швейной иглы. Объем слюны, в котором содержится такое же количество вируса, составляет 4 литра.
Вирус в высокой концентрации находится в спинномозговой жидкости, но она не вытекает из организма, а потому не представляет опасности.
Являются ли кровососущие насекомые переносчиками ВИЧ?
В середине 90-х годов группа французских ученых из разных исследовательских центров провела в нескольких деревнях Экваториальной Африки эксперимент. Эксперимент длился 2 года. Все население выбранных деревень регулярно проходило тестирование на ВИЧ, что позволяло следить за эпидемической динамикой в разных возрастных группах. Были получены следующие результаты: наблюдался явный рост новых случаев ВИЧ-инфекции среди населения деревень в возрасте от 0 до 1 года (в группе новорожденных это связано с тем, что они рождались от матерей, инфицированных ВИЧ) и от 12-13 до 50 лет (это группа максимальной сексуальной активности). В возрастных группах от 1 года до 12 лет и то 51 и старше роста уровня новых случаев инфекции не наблюдалось. Это притом, что в Экваториальной Африке очень много кровососущих насекомых, и кусают они всех одинаково интенсивно. Когда комар жалит человека, он впрыскивает не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну.
Каким образом может произойти заражение?
Какова структура вируса?
ВИЧ имеет очень простое строение. Он состоит из двух оболочек (внешней и внутренней), спиралей РНК и специальных ферментов, участвующих в процессе репликации (размножения) вируса. Внешняя оболочка предназначена для присоединения вируса к будущей клетке – жертве. Для этого на ее поверхности есть специальные белки, которыми, как крючками, вирус цепляется за нужные ему клетки нашего организма. После этого другие белки, располагающиеся на поверхности внешней оболочки, разрывают поверхность клетки и впрыскивают внутрь внутреннюю оболочку вируса. Внутренняя оболочка имеет форму капсида – конуса с усеченной вершиной. Капсид содержит спирали РНК вируса и набор ферментов для репликации. Цель капсида – доставить все это в ядро клетки.
В каких клетках предпочитает “селиться” вирус?
Что такое иммунная система человека и для чего она нужна?
Чтобы представить себе, что такое иммунная система, мы не будем подробно вдаваться в иммунологию и описывать все химические процессы, которые происходят в нашем организме, а рассмотрим только функциональную сторону данной системы.
Как работает иммунная система.
Все процессы иммунной системы, а вместе с ними и всю иммунную систему можно разделить на 4 больших блока исходя из их функций:
- дозорная функция (дозорный блок);
- идентификация инфекции или поражения, которым подвергся организм, а также хранение информации о поражениях и методах оптимальной реакции на них (блок идентификации и хранения информации);
- поиск инфекции или места повреждения и активация процесса уничтожения инфекции или “ремонта” повреждения (блок поиска инфекции и активации уничтожения);
- уничтожение инфекции (блок киллеров).
Клетки дозорного блока, как пограничники или таможенники, следят за тем, чтобы в организм не проникло ничего вредного, чужеродного. Они знают лишь то, что для организма полезно. Так что, если в организм проникает что – либо, не относящееся к категории полезного, они:
- Стараются сразу уничтожить это.
- Если им этого не удается, то бьют тревогу и подключают к работе блок № 2.
Блок № 2, в свою очередь, начинает исследование проникшей инфекции. Он сравнивает ее с теми инфекциями, информация о которых была получена либо с генной памятью от родителей, либо в процессе жизни данного человека. Если инфекцию не удается идентифицировать с чем – то уже знакомым, то она исследуется, и информация о ней заносится в память как информация о новой инфекции. Собрав все данные о том, что эта за инфекция и из чего она состоит (какие белки входят в ее состав), блок № 2 передает эту информацию блоку № 3.
