Система повторения таблицы умножения в 3–4-м классах

Разделы: Начальная школа


Умножение – это просто! Умножение – это просто? Умножение – это просто…

Прочитайте эту фразу с разными интонациями и послушайте себя, какая интонация созвучна с вашими воспоминаниями?

Вот что рассказывали мне взрослые (мамы, бабушки, учителя), когда я спрашивала их, как они или их дети учили таблицу умножения.

  1. Мне кажется, что таблицу умножения я всегда знала, не было проблем при ее изучении. Наверно, благодаря своему учителю, все было просто и естественно.
  2. Учить таблицу было трудно и скучно. А выучить надо было много и быстро. И приходилось это делать в течение всего дня. Иду в школу и учу, ем обед – и повторяю. Все, от папы до бабушки, считали своим долгом задать пример и получить ответ. Теперь, каждый раз, когда надо что-то умножить, меня бросает в дрожь.
  3. Моя дочь первые два года училась в вальдорфском классе; тогда познакомилась она с таблицей Пифагора, играя, выявляли дети закономерности. С ней я не учила таблицу умножения. Она, по-моему, просто освоила ее в игре. Домашних заданий “выучить таблицу” не было.
  4. При изучении таблицы умножения мы мало учитываем возможности детей. Моему младшему сыну было 5лет, когда старший сын летом, на каникулах, после первого класса “пыхтел” над вычислением выражения: 2+2+2+2+2+2+2+2. “ Смотри, все просто: 2+2=4, 4+4=8, 8+8=16” - сосчитал младший. Считал он, еще не умея писать цифр!

Мои рекомендации

  • Главное в обучении - это радость познания, ощущение собственного роста. Дайте возможность ребенку почувствовать, что он сегодня поднялся на одну, две… ступеньки вверх, к своей мечте.
  • Не торопитесь, не сравнивайте одного ребенка с другим. Каждый ребенок познает в своем темпе. Главное, чтоб не угасло желание познавать!
  • Переходить к изучению умножения можно только тогда, когда ребенок научился складывать числа в пределах ста и осознал прием сложения с переходом через десяток.
  • Это система из 7 занятий. Все они взаимосвязаны между собой. Переход количества в качество возможен только тогда, когда есть определенное количество. Занятия можно повторять, но не пропускать.

Цели всех занятий: повторить таблицу умножения, развивая логическую память, приёмы умственной деятельности (сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация).

Занятия можно проводить в классе на уроке, как устные вычисления и при индивидуальной работе с ребенком, когда таблица умножения оказалась не усвоена и ребенок не готов к дальнейшему изучению математики.

Методика работы:

Ребёнку выдается карточка с числовыми выражениями (см. приложение 1), он выполняет вычисления устно и записывает значения выражений. Если карточка состоит из нескольких столбиков, то она разрезается, и каждый столбик заполняется отдельно. Когда все части карточки заполнены, они сравниваются, и делается вывод. Задача учителя помочь ребёнку самостоятельно сделать вывод. В классе на уроке можно организовать работу в парах или малых группах, каждый ученик заполняет свою часть карточки, потом дети проверяют работу друг друга и, сообща, делают вывод.

Первый день

Начнём с песни.

Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
Это всем известно в целом мире!
Пятью пять – двадцать пять,
Шестью шесть – тридцать шесть,
Семью семь – сорок…….49!

Это же не в рифму! Да, вся таблица умножения не вошла в эту песню, но есть другие способы повторения таблицы умножения. Сегодня разберёмся только с одним вопросом, почему 7·7 = 49, а не другому числу?

