Игры на уроках английского языка (методическое пособие для учителя)

Разделы: Иностранные языки


Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами постоянно работает учитель. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я выбрала игру. Используя ее как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали большие потенциальные возможности игры.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи.

В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, как сказать, как выиграть.

Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость.

В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

I. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентировки.

1. Цель игры: развитие графо-моторных навыков, воображения.

Ход игры ученики слушают учителя, объясняющего написание буквы, и стараются изобразить ее в своих тетрадях по образцу. Например:

- Шла буква E по лесу, споткнулась, перевернулась и превратилась в букву F. Буква F тоже упала, сломала руку и стала буквой L.

- Рядом с домом, в котором жили буквы поселился злой ластик. Если какая – нибудь буква заходила к нему, он делал ее непохожей на себя. Вот однажды зашла к ластику буква Y, он стер ей ножку, получилась буква V.

2. Цель игры: развитие фонематического слуха, умения концентрироваться.

Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на английском языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку.

3. Цель игры: развитие буквенного анализа слова, пространственной ориентировки, внимания.

Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого – нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его. Назвать – какая часть речи? Например:

u h I e s o

Слово: house – существительное.

4. Цель игры: повторение гласных букв и звуков.

Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующей букве в верхнем ряду и соединить их линией. Например:

A I O U Y E
[a?], [??], [e? ], [i:], [wa?], [ju:]

5. Цель игры: развитие звукового анализа слов, внимания.

Ход игры: учитель произносит по-английски слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ.

6. Цель игры: морфемный анализ слова, развитие воображения.

Ход игры: учитель просит правильно соединить слоги слов, опираясь на представленные рисунки. Например: тарелка, журавль, торт

pla

ca

cra

ke

ne

te

7, Цель игры: развитие пространственной ориентировки, памяти.

Ход игры: учитель складывает в коробку вырезанные из картона буквы английского алфавита, а ученики должны назвать, какую букву они вытащили из мешка.

II. Игры на развитие памяти и внимания.

8. Цель игры: развитие произвольного внимания, восприятия ритма, двигательной памяти.

Ход игры: звучит музыка, дети выполняют команды учителя: Hands up! Hands down! Hands on hips и т.д. Учитель прекращает команды, дети должны выполнить движения в том же порядке на те же такты музыки.

9. Цель игры: развитие внимания, памяти.

Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой – либо предмет, затем убрав его, просит кого – либо описать его на английском языке по памяти, называя его цвет и размеры.

10. Цель игры: развитие памяти, внимания.

Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу.

/Такую же игру можно провести, используя буквосочетания или отдельные буквы./

11. Цель игры: развитие памяти, внимания.

Ход игры: учитель называет английское слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова. Например:

table – apple – egg – girl – lake……..

(слова должны быть известными).

12. Цель игры: развитие внимания, воображения, моторики.

Ход игры: учитель в воздухе “пишет” простые слова. Ученики “читают” и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других.

13. Цель игры: развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности.

Ход игры: ученик показывает перед классом какое – либо движение (имитирует танец, ходьбу, написание буквы и т.д.), ученики должны назвать глагол на английском языке, обозначающий это движение.

III. Игры на развитие мышления.

14. Цель игры: развитие умения классифицировать.

Ход игры: на доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее. Например:

- sweet, street, sit, tree, queen;

- old, happy, name, cold, good.

/Принцип объединения слов в один ряд может быть разный./

15. Цель игры: развитие мышления, воображения, моторики.

Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.

16. Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: каждый ученик приносит на урок какую – нибудь игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три – пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую – либо историю об одной из игрушек из 3 – 5 предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку.

17. Цель игры: развитие мышления, активизация лексики.

Ход игры: дается ряд признаков, нужно подобрать какое – либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.

Данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку).

18. Цель игры: развитие мышления, логики.

Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое – либо число, например, 1,2,3,4,5,7,8,9,10. Ученики должны назвать отсутствующее число.

19. Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить небольшой рассказ.

