Цели урока:
образовательные:
- учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом);
- учить описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде;
развивающие:
- способствовать развитию внимания, воображения, кругозора, мышления (логического, аналитического, сравнения, обобщения), речи учащихся, интереса к информатике;
воспитывающие:
- содействовать развитию коммуникативных умений, воспитывать чувство взаимопомощи, формировать умение использовать знания в нестандартных учебных ситуациях.
Тип урока: урок “введения нового знания”.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (<Приложение 1>), рабочие таблицы (<Приложение 2>)
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, постановка целей.
Настрой на урок, мотивация.
Слайды 1-4 <Приложение 1>
Диктор:
В эфире экстренный выпуск новостей М-радио. 19 ноября в районе лыжной базы города Минусинска в 9 ч 15 мин приземлился инопланетный космический корабль, на борту которого обнаружены сенсационные записи. Вот что удалось узнать нашим корреспондентам.
Голос инопланетянина:
Земляне! Мне необходима ваша помощь. Во вселенной не все спокойно. Злые космические пираты нападают на звездолеты и ракеты, заколдовывают путь домой.
Пираты:
Кратеры, вулканы,
Звезды, тараканы,
Мы разрушили мосты,
Чтоб по млечному пути
Ни проехать, ни пройти
И планеты не найти.
Голос инопланетянина:
Я один, мне одному с ними не справиться, а вас много. Здесь тяжелые заклятья, в одиночку мне не снять их.
Помогите мне, ребята! Отправляйтесь в космическое путешествие, посетите планеты. На планетах необходимо выполнить задания и собрать магические кристаллы. Ваши верные решенья снимут чары без сомненья.
Учитель:
- Ребята, поможем инопланетянину? На чем же нам отправиться в полет в космос?
(на ракете, космическом корабле)
Займите свои места, сядьте удобнее. Закройте глаза. Ключ на старт: протяжка, продувка, взлет. Мы в невесомости. Наша ракета летит с огромной скоростью, преодолевая земное притяжение в 50 раз быстрее самого быстрого самолета, ее скорость свыше 40000 км\ч.
А теперь посмотрим в иллюминатор. По курсу планета драконозвезд.
II. Введение нового знания.
Описание объекта. Таблица “Состав. Действия”
Слайды 5-14 <Приложение 1>
- У жителя планеты есть задание для нас. Прочитайте его.
Задание: Отгадайте неизвестные объекты и запишите их составные части и действия в таблицу.
Возьмите лист с таблицами.<Приложение 2>
Попробуем отгадать загадки.
Загадка:
Если в доме есть мышата,
То зовут ее ребята,
Если ж в доме есть сметана,
Ее гонят из чулана.
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Сладко умывается, рыбку просит,
У ног ласкается. Кто это? …(Кошка)
- Запишем ответ в клеточках таблицы.
А теперь запишем в таблицу составные части кошки. (Что у нее есть?)
Заполним 2 часть таблицы. Действия (Что кошка может делать?)
Хорошо! Ответив смело
Вы уж сделали полдела.
А теперь еще одна
Вам загадка задана.
Загадка:
Этот конь не ест овса.
Вместо ног - 2 колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
На рояль я непохожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет. Я зовусь …(Велосипед)
- Запишите отгадку. Из чего состоит велосипед?
Что с ним можно делать? (записывают в таблицу)
Вы справились с заданием и получили магический кристалл. Он обладает волшебными свойствами.
Пора продолжать путь. Летим дальше. Мы в космосе. Это огромное пространство без конца и без края. В нем движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды. Вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеориты.
А вот и планета слономышек. Совершаем на ней посадку. Прочитайте задание жителя этой планеты.
III. Первичное закрепление. Групповая работа.
Слайды 15-16 <Приложение 1>
Задание: Ко мне на планету упал космический мусор. Помогите мне узнать предметы по их составным частям.
- Слономышек знает состав и действия предметов, но не знает их названия. Помогите ему узнать предметы, а взамен получите магический кристалл.
Учитель раздает задания для выполнения в группе:
1 группа
1) СОСТАВ: кузов, кабина, колеса
МОЖНО: ездить, перевозить, ремонтировать
2) СОСТАВ: корпус, трубка, диск или кнопки
МОЖНО: снимать трубку, набирать номер
2 группа
1) СОСТАВ: спинка, сиденье, ножки (чаще 4)
МОЖНО: сидеть, вставать на него
2) СОСТАВ: крылья, туловище, усики
МОЖЕТ: летать, порхать, кружиться, садиться
3 группа
1) СОСТАВ: листья, плоды - желуди, ствол, ветки, корни
МОЖНО: срубить, посадить, залезть на него
2) СОСТАВ: лепестки, стебель, корень, листья
МОЖНО: сажать, поливать, нюхать, срезать, дарить
4 группа
1) СОСТАВ: корпус, циферблат со стрелками, стекло, ремешок
МОЖНО: подводить, носить, заводить, переводить
2) СОСТАВ: грива, лапы, хвост с кисточкой, туловище, голова
МОЖЕТ: рычать, бегать, охотиться
- Проверим правильность выполнения заданий.
