Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  2. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
  3. Продемонстрировать наглядный материал с помощью средств ТСО о развитии речи в детском саду в регламентированной и игровой деятельности с детьми.
  4. Продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Материалы и оборудование:

  1. Средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер, аудиомагнитофон с магнитными записями речи детей;
  2. Стулья взрослые, столы;
  3. Зеркала настольные на каждого участника, баночки с наполнителями (рис, горох, фасоль, соль, манка, проч.), раздаточный материал на каждого участника (ксерокопии игровых упражнений, упражнений артикуляционной гимнастики для использования дома), ватные шарики, демонстрационный материал, кукла Клепа.

I. Здравствуйте уважаемые родители!

В зале полукругом стоят стулья. Родители садятся по желанию, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема семинара-практикума. Чтобы было легко общаться, у родителей на видном месте . <Приложение 1, слайд 1>

Предлагаю Вам познакомиться поближе. А поможет нам в этом клоун Клёпа. Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на предложенные вопросы: <Приложение 1, слайд 2>

  • Продолжите фразу: “Я мама(папа) …Имя ребенка”;
  • Возраст ребенка;
  • Продолжите фразу: “Мой ребенок начал говорить…”

Вот мы и познакомились с вами и вашими малышами. Наше знакомство определило, что в зале собрались родители, детям которых от 3 до 4 лет. Некоторые родители ответили, что их дети начали говорить в период 2-3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой. Поздравляю вас.

1. А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра “Вопрос-ответ”).

Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно?

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту.

3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?

В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет.

Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

II. Предлагаю поговорить о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся на возрастной норме детей с 3 до 4 лет.

Развитие словаря:

Активный словарь: <Приложение 1, слайд 3-4>

  • в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)
  • обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда)

Грамматический строй: <Приложение 1, слайд 5-6>

  • отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов.
  • предлоги в речи “В”, “На”, “Под”, “Над”.

Звукопроизношение: <Приложение 1, слайд 7-8>

  • все свистящие произносят (с, сь, з, зь, у)
  • все губные (п, пь, б, бь)
  • все зубные (т, ть, д, дь)
  • губно-зубные (ф,фь,в, вь)
  • все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ю, ё)
  • шипящие (ш,ж,ч,щ) замены на свистящие каша – “каса”

- сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека.

Возрастные несовершенства постепенно к 4-5 годам исчезают из детской речи. Но Роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.

Игра с родителями на развитие слухового и зрительного внимания “Запрещенное движение”.[1]

Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам. <Приложение 1, слайд 9-11>

III. Советы логопеда:

  • речь взрослых: четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
  • обращать внимание детей, на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребенка (исправлять допущенные ошибки);
  • играя с ребенком упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: взять куклу и спросить: “Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает полный ответ: “К нам в гости приехала кукла”;
  • использовать игру “Чего не стало?” им. существительное в р.п. ед.ч. (выст.3-4 игр и т.д.) - использовать игрушку для обучения предлогов;
  • учить ребенка самостоятельно описывать игрушку. Поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы:
    1. Что это? или кто это?
    2. Какого цвета?
    3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки)
    4. Как можно назвать зайку?
  • учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?
  • учите подбирать слова к определенным глаголам: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.
  • для совершенствования правильного звукопроизношения использовать артикуляционную гимнастику:

1. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений:

Для губ:

“Улыбка”
“Заборчик” удерживать, считая до 5
“Хоботок”
“Трубочка”

Чередование этих же упражнений, как усложнение. <Приложение 1, слайд 12>

Учитель-логопед предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать.

Для языка:

“Блинок”

“Лошадка”

“Грибок”

“Часики” <Приложение 1, слайд 13>

Учитель-логопед предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать.

Массаж.

1). “Покусать язычок”

2). “Язычок вырывается, а зубки стараются удержать”

3). Расслабить язык “Наказать непослушный язык”

Учитель-логопед предлагает выполнить массаж родителям, знакомит с правилами его выполнения, разбирает каждое отдельное упражнение.

2. Развитие просодической части речи: голос, дыхание, темп, ритм, речевой слух.

Речевой слух очень важен в овладении ребенком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их.

Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков.

Запись игра “Эхо” - голос, интонация, сила выдоха.

С родителями проводится игровое упражнение: “Узнай по интонации” (скажите: грустно, весело, удивленно ай-йай-йай) [2]

3. Развитие слухового внимания и речевого слуха (различение на слух звучания инструментов)

- мини – фильм (снят в группе)

- с родителями: стаканы с крупой и 2-3 коробки из-под йогурта, наполненные крупами.

Обратите внимание на раздатки, вам предложены игры для занятий с детьми дома: “Угадай, что я делаю?” и т.д.

4. Чтение художественных произведений.

Литературный материал:

  1. Должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка
  2. Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступны для понимания.
  3. Одно и тоже произведение можно читать по несколько раз в день.
  4. Спросить - о чем говорится, что происходит с главными героями;
  5. Учить пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.
  6. Учить с детьми стихи, потешки, загадки.

IV. А сейчас предлагаю прослушать речь детей вашей группы в записи

  • стихотворение (1 ребенок);
  • загадки (взрослые) – несколько вариантов ответов детей;
  • фольклорное произведение (Курочка Ряба, где ты была? На речке и т.д.);
  • сказка (1 ребенок).

V. Оценка мероприятия родителями

Перед вами елочка. Ее нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте елочку красным шаром. Если вам не понравилось наша встреча, высчитаете, что потеряли время, украсьте елочку синими шарами.

Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.

Литература:

  1. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер. – 2006.
  2. Селиверстов И.В. Речевые игры с детьми. – М: Академия. – 2003.