Цель урока: На основе знаний учащихся о зависимости живых организмов от окружающей среды выявить практическую значимость всех обсуждаемых вопросов для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Задачи урока:
- Образовательные: углубить и расширять знания о предмете и задачах экологии, об экологических факторах и их влиянии на живые организмы.
- Развивающие: развивать умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; научить анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
- Воспитательные: привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы; помочь ощутить красоту и гармонию в природе.
Оборудование:
- комнатные растения,
- гербарные образцы растений (светолюбивые и теневыносливые, теплолюбивые и холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые),
- рисунки и фотографии с изображением животных (теплолюбивые и холодолюбивые),
- серия таблиц об экологических факторах,
- мульти-медиасопровождение.
I. Вводно-мотивационный этап.
Из последних новостей средств массовой информации – о происходящих в данное время неожиданных природных катаклизмах. Например, невиданная засуха в Забайкалье, цунами в Индонезии и т.д. Что является их причиной?
- Что такое экология?
- Что она изучает?
- Как среда обитания влияет на живые организмы, и как организмы воздействуют на среду?
- А какие задачи решает экология?
- Как виды, популяции и сообщества приспосабливаются к меняющимся условиям среды обитания?
- Как изменяется численность популяции?
- Какие проблемы о влиянии деятельности человека на природу вы знаете? (учащиеся высказывают свои предположения, учитель корректирует)
- А теперь дайте определение понятия “среда обитания”. Из каких компонентов складывается среда обитания? Чем отличаются между собой понятия: “среда обитания” и “местообитание”? Ответ поясните.
Подумайте, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас с этим словом “среда обитания”? (запишите все ассоциации, которые у вас возникают, записи должны быть емкими, краткими).
Давайте обсудим, что у вас получилось? (выборочно проверяем)
Ребята, как вы считаете это достаточно информации?
Предполагаемый ответ - нет!
Да, эти знания недостаточны. Тогда давайте попробуем ее дополнить.
II. Операционно-содержательный этап.
Перед учащимися учитель ставит учебную задачу: Доказать правильность или ошибочность следующего высказывания (эпиграф на доске): Мы не можем управлять природой, не следуя её законам. Фрэнсис Бэкон.
- Из народной мудрости:
- Весенний дождь растит, осенний гноит.
- Где вода есть, там и саду цвесть.
- Невысок лесок, а от ветра защита.
- О каких факторах среды речь идет?
Самостоятельная работа.
1. О роли абиотических факторов “Влияние освещенности на развитие растений”.
В 2-х ящичках выращены проростки.
Чем они отличаются?
Что может быть причиной?
Проростки растения пшеницы: один держали в обычных условиях кабинета, второй в шкафу в темном месте, где недостаток освещенности. Растения держали не менее 10 дней при таком режиме. Проростки отличаются интенсивностью окраски.
Выводы (записываем).
2. О роли биотических факторов. Влияние паразитических грибов (или насекомых) на растения: показ гербарных образцов пшеницы, пораженных головней или насекомыми вредителями (или показ образцов комнатных растений, пораженных теми или иными вредителями).
(выводы, соответствующие рисунки и т.д.)
Физминутка: Ребята, эти движения и настроение помогут нам в борьбе даже с этими вредителями растении. Да?
О роли антропогенных факторов - практическая работа, сочинение или экскурсия “Влияние деятельности человека на природные сообщества”, “Влияние вытаптывания на видовой состав растений” (в зависимости от условий).
III. Рефлексивно-оценочный этап.
А теперь, ребята, вооружившись знаниями, полученными сегодня на уроке, отправляемся сначала:
1. В теплицу (данная тема изучается весной):
В нашей теплице, где выращивалась рассада и поддерживалась оптимальная температура и влажность, прекратили подачу воды. Ремонт должен занять 2 дня. Директор школы распорядился ограничить подачу тепла в теплицу. Как вы думаете, правильно ли он сделал и почему?
Предполагаемый ответ: снижение температуры понижает испаряемость.
2. Заглянем еще в колхозное зернохранилище.
Как вы знаете, мучные клещи могут в огромных количествах размножаться в зернохранилищах и приводить зерно в полную негодность. При оптимальной температуре +20-22? С развитие яйца длится 3-4 дня, при +10? С – растягивается до 1,5 месяцев.
Температуру выше +45-50?С клещи не переносят. Они погибают при влажности зерна 10-12% из-за сухости и выше 70% - из-за развития плесневых грибков. Предложите способ, как избавиться от клещей и сохранить зерно, не прибегая к ядохимикатам.
Предполагаемый ответ: в хранилище поддерживать температуру не выше 10 градусов и следить, чтобы влажность зерна не превышала 10-12%.
3. А теперь проверим ваше умение использовать личный опыт. Как вы храните корм для домашнего скота?
4. Пищу считают важным экологическим фактором. К какой группе факторов следует отнести пищу растений, животных, человека? Почему пищу относят к экологическим факторам?
5. Вернемся к учебной задаче: “Мы не можем управлять природой, не следуя её законам”. Какие законы имел ввиду Ф.Бэкон?
Предполагаемый ответ: общие законы зависимости организмов от факторов среды.
Какой момент урока вызвал у вас наибольший интерес, почему?
Оценивание ответов друг у друга. Оценки за урок.
Молодцы! Спасибо за урок.
Домашнее задание:
1. Привести примеры, как переносят те или иные виды растений, животных природные катаклизмы.
2. Объясните, как изменения экологических факторов влияют на урожай растений (привести примеры).