Цели урока:
- закрепление и повторение теоретического материала по данной теме;
- закрепление умений и навыков построения графиков функций по заданным свойствам;
- закрепление умений и навыков исследования функции по заданному графику (чтение графиков);
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- формирование навыков логического мышления и культуры устной математической речи.
Оборудование урока:
- Таблица.
- Индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
- Графики (нарисованные на плакате).
Порядок проведения игры.
Состав:
- Участники: 2 команды по 7 человек из 10 и из 11 классов.
- Ведущий: учитель математики в роли «младенца».
- Жюри в количестве 3 человек, в состав которого входят по одному ученику из каждого класса и учитель.
Содержание игры:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
- 1 конкурс «Рассуждалки».
- 2 конкурс «Объяснялки».
- 3 конкурс «Загадалки».
- 4 конкурс «Обгонялки».
III. Подведение итогов жюри. Награждение победителей.
Ход игры
I. Организационный момент (разъяснение целей учебной деятельности учащихся и правил игры).
II. Основная часть.
1 конкурс «Рассуждалки».
Предлагается по три «рассуждалки» каждой команде. Ответ с первой попытки – 15 баллов, со второй – 10 баллов, с третьей – 5 баллов.
1) Функция.
- а) Это одно из математических и общенаучных понятий.
- б) В 7 классе она бывает линейная, в 8 классе – квадратичная, в 10 классе – тригонометрическая, в 11 классе – логарифмическая и показательная.
- в) Это соответствие, при котором каждому числу х из множества D сопоставляется по некоторому правилу число y, зависящее от х.
2) График.
- а) Это такие кривые, уходящие в бесконечность.
- б) А вообще – то это множество всех точек координатной плоскости.
- в) Может быть прямой, гиперболой, а может быть и параболой и даже синусоидой.
3) Чётная функция.
- а) Это одно из свойств функции.
- б) Если она такая, то график симметричен относительно оси ординат.
- в) Обязательно должно выполняться условие f (- х) = f (х).
4) Периодическая функция.
- а) Очень многие процессы и явления, с которыми мы встречаемся в практике, имеют повторяющийся характер. Есть такое понятие и в алгебре.
- б) Тригонометрические функции – именно такие функции.
- в) Если функция такая, то f (х + Т) = f (х) = f (х – Т).
5) Промежутки возрастания и убывания функции.
- а) График функции может «опускаться» до определённого момента, а может «подниматься» до бесконечности.
- б) Большему значению аргумента соответствует большее значение функции, а бывает, что и наоборот.
- в) Это такие промежутки, где для х2 > х1, f (х2) > f (х1), а может для х2 > х1, f (х2) < f (х1).
6) Экстремумы.
- а) Это наиболее «заметные» точки области определения.
- б) Это такие точки х, в которых возрастание функции сменяется убыванием или, наоборот, убывание сменяется возрастанием.
- в) А, вообще – то, они бывают и точками максимума и точками минимума.
2 конкурс «Объяснялки».
Командам предлагается исследовать функцию по заданному графику («чтение графика»).
За верно выполненное задание – 20 баллов.
Во время подготовки участников команд к «чтению графиков», болельщикам предлагаются следующие «рассуждалки»:
«Сказка о том, …»
- Сказка о том, как по подложному плану и с помощью убийства завладели недвижимостью законного владельца. («Кот в сапогах»).
- Сказка о том, как с точки зрения современной автору науки мигрируют земноводные («Лягушка – путешественница»).
- Сказка о том, что нудизм имеет глубокие корни даже в высших эшелонах государственной власти («Новое платье короля»).
- Сказка о том, как на невинное существо было совершено несколько покушений, одно из которых закончилось успешно («Колобок»).
- Сказка о том, что для достижения счастливого конца достаточно просто вырасти («Гадкий утёнок»).
- Сказка о том, сколь опасны доверительные разговоры с незнакомцами в лесу («Красная шапочка»).
- Сказка о том, что с нанимаемыми работниками лучше расплачиваться деньгами, не то хуже будет («Сказка о попе и его работнике Балде»).
- Сказка о том, что когда результат, которого настойчиво добиваешься, достигается с чужой помощью, это не приносит радости («Курочка Ряба»).
