Урок мира и дружбы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: способствовать формированию у детей нравственно-этических, гражданско-патриотических чувств через раскрытие понятий слов: мать, труд, мир, дружба, отчизна и др.

Наглядность:

  • слова на карточках, картины родной природы; картины войны;
  • рисунки учащихся “Мамы”; карточки с законами дружбы (на каждого ученика);
  • высказывания великих людей, пословицы;
  • фонограммы: “Песня о далёкой Родине”, “ Солнечный круг”;
  • слайды о красоте родного края.

Ход урока

1. Вступление.

Ученик.

Мы урок сейчас начнём
И беседу поведём.
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Строгих, трудовых,
Сложных и простых.

Учитель.

- Сегодня мы с вами будем говорить о самых дорогих словах.

2. Основная часть.

- И сейчас я вам расскажу историю, которая случилась однажды в нашей школе.

(Сказка П. Гамарра “Волшебные слова”, по ходу чтения выставлять слова-человечки).

(Смотреть Приложение 1).

Учитель.

- Вот, ребята, сколько слов к нам пожаловало. Сегодня поговорим о некоторых из них.

- Кому вы обязаны своей жизнью на Земле?

- Какое первое слово произносит ребёнок?

- Скажите тихим голосом, ласково, как вы называете свою маму.

- За что вы любите свою маму?

- А сейчас послушайте стихотворение У. Раджаба о “Мамочке”:

- Кто пришёл ко мне с утра?
- Мамочка.
- Кто сказал: “Вставать пора”?
- Мамочка.
- Кашу кто успел сварить?
- Мамочка.
- Чаю в чашечку налить?
- Мамочка.
- Кто косички мне заплёл?
- Мамочка.
- Целый дом один подмёл?
- Мамочка.
- Кто цветов в саду нарвал?
- Мамочка.
- Кто меня поцеловал?
- Мамочка.
- Кто ребячий любит смех?
- Мамочка.
- Кто на свете лучше всех?
- Мамочка.

Вывод: Значит, лучше всех на свете – мамочка, и это самое дорогое слово.

Маму нужно уважать, любить, беречь.

- Объясните смысл пословиц.

* При солнышке – тепло, при матери – добро.

*Материнский гнев – что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.

- Мы часто говорим: “Родина – мать”. Родина – это другое, очень важное и дорогое слово для нас. Когда-то давно великий русский композитор М.И. Глинка возвращался из-за границы на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке как символу своей

Родины.

- Родина – это что? (Ответы детей).

(Выходят 3 ученика и читают стих-е. Звучит фонограмма “Песни о далёкой Родине”.

Показ слайдов о красоте родного края).

1.

Родина! Что это, дедушка, значит?
- Это цветы, что растут в нашем крае,
Это река, что в горах наших скачет,
Это заря, что горит, не сгорая…

2.

Родина – это глаза моей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина – это закат над полями,
Гор наших синих звонкое эхо.

3.

Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими!

- Объясните смысл слов “Родина бывает разная, но у всех она одна”.

(Ответы детей.)

(Высказывания великих людей на листах на доске:

1. “Родина бывает разная, но у всех она одна”. (З.Александрова).

2. “Любят родину не за то, что она великая, а за то, что своя”. (Сенека).

3. “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”.(Л.Н.Толстой).

4. “Спешите делать добро”. (Ф.П. Гааз)).

- Да, ребята, история нашей страны интересна и многообразна. Неоднократно наш народ отстаивал её от вражеских нападений. Одним из величайших событий была Великая Отечественная война. Наши солдаты прогнали врага с русской земли. Почему? Что помогло выстоять нашему народу в этой великой битве?

(Ответы детей, желательно: “Дружба народов, любовь к своей стране”).

- Совершенно верно. Наш народ стремился и стремится к дружбе, к миру со всеми народами. И сейчас о другом дорогом и важном для нас слове “мир” наши ребята споют песню “Солнечный круг”.

(Смотреть Приложение 2).

(Поют 2 человека, они же остаются на стих-е И. Кравченко).

1.

Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

2.

Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

- Ребята, оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы:

(На парте у каждого ученика лежит листок с законами дружбы).

- Давайте их прочитаем и постараемся выполнять.

(Смотреть Приложение 3).

- Сохраняя мир на земле, люди трудятся так, чтобы Родина наша была богаче, сильнее.

(Стихотворение Л. Татьяничевой “Надёжное слово”).

Из древних уральских руд,
Когда – не скажу я точно –
Железное слово “труд”
Сработано было прочно.
Взвесив его в руках,
Прапрадед сказал сурово:
- Останется жить в веках
Надёжное это слово!
Вместе с словами: мать,
Правда, народ, Россия –
Пойдёт, да пойдёт шагать,
Всю кривду, всё зло осиля!

- Вот и узнали мы самые дорогие и важные в нашей жизни слова.

Их надо помнить и беречь всегда.

3. Итог.

- Какое самое дорогое слово?

- Что такое мир? Для чего он нужен на Земле?

- О чём расскажете дома?

Литература.

  1. Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3-ий класс.-2-е изд. доп. – М.: ВАКО,2005. – 298 с.
  2. Дик Н.Ф. Весёлые классные часы во 2-3-х классах. Изд. 3-е, дополн. и
  3. перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 336 с.
  4. Классные часы. 2 класс/ сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. - 271с.