Как ни покажется странным, более сложная, пока не каждому посильная и требующая настоящего подвижничества творческая деятельность привлекает к себе людей. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка – радости преодоления, радость открытия, радость творчества. И жизнь, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и в производстве оттого, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить и воспитать не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Для рационального познания в любой предметной области необходимо знание логики – науки об общезначимых формах и средствах мысли. К настоящему времени разработан мощный логический аппарат исследований. Человек, не знающий правил логики, не может без ошибок рассуждать и действовать.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладение логическими законами процесс мышления протекает стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере задачам современного обучения.
Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро. Мыслить логически – одно из важных умений, которое можно развивать с помощью специальных упражнений. К сожалению, оно систематически не тренируется ни в одном из школьных курсов, хотя, разумеется, элементы логического мышления используются во всех изучаемых науках.
На наш взгляд, для развития творческого мышления учащихся могут быть очень успешно использованы настольные развивающие игры.
В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному. С очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда учащийся может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого первого класса;
- во-вторых, из задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», учащийся развивается наиболее успешно;
- в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Основоположник этнопедагогики в Якутии заслуженный учитель РС(Я), академик Чиряев К.С. в своей книге «Воспитание детей в семье» пишет: «Игра – основное средство воспитания. Игра существует с возникновением человечества и является одной из не стареющих, всегда молодых и прекрасных явлений. Ребенок без хорошей игрушки и условий для игры теряет очень многое в своем развитии».
Известный педагог В.П.Никитин в своих работах о воспитании ребенка в семье особо подчеркивает роль развивающих игр в развитии логического мышления.
Игра - труд, игра – творчество. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия.
Настольные развивающие игры могут доставить массу удовольствия. Успешное решение трудного задания приносит чувство удовлетворения большинству детей, независимо от того, отличаются ли они особой одаренностью или нет. Главное – мозг учится работать эффективно. Чем больше опыта приобретает учащийся в решении различных заданий, тем легче справляется, тем проще ему анализировать проблемы, возникающие на жизненном пути.
Разнообразные развивающие игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение таких игр в перерывах между занятий, в этапах математических эстафет, олимпиад и разных всевозможных мероприятий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает процесс усвоения учебного материала.
Мы считаем, что должны быть использованы все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство школьников испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
В данное время у нас имеются более 70-ти различных видов развивающих игр, которые мы используем в своей работе, а также не раз выставляли на различных конференциях, семинарах для родителей и педагогов. Из них самыми популярными для любого возраста школьников являются венгерский шарнирный кубик – кубик «Рубика», игра «Кубики для всех», китайская головоломка «Танграм», головоломки «Пифагор», «Сфинск», «Волшебный круг», игра в «15», различные игры «Домино», конструкторы различных видов, различные мозаики, самодельные головоломки из дерева, которые смастерили сами учащиеся и многое другое. Отрадно то, что помимо заданных в инструкции головоломок фигур «Танграм» и «Пифагор» учащиеся сами придумали несколько разных фигур, которые мы предлагаем другим учащимся. И это, бесспорно, является важным стимулом для других учащихся. Кроме этого у нас имеются более 15-ти видов игр на специальных досках, которые имеют соревновательный характер, как шашки, шахматы, «Сонор», «Волк и бараны» и т.д.
Большой популярностью среди учащихся и даже взрослых пользуются чемпионаты по сборке головоломок, проводимые ежегодно в рамках «Семейной олимпиады», «Олимпиады любителей математики», мероприятий недели математики, кружка «Дьо5ур», мероприятий летнего математического лагеря и просто во время перемен между занятий.
В этом учебном году нами разработана программа курса «Интеллектуальные игры» для 5-7 классов и успешно внедрена в МОУ СОШ № 17 г.Якутска.
Таким образом, развивающие настольные игры в нашей практике используются как средство развития творческой способности учащихся.