Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке естествознания в 3-м классе по программе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательная: познакомить с важным историческим событием-образованием Киевской Руси как государства, сформировать образное представление о первых русских князьях.
  2. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любовь к родной стране, интерес к её истории.
  3. Развивающая: развивать коммуникативные способности детей, логическое мышление, речь, любознательность.

Оборудование: карта Киевской Руси в IX- начале XII веках, мультимедийный проектор, СД- диск «Энциклопедия истории России 862-1917» из серии «Интерактивный мир», книги для дополнительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент. Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомиться с историческими событиями, происходившими на территории древнерусского государства.

-Для чего мы это делаем? (Мы узнаём прошлое нашей страны, интересуемся историей России и. т. д.)

II. Объявление темы и целей урока.

-Мы отправляемся в Древний Киев, который располагался на пути «из варяг в греки».

-Вспомните, что вы знаете о Древнем Киеве.

Мы знаем, что земля, на которой жили славянские племена, называлась славянской или Русской землёй-Русью. Почему эта земля стала называться Киевской Русью? (Дети высказывают свои предположения)

III. Введение в тему.

-Рассмотрите карту. О чём она рассказывает? (Дети смотрят карту на с.104,говорят, что видят города и государства, моря и реки, названия народов.)

-Какие государства вы здесь нашли? Покажите на школьной карте. (Ученик показывает на карте у доски Польшу, Венгрию, Киевскую Русь.)

-А как вы понимаете, для чего нужно государство и чем оно должно заниматься? (Управлять народом, следить за порядком, за условиями жизни народа, защищать людей, помогать им хорошо жить и т.д.)

-Я тоже выписала главное, что выполняет государство. На доске открывается запись:

  • Государство осуществляет власть.
  • Защищает границы.
  • Собирает налоги.
  • Издает законы.
  • Организует нужные для всего населения работы.

-Давайте сверим наши мнения. (Дети читают запись на доске).

-Во многом вы, ребята правы. Поэтому, чтобы лучше понять современное государство мы сегодня будем говорить о Киевской Руси, а также о первых князьях, которые правили ею.

IV. Изучение нового материала.

-Посмотрите и послушайте о первых русских князьях. (Учитель включает мультимедийный проектор и демонстрирует слайды с звуковым сопровождением диктора. Дети рассматривают портреты князей Рюрика, Олега, Игоря, княгини Ольги и её сына Святослава, читают текст о жизни этих правителей.)

-Кто из ребят хочет дополнить к услышанному? (Ребята делают сообщения.)

Первый князь Рюрик появился на Руси с двумя братьями Синеусом и Трувором. За ними отправили своих послов славяне и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет, придёте княжить и владеть нами». Князья согласились с ними и пришли к ним со всем своим родом и дружиной. Произошло это в 862 году.

Рюрик сначала правил в Ладоге, затем в Новгороде. Когда братья умерли, правил всей Русью. Однако недолго. Когда его сыну Игорю было всего два года, он умер и Русью стал править его дядя-князь Олег.

Олег был хитрый человек, храбрый воин. Много новых земель отвоевал он у печенегов и присоединил к русскому государству. Заключил мир с греками. Русские договорились помогать греческим кораблям, а греки обязались выкупать русских из неволи.

Олег повесил свой щит на воротах Царьграда и воротился в Киев со множеством золота, дорогих тканей, диковинных плодов и народ прозвал его вещим, т. е. мудрецом.

После смерти Олега стал править князь Игорь. При Игоре большую силу имел его воевода Свенельд. Он даже ходил вместо него собирать дань с земель печенегов, древлян, хазаров. Игорь же сам много воевал, он дважды ходил на Царьград. Дружина Игоря завидовала Свенельдовой и стала говорить: «Отроки Свенельда богаты оружием и платьем, а мы наги. Поди князь с нами собирать дань: и ты разбогатеешь, и мы.» Игорь был очень жаден. Он пошёл к древлянам со своей дружиной и взял с них дани гораздо больше, чем они платили прежде. Древляне взяли в плен князя и жестоко убили его.

Жена Игоря Ольга сурово отомстила за мужа: собрав большое войско вместе с малолетним сыном Святославом, она начала войну против древлян. Ольга двинулась в поход, и её войско осадило Искоростень. Однако в течение года город взять не удавалось.

Тогда Ольга пошла на хитрость. Она пообещала отказаться от дальнейшей мести, если древляне согласятся на лёгкую дань: по три голубя и три воробья от каждого двора. Те с облегчением согласились. Ольга же приказала выпустить птиц на волю, привязав к ним зажженные кусочки серы. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи - под кровли, и город внезапно заполыхал. Все жители города погибли.

Примерно в 995 году Ольга одной из первых на Руси приняла христианство и в крещении получила имя Елена. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот отказался, боясь, что дружина будет над ним смеяться. Крещение Руси произошло лишь при внуке Ольги – князе Владимире.

Ольга прожила очень долго и оставила о себе добрую память.

Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он вырос могучим богатырём. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин.

Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего 27 лет, но он успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русичей молодым и отважным.

В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, нарезав тонкими ломтями конину, либо «зверину» (дичь), жарил её на углях и ел. Не имел он и шатров, а спал прямо на земле. Отправляясь в поход, посылал гонцов сказать: «Иду на вы».

- Ребята, много интересных фактов и событий из жизни первых русских князей описано в таких книгах:

  • Энциклопедия для детей «История России»,т.5,М.: Аванта +, 1998.
  • Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах», М.:Олма-Пресс Образование, 2003.
  • Школьная энциклопедия. « История России IX-XVII века», М.: Олма-Пресс Образование, 2003.
  • Ишимова А. О. История России для детей. – М.: Монолог, 1995.
  • Пашков Б. Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений. М.: Центр Ком, 1997.
  • Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. М.:Дрофа, 2002.
  • Слово о полку Игореве. М.: Художественная литература, 1983.

Учитель демонстрирует книги для дополнительного чтения из школьной и классной библиотеки.

V. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть за парту тихо сесть.

VI. Обобщение и закрепление.

- Я предлагаю вам, ребята, прочитать текст на с. 103-105 учебника. (Дети читают самостоятельно.)

- Какие события или даты вам запомнились? (Ответы учащихся.)

- А сейчас прошу заполнить таблицу в тетради к учебнику «Мы и окружающий мир».

Задание №50, на с. 25.

-Установите по году век. Напишите исторические события, которые произошли на Руси в указанные годы. (Дети записывают век и историческое событие.)

Год Век Историческое событие
862 IX Образование государства Киевская Русь.
988    
1240    

VI. Итог урока. Домашнее задание.

-Учитель показывает на слайдах в мультимедийном сопровождении границы Киевской Руси при правлении Рюрика, а затем при князе Святославе.

-Ребята, что вы заметили? (Увеличились границы на втором слайде.)

-Как вы думаете, почему? (Князья присоединяли новые земли к своему государству.)

-Какие события и даты запомнились? Почему?

-Для чего мы изучаем все эти события? (Рассуждения детей.)

-К следующему уроку прочитайте текст в учебнике на с. 104- 106 и постарайтесь найти дополнительный материал для сообщений о первых русских князьях.

Спасибо за сотрудничество!