- Сказка о том, что курение не всегда сокращает жизнь, а иногда значительно продлевает («Огниво»).
- Сказка о том, как эффективно действует бригадный метод в сельском хозяйстве («Репка»).
За каждый правильный ответ присуждается 5 баллов. Набранное количество очков идёт на счёт команд участников.
3 конкурс «Загадалки».
Командам участников и командам болельщиков предлагается построить эскиз графика, если известны её свойства. Правильность выполнения проверяют, сравнивая свой график с графиком на доске. За верно выполненное задание участники получают по 30 баллов.
Построение графика функции по заданным свойствам.
Свойства функции | 10 класс | 11 класс |
Область определения. | [-6; 7] | [-5; 7] |
Область значений. | [-5; 3] | [-2; 6] |
Точки пересечения графика:
|
|
|
Промежутки знакопостоянства:
|
|
|
Промежутки:
|
|
|
Точки максимума. Максимум функции. |
-2; 4 f (-2) = 3, f (4) = -1 |
2 f (2) = 4 |
Точки минимума. Минимум функции. |
1 f (1) = -4 |
-2;5 f (-2) = -2; f (5) = 1 |
Дополнительные точки графика. |
f (-6) = -4; f (7) = -5 |
f (-5) = 4; f (7) = 6 |
4 конкурс «Обгонялки».
Правильный ответ – 20 баллов. Отвечает команда, первая подавшая сигнал. Если ответ неверный, то у другой команды есть право ответа – 10 баллов.
1. Двойка.
- Цифра.
- По другому пара.
-
Чёрненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает.
2. Ноль.
- Ничего не стоящий, не значащий человек.
- Ничего, ничто.
- Цифра та не колобок, а просто он пустой кружок.
3. Циркуль.
- Чертёжный инструмент.
- Сговорились две ноги делать дуги и круги.
4. Пирамида.
- Детская игрушка.
- Одно из чудес света – гробницы египетских фараонов.
- Геометрическое тело – многогранник.
5. Круг.
- Это геометрическая фигура.
- Она может быть спасательным…
- Это часть плоскости, ограниченная окружностью.
6. Дробь.
- Бывает барабанная или пальцами.
- Отношение двух выражений.
- Число - это ….
7. Счёты.
- Ими пользуются в магазине.
- Простейший калькулятор.
- На лесенке – стремянке развешаны баранки, щёлк да щёлк, пять да пять, так мы учимся считать.
8. Луч.
- Они доходят до нас от солнца.
- Бывает координатным или числовым.
- Это часть прямой.
9. Синус.
- Функция, которая изучается в школе.
- С ним встречаются при изучении тригонометрии.
- Её название отличается одной буквой от слова «минус».
10. Градус.
- Одна шестидесятая его равна 1 минуте.
- Они встречаются на этикетках спиртных напитков.
- Единица измерения углов.
11. Теорема.
- Утверждение в математике.
- С первой мы встречаемся в 7–ом классе.
- Её надо доказать.
12. Плюс.
- Такой знак есть на элементах питания.
- Это такой крестик, который можно сделать из двух палочек.
- А в математике это знак действия.
13. Квадрат.
- Это фигура такая, у которой четыре оси симметрии
- Его всегда можно сложить из бумаги.
- Так называется ещё и вторая степень числа.
14. Перемена.
- Иногда она происходит в жизни человека, и даже несколько раз.
- Особенно их любят ученики. Они их ждут – не дождутся.
- И вот звенит звонок и начинается она.
III. Подведение итогов жюри. Награждение победителей.
Жюри подводит итоги за каждый конкурс в отдельности и за всю игру в целом. Победителем объявляется команда, набравшая большее количество баллов.
Литература:
- Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ А.Н. Колмогоров, А.М. Дудницын и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2001.
- Акимова С. Занимательная математика. - Санкт – Петербург, «Тригон», 1997.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Контрольные и проверочные работы по алгебре.10 – 11 кл.: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 1997.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990.
- Кузнецов Б.М. Воспитание интереса к изучению математики в школе. – Иркутск: Изд–во Иркутского университета, 1989.
- Подшивка газет «Математика» 2001-2003.