Цели:
Образовательные:
- Формировать представление о сказке и особом виде литературной сказки “сказки-несказки”;
- Формировать правильное выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения;
- Формировать умение владеть верной интонацией чтения текста, передающее содержание читаемого и настроение читающего.
Развивающие:
- Развивать связную устную речь, творческие способности, наблюдательность за особенностями поведения персонажей, отношением к нему других персонажей и автора/
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к творчеству Бианки В.В.;
- Воспитывать через характеристику поступков героев бережное отношение к природе.
Интеллектуальные:
- Помочь выявить художественную ценность произведения;
- Создать эстетическое переживание.
Оборудование:
- Презентация урока;
- Книги Бианки В.В.;
- Карточки с установлением цепи питания;
- Музыка “Звуки леса”.
Ход урока
I. Орг. момент
Действия учителя | Действия детей | Слайд | Время |
Сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомство со сказками русских писателей | Слушают учителя на фоне музыки | 1 | 1 мин |
II. Речевая разминка
Действия учителя | Действия детей | Слайд | Время |
1. Приготовились к зарядке для язычка. Произносим слова в слух чётко, не по слогам, так как будем писать | Читают группы родственных слов | 2 | 2 мин |
2. Прочитайте скороговорку увеличивая темп. | Читают скороговорку Мы узнали от совы , что нету слов на букву Ы. |
2 | 1 мин |
III. Подготовка к первичному целостному восприятию
1. Определение темы урока
Действия учителя | Действия детей | Слайд | Время |
Прочитайте подчёркнутые буквы и вы
узнаете какое произведение мы будем с вами
читать. Как вы понимаете тему “сказка-несказка” |
Читают строчки с буквами, получают
слова: Сказка-несказка Виталий Валентинович Бианки Сова Предположения |
3 Щелчок-проверка |
3 мин |
2. Краткое слово о творчестве писателя
Действия учителя | Действия детей | Слайд | Время |
Рассказывает о Бианки, привлекая внимание к его книгам. | Слушают учителя | 4 | 2 мин |
IV. Физминутка “Кузнечики”
V. Первичное целостное восприятие
Действия учителя | Действия детей | Слайд | Время |
Откройте, пожалуйста, учебники на с. 140. Я начинаю читать, будьте готовы мне помогать. |
Слушают учителя и читают про себя, следя по тексту | 4 | 6-7 мин |
VI. Беседа эмоционально-оценочного плана
Действия учителя | Действия детей | Слайд | Время |
Понравилась вам сказка? Чем | Ответы детей | 4 | 1 мин |
VII. Физминутка для глаз
VIII. Вторичное восприятие сказки и ее анализ
Действия учителя | Действия детей | Слайд | Время |
Давайте ёще раз прочитаем сказку,
старайтесь голосом передавать интонацию
разговора героев -Назовите главных героев сказки -Что вы можете сказать об отношениях совы и старика к друг другу в начале сказки. Докажите строчками из текста. Почему старик называет её отчаянной головой? Отчаянный – смелый человек, совершает смелый поступок, не думая о последствиях. А кто-нибудь ещё также называет сову? Докажите строчками из текста. Почему же мыши к ней плохо относятся? А изменилось ли отношение старика к сове в конце сказки? Докажите строчками из текста. Почему изменилось? Почему не смог чай белить, зачитывайте строчки из текста Почему молока у коровы мало. Почему клевер на лугу не родится. Почему шмели на стариков луг не заглядывают Почему мыши по лугу рыщут Почему сова в дубу сидит, мышей не ловит Кто же из них оказался мудрее, лучше знал природу. Найдите в тексте слова совы, которые учат старика Как вы понимаете эти слова? Чему же научила сова старика? |
Читают по цепочке Сова и Старик Сова дружелюбно настроена, приветливо. А старик не видит её другом, не ласков с ней, грубо обращается. Считает, что сова поступает резко, смело, неправильно, с плохими последствиями. Мыши. Сова им враг в природе Стал приветлив, ласков, в гости зазывает. Не смог без совы свой любимый чай белить и пить Молока у коровы мало, без клевера тощает. Клевер на лугу не родится Шмели на чужих лугах гуляют… Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. На старика обиделась, рассердилась Сова Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Дружить не в тягость. Не тяжело, а без друга плохо. В природе всё взаимосвязано |
4
5 |
8-10 мин |
IX. Работа по карточкам
Действия учителя | Действия детей | Слайд | Время |
Положите перед собой карточки,
попробуйте соединить слова, чтобы у вас
получилась последовательность событий сказки Расскажите и проверьте, что у вас получилось. |
Работают по карточкам | 2 мин |
X. Обобщение
Действия учителя | Действия детей | Слайд | Время |
Ребята, как вы думаете, почему Бианки
выбрал для своёй сказки из огромного количества
птиц, именно образ совы. Почему же это сказка – несказка. |
Сова – символ мудрости. Научила, что нельзя рвать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе. Ответы |
1 | 1 мин |
XI. Домашнее задание: читать по ролям
XII. Итог урока