1+3=4 2+2=4 2·2=4
1+3+5=9 3+3+3=9 3·3=9
1+3+5+7=16 4+4+4+4=16 4·4=16
1+3+5+7+9=25 5+5+5+5+5=25 5·5=25
1+3+5+7+9+11=36 6+6+6+6+6+6=36 6·6=36
1+3+5+7+9+11+13=49 7+7+7+7+7+7+7=49 7·7=49

Ты знаешь, что сумму одинаковых слагаемых (см. второй столбик) можно заменить произведением (см. третий столбик). Обрати внимание, что все слагаемые в первом столбике – нечётные числа. Иллюстрацией этих сумм является рис.1. Ученику выдаётся квадрат 10*10 и предлагается раскрасить его (см. рис. 1). После раскрашивания сравнить число клеточек каждого цвета со слагаемыми в первом столбике.

Если у детей возникнет желание продолжить эту таблицу, радуйтесь! Они почувствовали гармонию чисел! Пусть продолжат, но не больше 2-3строчек.

Второй день

Цель: повторить переместительный закон умножения и частные случаи умножения.

Создать условия для многократного проговаривания правила и самостоятельного обобщения частных случаев умножения.

Правило: от перестановки множителей произведение не меняется.

10 · 2 = 2 · 10 = 20 1 · 2 = 2 · 1= 2 0 · 2 = 2 · 0 = 0
10 · 3 = 3 · 10 = 30 1 · 3 = 3 · 1= 3 0 · 3 = 3 · 0 = 0
10 · 4 = 4 · 10 = 40 1 · 4 = 4 · 1 = 4 0 · 4 = 4 · 0 = 0
10 · 5 = 5 · 10 = 50 1 · 5 = 5 · 1 = 5 0 · 5 = 5 · 0 = 0
10 · 6 = 6 · 10 = 60 1 · 6 = 6 · 1 = 6 0 · 6 = 6 · 0 = 0
10 · 7 = 7 · 10 = 70 1 · 7 = 7 · 1 = 7 0 · 7 = 7 · 0 = 0
10 · 8 = 8 · 10 = 80 1 · 8 = 8 · 1 = 8 0 · 8 = 8 · 0 = 0
10 · 9 = 9 · 10 = 90 1 · 9 = 9 · 1 = 9 0 · 9 = 9 · 0 = 0
Если один из множителей равен 10, то ко второму множителю припиши 0 и получишь произведение Если один из множителей равен 1, то произведение равно второму множителю Если один из множителей равен 0, то и произведение равно 0

Третий день

Цель: повторить таблицы умножения двух и на два.

2 · 2 Чётные числа:2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20…
2 · 3 = 3 · 2 = 3+3 = 6
2 · 4 = 4 · 2 = 4+4 = 8
2 · 5 = 5 · 2 = 5+5 = 10
2 · 6 = 6 · 2 = 6+6 = 12
2 · 7 = 7 · 2 = 7+7 = 14
2 · 8 = 8 · 2 = 8+8 = 16
2 · 9 = 9 · 2 = 9+9 = 18

Четвёртый день

Цель: повторить таблицы умножения девяти и на девять.

Целесообразно показать эту таблицу на пальцах, приведённую в книге Остапенко М.А. “Выучить таблицу умножения? это просто!” изд. Литера, Санкт-Петербург, 2007 (см. рис.2).

9 · 2 = 2 · 9 20 – 2 = 18 1 + 8 = 9
9 · 3 = 3 · 9 = 27 30 –3 = 27 2 + 7 = 9
9 · 4 = 4 · 9 = 36 40 – 4 = 36 3 + 6 = 9
9 · 5 = 5 · 9 = 45 50 – 5 = 45 4 + 5 = 9
9 · 6 = 6 · 9 = 54 60 – 6 = 54 5 + 4 = 9
9 · 7 = 7 · 9 = 63 70 – 7 = 63 6 + 3 = 9
9 · 8 = 8 · 9 = 72 80 – 8 = 72 7 + 2 = 9
9 · 9 = 81 90 – 9 = 81 8 + 1 = 9

Пятый день

Цель: повторить таблицы умножения трёх и на три. Познакомить с приёмом последовательного умножения.

