Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации

Разделы: Химия


Данный урок предусматривает формирование новых представлений о сущности химических реакций , протекающих в растворах кислот, способствует углублению сведений о важнейших классах неорганических соединений , расширению представлений об ионах, видах связи и о влиянии строения вещества на его свойства, при растворении в воде.

Задания для отработки знаний предусматривают проведение эксперимента, который обеспечивает развитие умения рассуждать. При выполнении таких заданий обучающиеся получают на основе имеющихся знаний и умений делать выводы и соответствующие обобщения. По результатам выполнения заданий учитель может судить о готовности ученика к проведению практической работы.

А самоконтроль – это один из способов активизации процесса обучения, т.к. он позволяет обучающимся установить, что им не сделано или сделано не так, как надо. Провести корректировку работы. Кроме того, самоконтроль дает возможность поддерживать интерес к предмету. В конце урока учитель совместно с обучающимися кратко анализирует, достигнута ли цель урока, какие вопросы возникли у детей, и выдает карточки рефлексивно анализа.

План урока

Тема урока: Химические свойства кислот в свете ТЭД.

Цель урока:

  • дать понятие о кислотах, как классе электролитов;
  • охарактеризовать общие химические свойства кислот в свете ионных представлений;
  • развить навыки написания уравнений диссоциации (полных и сокращенных ионных), самоконтроля и взаимоконтроля, взаимопомощи;
  • развивать практические навыки работы с химическими веществами и с таблицей растворимости

Оборудование:

для учителя:

  • CuO,
  • H2SO4 (разб.),
  • ВаС12,
  • держатель,
  • спиртовка,
  • спички,
  • асбестовая сетка.

для учащихся:

  • цинк,
  • НС1,
  • H2SO4,
  • BaCl2,
  • NaCO3,
  • лакмус,
  • метилоранж,
  • NaOH,
  • пробирки 6 штук.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Фронтальная проверка занятий учащихся по контрольным вопросам:

(Обучающиеся пользуются листами с контрольными вопросами). (Приложение)

Контрольные вопросы.

1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:

“Процесс распада электролита................ при растворении его в воде или расплавлении называется……….”.

2. Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН)2, Fe2O3, КОН, НС1, Na2CO3, Li2O, Fe(OH)3j CO2, H2SO4, P2O5, HNO3 (работа учащихся с таблицей растворимости).

3. Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись “странствующий, блуждающий”).

4. Что такое ион?

5. Какие частицы имеют энергетически устойчивое состояние? (Запись на доске)

I. - Вг\ Вг)
II. ион атом

6. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?

7. Самостоятельная работа. Дидактическая карточка (взаимоконтроль) “Третий лишний”. (Приложение, задание №1)

8. Почему кислоты кислые?

9. Дайте определение: “Что такое кислота?”.

I. Переходим к изучению общих свойств кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Учитель: Какая величина характеризует кислоту как электролит? (степень электролитической диссоциации)

Назовите кислоты, которые относятся:

а) к сильным электролитам а “ 100%;

б) к слабым электролитам а<3%.

А как можно отличить растворы кислот? Учитель напоминает правила работы с химическими веществами (техника безопасности).

Опыт: У учащегося кислоты НСl, H2SO4 в пробирках. Необходимо добавить индикаторы - метилоранж и лакмус. Какой стал цвет и почему? Кислоты разные, а цвет одинаковый (из-за ионов водорода).

Учитель; Давайте проверим, является ли соляная кислота электролитом?

Опыт: Испытание раствора соляной кислоты на приборе для демонстрации электролитической диссоциации. Лампочка загорается. Почему? Значит, данные кислоты НС1, H2SO4 является электролитом и можно представить диссоциацию этих кислот.

I. HC1<-> Н+ +Сl- H2SO4<->2H+ +SO2-

Взаимодействие кислот с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода

Zn+ 2HCI = ZnCl2, +H2\- реакция замещения
Zп+2Н++2СГ =Zn2++2Cl+ H2
атом ион ион ион ион молекула
о о
Zn+ 2Н+ = Zn2+ + Н2 Т

(ученик записывает уравнение в ионном виде)

Учитель: Что является признаком данной реакции? (выделение Н2).

(Учитель предлагает обучающимся работать с заданиями для самоконтроля по вариантам. (Приложение)

Задание для самоконтроля №1.

I. Имеется смесь металлов

I вариант II вариант
Mg, Ag +НС1 А1, Си + H2SO4

Напишите возможные уравнения химических реакций.

II. Взаимодействие оксидов металлов с кислотами.

Опыт: Учитель при нагревании оксида меди (II) и серной кислоты демонстрирует реакцию обмена и просит ученика отразить этот процесс на доске

СиО + H2SO4 =CuSO4 + Н2О

CuO + 2H+ + SO4 = Cu2+ + SO4 +H2O

СиО + 2Н+ ->Cw2+ + Н2О

По каким признакам можно утверждать, что произошла химическая реакция? (цвет раствора стал голубым). А в чем суть данной реакции? СиО -- не электролит, поэтому мы его запишем в молекулярной форме, кислота и соль электролиты и обе содержат одинаковые анионы кислотного остатка, значит эти ионы не участвуют в реакции.

Задания для самоконтроля №2 (опыт демонстрирует учитель)

Fe2O3 + 6HCI - 2FeCl3 + H2О – молекулярное

Fe2O3 +6Н+ + 6СГ = 2Fei+ + ЗСГ + ЗН2О - полное ионное

Fe2O, +6H+ =2Fe3+ +3H2O - сокращенное ионное уравнение

III. Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).