20. Цель игры: развитие умения классифицировать, сопоставлять.

Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

21. Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель задумывает какой – либо предмет (по определенной теме) и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов.

IV. Обучающие и развивающие игры.

22. Цель игры: закрепить в памяти учащихся пройденную лексику и оборот There is….

Ход игры: группа делится на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны школьникам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы. Например:

P1: There is a book in the box.

P2: There is a pencil in the box.

P3: There is a pen in the box. И т.д.

Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов.

23. Цель игры: отработка предлогов, вопроса Where was...? и ответов на него.

Ход игры: Учитель раскладывает на столе предметы, названия которых известны учащимся на английском языке (например: ручку, книгу, пенал). Затем он оставляет на столе книгу, ручку вкладывает в книгу, а пенал прячет в стол. Дав ребятам одну – две минуты, чтобы запомнить, где находятся предметы, учитель снова раскладывает их на стол, а затем задает детям вопросы: Where was the book?, Where was the pen? ит.д.

24. Цель игры: закрепление Present Progressive Tense.

Ход игры: учитель вывешивает на доске тематические картинки (например “Распорядок дня школьника”) и к каждой из них делает три подписи в Present Progressive Tense, но только одна из них соответствует содержанию того, что изображено на картинке. Учащимся предлагается внимательно посмотреть на картинки и подписи к ним. Ученики по очереди выходят к доске и стирают подписи, не соответствующие содержанию изображенного на картинке.

25. Цель игры: закрепление Present Progressive Tense.

Ход игры: учитель вывешивает на доске картинки, отражающие распорядок дня школьника, и делает подписи, которые не соответствуют содержанию того, что изображено на картинке.

1. I am washing.

2. I am dressing.

3. I am getting up и т.д.

Учащимся предлагается подобрать к каждой картинке соответствующую подпись.

26. Цель игры: повторение пройденной лексики.

Ход игры: учитель вывешивает на доске две картинки (заранее подготовленные), обращая внимание учащихся на то, что они на первый взгляд почти идентичны. Дается время на то, чтобы ребята сравнили эти две картинки и сказали бы, чем они отличаются друг от друга. Затем учитель убирает картинки и просит ребят назвать те предметы, которые на них изображены.

27. Цель игры: повторение пройденной лексики.

Ход игры: учитель вывешивает на доске заранее подготовленную картинку, где, например, яблоко синее, собака зеленая и т.п., и просит учащихся внимательно посмотреть на картинку, назвать все предметы, цвет которых не соответствует действительному.

Например: I see a blue apple. Apples are not blue. Apples are green, red and yellow.

28. Цель игры: повторение пройденной лексики.

Ход игры: учитель вывешивает на доске две картинки и просит ребят найти пять предметов, которые есть и на той, и на другой картинке.

Группу можно разделить на две команды. Побеждает та команда, члены которой быстрее и правильнее выполнили задание.

На втором этапе игры можно убрать картинки и предложить каждой команде назвать по-английски предметы, которые изображены на одной из картинок.

29. Цель игры: повторение вопросительных предложений в Present Simple Tense.

Ход игры: учитель дает первой команде картинку (например по теме “Классная комната”) и предлагает ребятам в течении двух – трех минут внимательно ее рассмотреть. Затем он передает картинку членам второй команды, которая задает вопросы своим противникам. Например:

Where is the bookcase? How many desks are there in the classroom? What do you see above the blackboard? и т.п.

После ответов на вопросы, правильность которых контролируется членами второй команды, картинки вывешиваются снова, и члены первой команды описывают ее.

30. Цель игры: повторение пройденной лексики и закрепление Present Simple Tense.

Ход игры: учитель раздает двум командам конверты, в которые вложены картинка и несложный текст к ней, разрезанный на отдельные предложения. Учитель предлагает учащимся смотреть на картинку и составлять к ней связный текст, используя данные предложения. Затем можно предложить им пересказать этот текст.

Продолжение статьи представлено в приложении (Приложение)