Цели:
- Создавать условия для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] в разных морфемах;
- Организовывать совместную деятельность при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах;
- Развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» Иванов, 3 класс;
- рабочая тетрадь;
- таблицы слов;
- карточки для планирования урока;
- чистые листы;
- алгоритм.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Оргмомент. Психологический настрой.
Минутка чистописания.
Определение темы урока.
Целеполагание. Планирование УД.
Изучение новой темы.
Работа с правилом.
Составление алгоритма
Закрепление изученного
Взаимопроверка
Самоконтроль
Итог урока |
Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли у
вас готово к работе.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха.
С чего обычно начинается урок русского языка? Посмотрите на доску. Какой сегодня узор я предлагаю вам написать. Какой элемент имеют все буквы узора? На что нужно обратить внимание при письме? Определите для себя цель минутки чистописания. Напишите на строке предложенный узор, меняя слоги местами. Поменяйтесь тетрадями и подчеркните самые удачные узоры своего товарища. Что было трудным при письме? У кого получилось несколько красивых соединений? Чему учились, выполняя минутку чистописания?
Как вы думаете, почему именно такие соединения мы писали на минутке чистописания? Откройте учебники и проверьте своё предположение. Прочитайте тему урока. Значение каких слов в теме вам понятно? Что нового вы узнаете сегодня на уроке.
Договоритесь с соседом, чему вы будете учиться сегодня на уроке. Поделитесь с классом, чему «Я»буду учиться сегодня на уроке русского языка. Давайте составим план изучения новой темы. Кто желает на доске обозначить последовательность работы? На какой ступеньке мы сейчас находимся? У меня на доске записано 3 столбика. Прочитайте слова в первом столбике. Какую работу можно выполнить с этими словами? Давайте разберём слова первого столбика по составу. В какой части слова находится слог ци? Посмотрите на слова второго столбика. В какой части слова находится слог цы? Докажите. Что интересного заметили в словах третьего столбика? Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае после Ц нужно писать И, а в каком Ы. Давайте проверим правильность ваших выводов. Что нам поможет? Прочитайте правило. Что нового вы узнали из правила, о чём мы не говорили на уроке? Прочитайте правило для себя и разделите его на смысловые части. Сколько частей получилось? Прочитайте первую часть. Что важно помнить из этой части. Отвечаем словами из правила на мой вопрос: в корне слова после Ц пишется буква И? (аналогичная работа по всем 4 частям правила). чтобы легче запомнить слова исключения предлагаю вам такую чистоговорку: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул «цыц»! Значение каких слов непонятно? Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»? Запишите в тетрадь слова-исключения и постарайтесь их запомнить. Посмотрите на план урока. Какую работу мы уже выполнили? Чему научились? На какие вопросы ответили?
- Для того, чтобы запомнить написание ЦЫ иЦИ, необходимо время и тренировка. А что поможет вам вспомнить правило и воспользоваться им в нужный момент. Предлагаю составить алгоритм к нашему правилу. Какие правила составления алгоритма вы помните? (краткость, чёткость, главное) у вас на партах лежат листы бумаги. Попробуйте вместе с соседом составить алгоритм к правилу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Повторим по шагам, какие операции вы предлагали провести, чтобы выяснить, какую букву нужно писать.
Ребята, если вы, например, пишете диктант, удобно ли вам будет разбирать слово по составу? Как проще узнать? Нужно сразу посмотреть, в какой части слова слышится [цы], а не разбирать всё слово Ваши предложения я собрала вместе, и получился такой алгоритм. Итак, посмотрите на план. Что вы уже выполнили? На какую ступеньку можно перешагнуть?
Времени у нас немного, поэтому предлагаю выбрать одно упражнение для закрепления. Посмотрите на страницу учебника и рабочей тетради. Какое упражнение вы бы хотели выбрать. Почему? Многим понравилось упр.1 в тетради. Чему научитесь, выполнив это упражнение? Самостоятельно вставьте буквы в слова упражнения. Поменяйтесь тетрадями и, пользуясь составленным вами алгоритмом, проверьте работу друг друга. Кому было легко? Трудно? Что помогало? Кто выполнил работу без ошибок? Молодцы. Вспомните, какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке. Какую работу выполнили для достижения этой цели? А сейчас переходим на следующую ступеньку. Проверить себя вы сможете, выполнив тест. Как работать с тестом, вы знаете. На работу две минуты. Перед вами ключ к тесту. Пользуясь этим ключом, проверьте свою работу и оцените её. Как поставить отметку? Кто получил 5? 4? 3? 2? Молодцы. Все справились с работой. Всю ли запланированную работу выполнили? Что помогало? Что нового узнали? Спасибо за работу. |
Хором проговаривают слова.
С минутки чистописания.
Прямая линия с закруглением внизу. На расстояние между элементами, наклон. Повторяю написание букв, учусь писать правильно, красиво, аккуратно. Меняются тетрадями и выбирают лучшие соединения, подчёркивая их. Поднимают руки.
Повторяют поставленную ранее цель.
Наверное, это связано с темой урока.
Работают со страницей учебника.
Что такое звук, гласный и согласный звуки. Будем учиться обозначать гласными буквами Ы и И звуки после согласного Ц.
Один ученик при помощи карточек составляет план деятельности на уроке. Что такое. Читают слова. Прочитать, записать, определить часть течи, разобрать по составу и т.д. Разбирают по составу. В корне. Ц – в корне, ы – в окончании. Все слова оканчиваются на ЦИЯ В корне слов пишется И, в окончании – Ы, в словах на ЦИЯ – И.
Правило в учебнике.
Есть слова – исключения.
3-4. в корне слов после Ц нужно писать И. Отвечают хором словами из правила.
Что значит цыкнул, цыц?
Записывают слова в тетрадь.
Ответили на вопросы что такое? И как?
Памятка или алгоритм.
Работают в парах. предлагают свои варианты алгоритмов. После обсуждения составляется единый алгоритм.
Определить, в какой части слова орфограмма.
Нужно закрепить полученные знания на практике.
Рассматривают задания учебника и тетради. Выбирают.
Вариант работы и предлагают с обоснованием. Правильно вставлять буквы в разных частях слова. Вставляют пропущенные буквы. Меняются тетрадями и проверяют работы.
Поднимают руки.
Рассмотрели разные группы слов, познакомились с правилом, составили алгоритм, закрепили, выполнив упражнение
Выполняют тест. Проверяют и оценивают свою работу. Сколько заданий выполнено правильно, такая и отметка. Поднимают руки.
Всю. Правило и алгоритм, товарищи, учитель. Как писать гласные после Ц. |