Блок № 3 – самый главный блок иммунной системы. Его клетки, получив информацию об инфекции, начинают на ее основе производить специальные поисковые белки – маячки – антитела. Антитела приспособлены для поиска только определенной инфекции, которая приникла в организм, то есть они высоко специфичны. Для борьбы с каждой инфекцией вырабатываются специальные, отличные от других, антитела. Отыскав вирус, антитело прикрепляется к его поверхности и начинает сигнализировать клеткам блока № 4, что “чужой” найден и находится он там-то и там-то.
Именно в блоке № 3 находятся клетки СD 4, которые ВИЧ использует для своего размножения. Соответственно, чем больше инфекции в организме, тем больше требуется антител для их пометки; чем больше требуется антител, тем больше будет произведено клеток СD 4 для их выработки. Но! Чем больше будет этих клеток, тем больше мишеней появится для вируса. Следовательно, вирус имеет больше шансов, находясь в крови, столкнуться с нужной ему клеткой СD 4 и заразить ее, вместо того, чтобы встретить клетку – пограничника.
Ориентируясь на сигналы антител, клетки блока киллеров (они так и называются – клетки – киллеры) находят инфекцию и уничтожают ее.
Как человек может почувствовать, что заразился ВИЧ?
Первое, что стоит отметить, говоря о вирусах и других инфекциях, - это то, что невозможно почувствовать, произошло ли заражение. Можно сразу определить, что порезан палец или сломана кость, но в момент проникновения вируса человек не испытывает никаких необычных или “сигнальных” ощущений.
Как долго может прожить человек с ВИЧ – инфекцией?
ВИЧ – инфекция относится к долго текущим заболеваниям. С момента заражения до момента смерти может пройти от 2 – 3 до 10 – 15 лет. Естественно, что это средние показатели. В каждом отдельном случае на длительность жизни заразившегося ВИЧ влияют многие факторы.
Как развивается заболевание?
Как можно проверить, инфицирован ли человек?
Существуют тесты, определяющие наличие антител к вирусу. Для того чтобы их обнаружить, необходимо сдать кровь в СПИД – центре или другом медицинском учреждении, проводящие такие исследования.
На анализ забирают небольшое количество крови из вены. Анализ обычно бывает готов через несколько дней. В нашей стране обследование на ВИЧ проводится бесплатно, по желанию анонимно.
Что такое “период окна”?
После попадания вируса в кровь организму необходимо от 25 дней до трех месяцев (в некоторых случаях – до шести месяцев) для выработки такого количества антител, чтобы их можно было обнаружить при анализе крови. Этот отрезок времени называется “периодом окна”. В течение этого периода анализ крови может давать отрицательный результат. Поэтому для получения достоверного результата необходимо сделать повторный анализ через 3 – 6 месяцев после предполагаемого контакта с вирусом. Опасен “период окна” тем, что в это время в крови, сперме, выделениях влагалища и грудном молоке человека, живущего с ВИЧ, вирус находится в концентрации, достаточном для инфицирования других людей.
Факты о ВИЧ
5. Приобретение практических навыков.
“Степень риска”.
Материалы: карточки с обозначением ситуаций риска заражения.
Линии риска: “Высокий риск”. “Риск отсутствует”. “Небольшой риск” (размещается ближе к середине линии)
Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком:
Поцелуй в щеку. Инъекция в лечебном учреждении. Оральный секс. Половая жизнь в браке. Переливание крови. Пользование чужой зубной щеткой. Плавание в бассейне. Половой акт с потреблением наркотиков. Глубокий поцелуй. Уход за больным СПИДом. Укус комара. Множественные половые связи. Прокалывание ушей. Проживание в одной комнате с больным СПИДом. Нанесение татуировки. Объятия с больным СПИДом. Пользование общественным туалетом. Укус постельного клопа. При рукопожатии или объятиях. Через пот или слезы.При кашле и чихании. При использовании общей посуды или постельного белья. При совместных занятиях спортом. В общественном транспорте.
Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и клеит на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке.
“Жизнь с болезнью”.
Цель: осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом. Дает участникам возможность прочувствовать изменения, которые происходят в жизни человека, живущего с ВИЧ/СПИДом.
Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.
Ведущий выдает каждому участнику по 9 листов бумаги и просит написать
- названия любимых блюд,
- названия любимых занятий, увлечений,
- имена близких или любимых людей.
Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.
После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.
После этого участники обсуждают психологические последствия незащищенных сексуальных контактов, как варианта необдуманного поведения:
- разочарование, психологическая или сексуальная травма, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность, страх беременности или ИППП (инфекции, передающиеся половым путем), неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений.
Обсуждение:
- Как себя чувствовали участники во время игры?
- Как сейчас себя чувствуют?
- С кем (или с чем) труднее было расставаться?
После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: “То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой и закончилось вместе с игрой…”
“Дорогая тетя Маша”.
Цель: развить навыки общения и принятия решений в личной жизни, прояснить отношение участников к любви, сексу, ИППП, ВИЧ/СПИДу.
Материалы: бумага и ручки, “письма к тете Маше”.
Разделить группу на 2 подгруппы. Объяснить участникам, что “письма к тете Маше” - это письма в редакцию молодежного журнала, на которые они – редколлегия журнала – должны ответить.
Примеры писем.
“Дорогая тетя Маша!
Я очень беспокоюсь вот из-за чего. Мой дядя, который раньше жил в другом городе, теперь переезжает жить к нам.
Он всегда был какой-то странный, а теперь он ужасно похудел и вид у него больной. Может, у него СПИД? Он обнял меня, когда приехал, и я стирала его рубашку. Я не могла заразиться? Я люблю дядю, но не хочу умереть от СПИДа. Я теперь боюсь даже к нему подходить, посоветуйте, что мне делать.
Анна, 16 лет”.
“Дорогая тетя Маша!
В прошлую субботу я ходил на дискотеку. У меня было паршивое настроение, потому что девчонка, с которой мы встречались почти год, ушла к другому парню.
На дискотеке я сильно напился. Ко мне подошли ребята и предложили уколоться. Они сказали, что это не наркотик, к нему не привыкнешь, а просто снимает напряжение. Я согласился. Мы все кололись одной иглой, и теперь я боюсь: ведь я мог чем-нибудь заразиться. Что мне делать?
Отчаявшийся, 18 лет”.
Метод предохранения.
6. Завершение работы.
Ведущий может опросить всех участников о том, что им понравилось и что не понравилось, оправдались ли их ожидания, какие чувства они испытывают в данный момент. Анкета обратной связи. Итоги тренинга.
Взгляд изнутри
Люди! Я один из миллионов тех, кому сказали, что они здесь больше не нужны и смерть для них – лишь вопрос времени. Я ВИЧ – инфицированный… И, узнав об этом, многие из вас ставят на мне крест. Но почему?! Я ведь еще здесь, я еще живу, и кто сказал, что я так просто сдамся. Нет! Наоборот! Я буду сражаться за каждый день, час, за каждую минуту своей жизни. Мне ведь всего двадцать. Я, может, только теперь и стал понимать, что такое жизнь. А мне уже отсчитали, сколько осталось! А я любить хочу, хочу сына и дочь. Хочу, чтобы меня любили. И я искренне верю, что все это будет в моей жизни. Но я не хочу при встрече с вами видеть в ваших глазах страх и жалость, а тем более, ненависть. И я имею на это полное право, потому что я такой же человек, как и вы…
Использованная литература:
- Брошюры и буклеты о болезнях, переносимых половым путем.
- Материалы, предоставленные общероссийской общественной организацией “РОССИЙСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ” Псковское региональное (областное) отделение.
- Голованова Т., Степанова О., Яшина Е., и д.р. Методическое пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД “Я хочу провести тренинг” - М., 2006.