Слайды 17-19 <Приложение 1>
В таблицу нужно вписать буквы из полученных слов соответственно цвету и прочитать получившееся слово.
1 гр. МАШИНА, ТЕЛЕФОН
2 гр. СТУЛ, БАБОЧКА
3 гр. ДУБ, ЦВЕТОК
4 гр. ЧАСЫ, ЛЕВ
Получилось: Молодцы!
Получаем второй магический кристалл
ФИЗМИНУТКА
Слайд 20 <Приложение 1>
- Летим дальше. Включаем старт. Поехали. Сегодня мы космонавты. А космонавты – люди тренированные, подготовленные. Но и им нужна зарядка.
На зарядку – становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки, шире плечи!
В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
Раз, два, три – дыши ровней.
От зарядки стали крепче,
Стали крепче и сильней!
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Совершаем посадку на планете зебробелок.
IV. Творческое воспроизведение знаний.
( Реализация продукта через запись загадки, создание таблицы, называние объекта)
1. Сравнение состава и действий объектов.
Слайды 21-23 <Приложение 1>
Задание: Помогите мне, ребятки, составить новые загадки.
- Дело в том, что зебробелки очень любят отгадывать загадки. В них очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать. Но чаще названия составных частей зашифрованы: вместо них названы похожие части других предметов, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.
а) задание 7,с.32 учебника (знакомство со способом составления загадок – коллективно)
- Кто изображен на рисунке? (Рыба)
1 ст. “Состав” (чешуя, хвост, плавники)
2 ст. “На что похоже”
Записаны названия предметов, на что похожи части рыбы.
- чешуя похожа на …(кольчугу воина)
- хвост на…(веер принцессы)
- плавники на… (крылья птицы)
А теперь попытаемся собрать загадку. Как она прозвучит?
Есть кольчуга, а не воин.
Есть веер, а не принцесса.
Есть крылья, а не птица.
2. Самостоятельная работа (задание 8, с.32)
- Прочитайте внимательно столбцы, отгадайте по названным действиям предмет или существо. Можно посоветоваться с соседом.
Проверка.
Не елка, а колется,
Не клубок, а катится,
Не паровоз, а пыхтит…(еж)
- С заданиями справились. Зебробелка вручает вам магический кристалл.
Экипаж! Приготовиться к полету. Включить моторы. Пуск!
А кто же первым совершил полет в космос и когда?
3. Групповая работа.
Слайды 24-30 <Приложение 1>
А вот еще один островок в безбрежном космосе – планета с кольцами. Мы с вами посетили уже 3 планеты. Их жители – драконозвезд, слономышек, зебробелка – имеют необычное строение тела. Каков их состав?
А вот на 4 планете живет печальный зверь. Ему грустно, так как он не знает, как его зовут. Помогите ему стать веселым. Придумайте название фантастическому зверю, в котором отражался бы состав животного. Заполните таблицу в задании 6 на с.31.
Проверка.
Зверь очень обрадовался и написал вам письмо.
За то, что вы такие дружные, смелые, отзывчивые, умные, веселые, получите в награду магический кристалл!
- Магические кристаллы собраны. Мы победили космических пиратов и помогли инопланетянину.
Инопланетянин:
Спасибо, ребята. Вы победили космических пиратов. Я смогу улететь домой. До свидания.
Учитель:
Путь свободен – путь открыт.
К звездам пусть корабль летит.
Наш друг – инопланетный пилот
Сел в звездолет, полетел к своей планете.
- А теперь возвращаемся на нашу планету. Ракета летит к Земле. Она очень красива из космоса и кажется маленькой. Вообразите, что вы держите ее в руках. Приласкайте ее. Пусть ваши добрые руки лечат ее. Каждый из вас скажите мысленно: “Я буду украшать свою планету, заботиться о ней, беречь ее”. Прижмите ее к сердцу. Ваши мысли, как солнечный свет для планеты.
Мы приземляемся.
V. Итог урока.
(Рефлексия, эмоциональная деятельность, самооценка)
- Понравился ли вам урок? Оцените свою работу.
Какова была его тема? Справились с поставленными целями?
Какое задание было трудным? Какое было легким? Самым интересным?
VI. Домашнее задание.
2 задания на выбор:
а) Космические пираты очень удивлены вашими знаниями, хотят еще раз проверить вашу сообразительность. Они вам приготовили задание, над которым вы подумаете дома:
На планете Туарии каждый житель отвечает на вопросы то правдой, то ложью (через раз).
Залетевший на планету путешественник спросил одного из местных жителей: “Куда я попал?”
Ему ответили: “Вы на планете, где все говорят только правду”.
Тогда путешественник спросил: “А как Вас зовут?” “Крокозавр”, - ответил местный житель. Правда ли его зовут Крокозавр?
б) А я предлагаю вам придумать и нарисовать животное с необычным составом.