Цель: научить решать примеры вида 450+30, 620-200, закреплять умение делить с остатком, решать задачи.
Оборудование: рисунки планет, ракеты.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
- Какой сегодня день?
- Чем он знаменателен?
- 46 лет назад Ю.А.Гагарин совершил полёт в космос. И сегодня, в День Космонавтики, я предлагаю вам совершить космическое путешествие в “Математическую галактику”.
II. Устный счёт.
- Прежде чем отправиться в полёт, необходимо расшифровать радиограмму, которая поступила на борт нашего космического корабля. Кто сможет разгадать эти загадочные цифры?
Ч 900-400= Т 300+20=
В 130-60=
П 300х2=
И 800-1=
С 400+5=
А 480-80= Л 300+74=
Г 80+50=
800:4=
О 679+1=
405 |
500 |
400 |
405 |
320 |
374 |
799 |
70 |
680 |
130 |
680 |
600 |
200 |
320 |
799 |
С |
Ч |
А |
С |
Т |
Л |
И |
В |
О |
Г |
О |
П |
У |
Т |
И |
- Жители математической галактики желают нам счастливого пути, и мы отправляемся в полёт. <Рис. 1>
Ждёт нас быстрая ракета
Для прогулки по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
- Космонавты! Занять кресла, пристегнуть ремни! Три, два, один – летим!
III. Повторение пройденного материала, актуализация знаний.
- Откройте свои бортовые журналы.
- Прочитайте записанное число (108).
- Что вы можете сказать об этом числе?
- Это необычное число, именно столько минут продолжался полёт Ю.А.Гагарина. Сколько это часов и минут?
- Запишите в своих бортовых журналах дату нашего путешествия.
- Первую остановку наш корабль совершает на планете “Математическая гамма”. <Рис. 2>
Жители планеты просят нас помочь им разобраться с тестами.
I вариант
1. Найди число, в котором 7 единиц II разряда:
а) 709 б) 607 в) 576
2. Какое число при счете следует за числом 679?
а) 669 б) 579 в) 680
3. Какое число состоит из 8 сотен и 6 единиц?
а) 860 б) 680 в) 806
4. Найди число, которое можно записать в виде суммы разрядных слагаемых так: 600+ 80+4.
а) 486 б) 684 в) 864
5. Найди верное неравенство:
а) 613 < 316 б) 631 < 613 в) 163 > 136
6. Найди число, которое меньше 5 сотен на 1:
а) 400 б) 499 в) 490
7. Сколько надо прибавить к числу 400, чтобы получить 480?
а) 80 б) 8 в) 800
8. Сумма трех слагаемых 934. Первое слагаемое 30, второе – 4. Найди третье слагаемое.
а) 9 б) 90 в) 900
9. Сравните числа: 280…208
а) > б) < в) =
10*. Число 560 уменьши на частное чисел 420 и 7.
а) 20 б) 500 в) 140
II вариант
1. Найди число, в котором 8 единиц II разряда:
а) 807 б) 709 в) 780
2. Какое число при счете следует за числом 489?
а) 479 б) 389 в) 490
3. Какое число состоит из 9 сотен и 7 единиц?
а) 790 б) 709 в) 907
4. Найди число, которое можно записать в виде суммы разрядных слагаемых так: 800+30+5.
а) 538 б) 853 в) 835
5. Найди верное неравенство:
а) 815 < 851 б) 581 < 518 в) 185 < 158
6. Найди число, которое меньше 7 сотен на 1:
а) 600 б) 699 в) 690
7. Сколько надо прибавить к числу 800, чтобы получить 870?
а) 7 б) 70 в) 700
8. Сумма трех слагаемых 736. Первое слагаемое 30, второе – 6. Найди третье слагаемое.
а) 7 б) 70 в) 700
9. Сравни числа: 137…170
а) > б) < в) =
10*. Из произведения чисел 60 и 5 вычти число 154.
а) 164 б) 146 в) 150
IV. Работа над новой темой.
- Жители планеты благодарят нас за помощь. Наш корабль отправляется дальше и попадает в “метеоритный дождь”. Со всех сторон на него посыпались примеры:
630+40= 780+20=
960-300= 590-40=
- Сумеем ли мы справиться с ними?
Объяснение в учебнике.
Решение примеров № 1 на с.52 с объяснением.
Физминутка
Раз, два – стоит ракета. (Cтойка на носках, руки вверх, ладони образуют “купол ракеты”)
Три, четыре – самолёт. (Ноги врозь, руки в стороны)
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили
V. Закрепление изученного материала.
- Наш корабль без потерь прошёл “метеоритный дождь” и приземлился на “Планете Загадок”. <Рис.3>
Для того чтобы мы смогли продолжить путешествие, необходимо как можно больше узнать о космосе. А помогут нам в этом задачи.
Задачи
а) На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне вы бы весили в 6 раз меньше. Зная свой вес на Земле, узнайте, сколько бы вы весили на Луне.
б) В Солнечной системе 9 планет, а спутников у них на 40 больше. Сколько всего планет со спутниками в Солнечной системе?
в) В 150 г. нашей эры астроном Птолемей отметил на карте звездного неба 48 созвездий. Сегодня астрономам известно 88 созвездий. Сколько новых созвездий открыли астрономы после Птолемея?
- Путешествие в “Математическую галактику” продолжается. Но что это? Приборы корабля сигнализируют нам о том, что заканчивается топливо. Необходимо срочно произвести заправку и с этой целью наш корабль направляется к заправочной станции. <Рис. 4>
Для того, чтобы узнать, сколько надо добавить горючего, чтобы долететь до станции назначения, необходимо решить задачу:
За 3 часа полёта космический корабль израсходовал 81л горючего. Сколько литров горючего нужно залить, если осталось лететь 2 часа?
3 ч – 81 л
2 ч - ?
1) 81:3=27 (л) – израсходовал за 1час.
2) 27х2=54 (л) – израсходует за 2 часа.
Ответ: 54 л горючего.
- Полёт продолжается. Корабль попадает в “математическую туманность”. Избежать катастрофы можно лишь в том случае, если экипаж справится с заданием № 5.
(190+10):100=2
(860-60)-100=700
- Путешествие подходит к концу. Космонавты готовятся к возвращению на Землю. <Рис. 5>
Благодарю экипаж за отличную работу.
Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!
Из полёта возвратились,
Мы на Землю приземлились.
Чтобы подготовиться к следующему полету, экипажу необходимо выполнить домашнее задание.
VI. Дом. задание. C. 52 № 4, 6.
Литература
1. Журнал “Начальная школа” № 10, 1995 г.
2. Газета “Начальная школа” № 26, 1995 г.
3. Целоусова Т.Ю., Казакова О.В. Поурочные разработки по математике. 3-й класс. М., “ВАКО”, 2004.