3 · 2 = 2 · 3   1 + 2 + 3 = 6
3 · 3 = 3 · 3   3 + 3 + 3 = 9
3 · 4 = 4 · 3 = 2 ·2 · 3 = 2 · 6 12 = 3 · 4 5 + 4 + 3 = 12
3 · 5 = 5 · 3 = 15   7 + 5 + 3 = 15
3 · 6 = 6 · 3 = 2 · 3 · 3 = 2 · 9   9 + 6 + 3 = 18
3 · 7 = 7 · 3 = 21   11 + 7 + 3 = 21
3 · 8 = 8 · 3 = 2 · 4 · 3 = 2 · 12 = 12 · 2 = 12 + 12 = 24   13 + 8 + 3 = 24
3 · 9 = 9 · 3   15 + 9 + 3 = 27

Шестой день

Цель: повторить таблицы умножения четырёх и шести, на четыре и на шесть. Использовать приём последовательного умножения.

4 · 2 = 2 · 4
4 · 3 = 3 · 4
4 · 4 = 4 · 4
4 · 5 = 5 · 4 = 5 · 2 · 2 = 10 · 2
4 · 6 = 6 · 4 = 6 · 2 · 2 = 12 · 2 = 12 + 12
4 · 7 = 7 · 4 = 7 · 2 · 2 = 14 · 2 = 14 + 14 = 28
4 · 8 = 8 · 4 = 8 · 2 · 2 = 16 · 2 = 16 + 16 = 32
4 · 9 = 9 · 4
 
6 · 2 = 2 · 6
6 · 3 = 3 · 6
6 · 4 = 4 · 6
6 · 5 = 5 · 6 = 5 · 2 · 3 = 10 · 3
6 · 6
6 · 7 = 7 · 6 = 7 · 3 · 2 = 21 · 2 = 21 + 21 = 42
6 · 8 = 8 · 6 = 8 · 3 · 2 = 24 · 2 = 24 + 24 = 48
6 · 9 = 9 · 6

Седьмой день

Цель: повторить таблицы умножения восьми и пяти, на восемь и на пять. Использовать приём последовательного умножения.

8 · 2 = 2 · 8
8 · 3 = 3 · 8
8 · 4 = 4 · 8
8 · 5 = 5 · 8 = 5 · 2 · 4 = 10 · 4
8 · 6 = 6 · 8 , шестью восемь – сорок восемь
8 · 7 = 7 · 8 = 7 · 4 · 2 = 28 · 2 = 28 + 28 = 56 56 =7 · 8
8 · 8 = 8 · 8 = 8 · 4 · 2 = 32 · 2 = 32 + 32 = 64
8 · 9 = 9 · 8
Поставь между числами 5678 знаки = и · , чтобы получилось верное равенство.
5 · 2 = 2 · 5
5 · 3 = 3 · 5
5 · 4 = 4 · 5
5 · 5
5 · 6 = 6 · 5
5 · 7 = 7 · 5 = 6 · 5 + 5 = 8 · 5 – 5 = 35, семью пять – тридцать пять
5 · 8 = 8 · 5
5 · 9 = 9 · 5

В приложении 1 даны карточки для ученика, в тексте - для учителя. Выделены те числа, которых не было на предыдущих занятиях. Их необходимо выделить и в работах детей.

В пятый день вводится приём последовательного умножения чисел, которым целесообразно пользоваться в устных вычислениях.

Таблица семи и на семь не рассматривается отдельно, т.к. она “рассыпана” в других таблицах.

Повторять таблицу умножения можно разными способами. Мне хотелось, чтобы повторение одновременно включало новую информацию, углубляло ранее изученный материал, было интересно и тем ученикам, которые хорошо знают таблицу умножения. Успешное освоение математики закладывается в начальной школе и таблицы сложение и умножения – фундамент, на котором строится вся математика!

Ум – умно - умно жить – умножение! Нет случайностей, есть закономерности, которые надо уметь видеть и чувствовать.