Урок-путешествие по математике по теме "Приемы устных вычислений"

Разделы: Начальная школа


Цель: научить решать примеры вида 450+30, 620-200, закреплять умение делить с остатком, решать задачи.

Оборудование: рисунки планет, ракеты.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

- Какой сегодня день?

- Чем он знаменателен?

- 46 лет назад Ю.А.Гагарин совершил полёт в космос. И сегодня, в День Космонавтики, я предлагаю вам совершить космическое путешествие в “Математическую галактику”.

II. Устный счёт.

- Прежде чем отправиться в полёт, необходимо расшифровать радиограмму, которая поступила на борт нашего космического корабля. Кто сможет разгадать эти загадочные цифры?

Ч 900-400=

Т 300+20=

В 130-60=

П 300х2=

И 800-1=

С 400+5=

А 480-80=

Л 300+74=

Г 80+50=

800:4=

О 679+1=

405

500

400

405

320

374

799

70

680

130

680

600

200

320

799

С

Ч

А

С

Т

Л

И

В

О

Г

О

П

У

Т

И

- Жители математической галактики желают нам счастливого пути, и мы отправляемся в полёт. <Рис. 1>

Ждёт нас быстрая ракета
Для прогулки по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.

- Космонавты! Занять кресла, пристегнуть ремни! Три, два, один – летим!

III. Повторение пройденного материала, актуализация знаний.

- Откройте свои бортовые журналы.

- Прочитайте записанное число (108).

- Что вы можете сказать об этом числе?

- Это необычное число, именно столько минут продолжался полёт Ю.А.Гагарина. Сколько это часов и минут?

- Запишите в своих бортовых журналах дату нашего путешествия.

- Первую остановку наш корабль совершает на планете “Математическая гамма”. <Рис. 2>

Жители планеты просят нас помочь им разобраться с тестами.

I вариант

1. Найди число, в котором 7 единиц II разряда:

а) 709 б) 607 в) 576

2. Какое число при счете следует за числом 679?

а) 669 б) 579 в) 680

3. Какое число состоит из 8 сотен и 6 единиц?

а) 860 б) 680 в) 806

4. Найди число, которое можно записать в виде суммы разрядных слагаемых так: 600+ 80+4.

а) 486 б) 684 в) 864

5. Найди верное неравенство:

а) 613 < 316 б) 631 < 613 в) 163 > 136

6. Найди число, которое меньше 5 сотен на 1:

а) 400 б) 499 в) 490

7. Сколько надо прибавить к числу 400, чтобы получить 480?

а) 80 б) 8 в) 800

8. Сумма трех слагаемых 934. Первое слагаемое 30, второе – 4. Найди третье слагаемое.

а) 9 б) 90 в) 900

9. Сравните числа: 280…208

а) > б) < в) =

10*. Число 560 уменьши на частное чисел 420 и 7.

а) 20 б) 500 в) 140

II вариант

1. Найди число, в котором 8 единиц II разряда:

а) 807 б) 709 в) 780

2. Какое число при счете следует за числом 489?

а) 479 б) 389 в) 490

3. Какое число состоит из 9 сотен и 7 единиц?

а) 790 б) 709 в) 907

4. Найди число, которое можно записать в виде суммы разрядных слагаемых так: 800+30+5.

а) 538 б) 853 в) 835

5. Найди верное неравенство:

а) 815 < 851 б) 581 < 518 в) 185 < 158

6. Найди число, которое меньше 7 сотен на 1:

а) 600 б) 699 в) 690

7. Сколько надо прибавить к числу 800, чтобы получить 870?

а) 7 б) 70 в) 700

8. Сумма трех слагаемых 736. Первое слагаемое 30, второе – 6. Найди третье слагаемое.

а) 7 б) 70 в) 700

9. Сравни числа: 137…170

а) > б) < в) =

10*. Из произведения чисел 60 и 5 вычти число 154.

а) 164 б) 146 в) 150

IV. Работа над новой темой.

- Жители планеты благодарят нас за помощь. Наш корабль отправляется дальше и попадает в “метеоритный дождь”. Со всех сторон на него посыпались примеры:

630+40= 780+20=

960-300= 590-40=

- Сумеем ли мы справиться с ними?

Объяснение в учебнике.

Решение примеров № 1 на с.52 с объяснением.

Физминутка

Раз, два – стоит ракета. (Cтойка на носках, руки вверх, ладони образуют “купол ракеты”)
Три, четыре – самолёт. (Ноги врозь, руки в стороны)
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили

V. Закрепление изученного материала.

- Наш корабль без потерь прошёл “метеоритный дождь” и приземлился на “Планете Загадок”. <Рис.3>

Для того чтобы мы смогли продолжить путешествие, необходимо как можно больше узнать о космосе. А помогут нам в этом задачи.

Задачи

а) На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне вы бы весили в 6 раз меньше. Зная свой вес на Земле, узнайте, сколько бы вы весили на Луне.

б) В Солнечной системе 9 планет, а спутников у них на 40 больше. Сколько всего планет со спутниками в Солнечной системе?

в) В 150 г. нашей эры астроном Птолемей отметил на карте звездного неба 48 созвездий. Сегодня астрономам известно 88 созвездий. Сколько новых созвездий открыли астрономы после Птолемея?

- Путешествие в “Математическую галактику” продолжается. Но что это? Приборы корабля сигнализируют нам о том, что заканчивается топливо. Необходимо срочно произвести заправку и с этой целью наш корабль направляется к заправочной станции. <Рис. 4>

Для того, чтобы узнать, сколько надо добавить горючего, чтобы долететь до станции назначения, необходимо решить задачу:

За 3 часа полёта космический корабль израсходовал 81л горючего. Сколько литров горючего нужно залить, если осталось лететь 2 часа?

3 ч – 81 л

2 ч - ?

1) 81:3=27 (л) – израсходовал за 1час.

2) 27х2=54 (л) – израсходует за 2 часа.

Ответ: 54 л горючего.

- Полёт продолжается. Корабль попадает в “математическую туманность”. Избежать катастрофы можно лишь в том случае, если экипаж справится с заданием № 5.

(190+10):100=2

(860-60)-100=700

- Путешествие подходит к концу. Космонавты готовятся к возвращению на Землю. <Рис. 5>

Благодарю экипаж за отличную работу.

Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!
Из полёта возвратились,
Мы на Землю приземлились.

Чтобы подготовиться к следующему полету, экипажу необходимо выполнить домашнее задание.

VI. Дом. задание. C. 52 № 4, 6.

Литература

1. Журнал “Начальная школа” № 10, 1995 г.

2. Газета “Начальная школа” № 26, 1995 г.

3. Целоусова Т.Ю., Казакова О.В. Поурочные разработки по математике. 3-й класс. М., “ВАКО”, 2004.