Учебное занятие интеллектуального клуба "Филолог" на тему "В мире эпических произведений"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • совершенствование имеющихся и апробация новых форм работы со школьниками;
  • создание условий для самопознания, самореализации личности, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных проявлений.

Задачи:

  • создать условия для развития творческих способностей учащихся, через работу в группе “Творческая мастерская” и “Мы режиссёры”;
  • формировать и развивать исследовательскую компетентность, через работу в группе “Мы исследователи”;
  • воспитывать в учащихся чувство сотрудничества, уважения друг к другу.

Ход занятия

Презентация

1. “Галерея”

Занятие начинается с того, что учитель обращается к портретам писателей, которые выведены на слайды, и просит учащихся назвать этих писателей (фамилию, имя, отчество). Это задание помогает педагогу сориентировать учащихся в теме занятия.

На данном этапе определяются проблемные вопросы, обсуждение которых подразумевается в конце учебного занятия.

- Почему не умирают классические произведения?

- Что интереснее читать: эпос, лирику или драму?

- Каким образом классическое художественное произведение влияет на становление личности?

2. “Самоопределение”

На этапе “Самоопределение” учащиеся делают выбор над чем они хотят работать. Предлагается следующая тематика групп:

  • “Творческая мастерская”;
  • “Мы – исследователи”;
  • “Мы – режиссёры”;

Учащиеся выбирают работу в той группе, которая их заинтересовала.

1 группа “Творческая мастерская”:

  • Написать увиденное от лица единственного неговорящего персонажа в рассказе А.П. Чехова “Хамелеон” в форме монолога (монолог борзого щенка);
  • Написать страшную историю, героями которой будет “нечистая сила”, по рассказу И.С. Тургенева “Бежин луг”.

2 группа “Мы исследователи”:

  • Сравнить стихотворение А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” с погодной летописью “Сказание о смерти Олега от своего коня” и ответить на вопрос: какую трактовку летописному сюжету даёт А.С. Пушкин?
  • Работая с текстом художественного произведения, проанализируйте глаголы, особенности синтаксиса, построение предложений, пунктуацию, речь героев в момент преступления и сравните поведение героев. Ответьте на вопрос: каковы мотивы поступков (убийства родных сыновей) главных героев в произведениях Проспера Мериме “Маттео Фальконе” и Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”?

3 группа “Мы режиссёры”:

  • Написать сценарий к произведению Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, выбрав для себя жанр, актеров, сцену.
  • Такая групповая работа по направлениям с использованием репродуктивного, исследовательского и проблемного метода позволяет решить следующие образовательные проблемы: обобщение изученного материала, раскрытие идеи автора через определённое исследование, реализация творческого потенциала.

3. Данный этап работы предполагает обсуждение результатов работы учащихся в группах. Затем учитель предлагает вернуться к поставленным в начале занятия проблемным вопросам. Ребята высказывают свое мнение, отстаивают собственную позицию, если возникают какие- либо разногласия.

4. Литературная игра “Крестики-нолики”, как завершающий этап учебного занятия.

Правила этой игры заключаются в заполнении игрового поля по количеству знаков или по горизонтали. Каждый правильный ответ позволяет выставить свой знак: крестик или нолик, - и оценивается в 1 балл. Игра состоит из пяти конкурсов.

Конкурс “Узелок”.

На слайде изображены предметы, которые могли бы принадлежать какому-либо писателю. Учащиеся, узнавая их, называют писателей.

Конкурс “Кто я?”

На слайдах зафиксированы словесные портреты каких-либо литературных героев (цитирую из произведений). Учащиеся отгадывают персонажи эпических произведений.

Конкурс “Библиотека”

На слайд выведен список произведений. Учащиеся указывают авторов.

Конкурс “Угадай-ка”

На слайде кроссворд, в котором зашифрованы литературоведческие понятия. Плюс кроссворда в том, что учащиеся могут сразу же произвести проверку.

Конкурс “Древо мудрости”

На слайде обозначены вопросы, ориентированные на знание текста произведений. Учащимся предлагается дать ответ, прокомментировав его.

Работу завершаем ответом на вопрос: каким образом художественное произведение влияет на становление личности?