Опыт учащегося: в пробирку с кислотой и индикатором добавить раствор гидроксида натрия.

Что наблюдается? (Изменение цвета. Почему?) Ученик на доске записывает уравнение химической реакции:

H2PSO4 +2NaOH = Na2SO4 + 2Н2О – молекулярное

2H+5O42- +2Na+ +20H- = 2Na+ +SO42- +2H2O - полное ионное

+ +2ОН- =2Н2О – сокращенное ионное уравнение

Какие из ионов не участвуют в реакции (2Na+ и SO2-). Следовательно, суть реакции сводится к тому, что если 2Н+ и 2ОН- встречаются в растворе, то из них образуются две молекулы воды.

Данное уравнение отражает содержание реакции нейтрализации между кислотой и щелочью.

Задание для самоконтроля №3.

Напишите уравнение реакции.

I вариант II вариант
HNO, + КОН -> НС1 + NaOH ->

IV. Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.

Опыт: учитель демонстрирует взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислот.

Си(ОН)2 +2 НС1 = CuCl2 + 2Н2О - цвет уменьшается

Си(ОН)2 +2Н+ + 2Сl- = Си2+ + 2Сl- + 2Н2О

Си(ОН)2 +2Н+ =Си2+ +2Н2О

Суть данной реакции сводится к взаимодействию Си(ОН)2 и Н+.

V. Взаимодействие кислот с солями.

Опыт: учащиеся к раствору H2SO4 добавляют раствор ВаС12. Ученик представляет на доске данную реакцию в ионном виде.

H2SOt+ BaCl2 = BaSO4 +2HCI молекулярное

2H + + SO42- + Ва2+ + 2Сl- = BaSO, + 2Н+ + 2СГ - ионное полное

Ва2+ +SO42- =BaSO4 i

Образование газа при взаимодействии кислот с солями это общее свойство всех кислот - электролитов, обусловленное катионами водорода. Чтобы получить газ, нужно для этой реакции взять соль слабой летучей кислоты (угольной, сернистой).

2НС1+ Na2CO3 -” 2NaC I + Н2СО3

+ + 2СГ + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + 2СГ + СО2 Т +Н2О

Опыт: учащиеся к раствору соляной кислоты добавляют раствор карбоната натрия. Суть этой реакции будет состоять во взаимодействии катионов водорода и карбонат анионов с образованием СО2 и H2O.

Задание для самоконтроля №4

Опыт: ученик демонстрирует взаимодействие серной кислоты с карбонатом калия и представляет ионные уравнения:

     р

H2SO4 + К2СО3 = K2SO4 + СО2 t+ Н2О

2H+ + SO42- + 2K+ + CO32- =2K+ + SO32- +CO2t+H2O

+ +СО2- =СО2 Т

Вывод: Мы рассмотрели общие свойства кислот и научились записывать ионные

уравнения химических реакций.

Рефлексия: Вернемся к целям урока “Рассмотрение общих химических свойств кислот”. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: “Я”, “Класс”, “Тема”. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Анализ выполненных заданий, окончательное подведение итогов и выставление отметок учитель проводит на следующем уроке.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА. ПРИЛОЖЕНИЕ

I вариант

1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:

“Процесс распада электролита........... при растворении его в воде или расплавлении называется.............”.

Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН)2, Fe2O3, КОН, НС1, Na2CO3, Li2O, Fe(OH)3j CO2, H2SO4, P2O5, HNO3 (работа учащихся с таблицей растворимости).

Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись “странствующий, блуждающий”).

Что такое ион?

Какие частицы имеют энергетически устойчивое состояние? (Запись на доске

I. - Вг\ Вг)
II. ион атом

В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?

Самостоятельная работа. Дидактическая карточка (взаимоконтроль) “Третий лишний”.(Приложение, задание №1)

Почему кислоты кислые?

Дайте определение: “Что такое кислота?”

Задание №1

а) SO2; NaOH; HCl.

б) CaO; Ва(ОН)2; H2SO4.

в) Mg(OH)2; Н3РО4; CaCl2.

Задание №2

Напишите возможные уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Имеется смесь металлов Mg, Ag, HCl.

Задание №3

Напишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде

HNO, + КОН ->

II вариант

1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:

“Процесс распада электролита........... при растворении его в воде или расплавлении называется.........”.

2. Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН)2, Fe2O3, КОН, НС1, Na2CO3, Li2O, Fe(OH)3j CO2, H2SO4, P2O5, HNO3 (работа учащихся с таблицей растворимости).

3. Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись “странствующий, блуждающий”).

4. Что такое ион?

5. Какие частицы имеют энергетически устойчивое состояние? (Запись на доске)

I. - Вг\ Вг)
II. ион атом

6. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?

7. Самостоятельная работа. Дидактическая карточка (взаимоконтроль) “Третий лишний”.(Приложение, задание №1)

8. Почему кислоты кислые?

9. Дайте определение: “Что такое кислота?”

Задание №1

а) LiOH; Zn(NO,)2; CO2.

б) MgO; HNO3; Mgl2.

в) HBr; Na2O; KI.

Задания для самоконтроля

Задание №2

Напишите возможные уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Имеется смесь металлов А1, Си и H2SO4.

Задание №3

Напишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде

НС1 + NaOH ->

Оцените свою работу

Фамилия, имя Я Класс Тема
      Электролитическая диссоциация.
      Электролиты, не электролиты. *
      Степень диссоциации.
      Катионы, анионы.
      Ионные уравнения.