Цель: познакомиться с особенностями жанра «загадка» и их типами.
Задачи:
- развитие умение находить ведущий уровень жанра;
- формирование представления о различных типах загадок;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие речи;
- повышение учебной мотивации путем использования на уроке интерактивной школьной доски (SMART BOARD);
- совершенствование навыков работы со SMART BOARD;
- развитие творческой активности.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах.
Методы:
- исследовательский;
- словесный;
- практический;
- информационный.
Оборудование урока:
- учебник;
- задания для повторения (POWER POINT);
- задания для работы в группах (сочинение загадок);
- мультимедийная установка (компьютер, 1 проектор, интерактивная доска SMART BOARD);
- индивидуальные карточки;
- памятки работы с текстом.
План урока:
№ |
Этапы урока |
Приемы и методы |
Время (мин). |
I этап: постановка и принятие учебной задачи. |
|||
1. | Организационный момент. | Слайд – презентация (POWER POINT) (Приложение 1), графическая модель. | 1 мин. |
2. | Рефлексия. | Задания в программе Notebook. Наблюдение за художественным текстом. |
4 мин. |
3. | Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи. | Слайд – презентация (POWER POINT)
(Приложение 1). Работа в тетрадях и с учебником. |
2 мин. |
II этап: Операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/. |
|||
4. | Формирование способов работы в позиции «Теоретик». | Слайд – презентация (POWER POINT)
(Приложение 1). Работа в парах. Доказательство текстом. Задания в программе Notebook. (использование интерактивной доски); работа в тетрадях. |
15 мин. |
III этап: Контроль и оценка. |
|||
5. | Практический выхоД. Определение основных типов загадок. |
Использование интерактивной доски, работа в
группах. Акцентное вычитывание, доказательство текстом. Графическое моделирование. |
6 мин. |
6. | Творческая работа (результат работы в группах). | Задания в программе Notebook. Доказательство текстом. |
10 мин. |
7. | Подведение итогов. Домашнее задание. | Учебник. | 2 мин. |
Ход урока
Вступительное слово учителя.
1. Организационный момент.
<Рисунок 1>
2. Рефлексия.
У. - Ребята, какой раздел литературы мы сейчас изучаем?
Д. - Устное народное творчество.
<Рисунок 2> Notebook
У. – Какие жанры мы уже изучили и даже сами сочиняли?
Д. – Потешки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы.
Д. – Сейчас дети прочитают вам свои произведения, а ваша задача узнать к какому жанру они относятся и доказать это.
На интерактивной доске маркером обведите жанры в схеме, какие вы отгадали.
<Рисунок 3> Notebook
3. Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи.
У. – А теперь угадайте с каким видом произведений мы будем работать сегодня. Этот жанр устного народного творчества, он происходит от старинного русского слова «гадати».
<Рисунок 4>
Д. – Это загадка.
У. – Сегодня мы начнем изучать, как построены произведения еще одного жанра устного народного творчества. Как вы думаете, зачем надо знать все его особенности?
Д. – Затем, чтобы самим потом сочинять произведения в этом жанре, как мы сочиняли потешки, считалки и т. д. Нам это нравится.
4. Формирование способов работы в позиции «Теоретик».
У. – Загадки вы все знаете и любите отгадывать. Думаю, что вы легко ответите на вопрос, зачем их создавали? Какова задача жанра?
Д. – Чтобы отгадывать. Так весело проводить время, играть.
У. – Значит перед нами опять такой жанр, который с одной стороны – учит, а с другой стороны – учит интересно. Но в загадке все похитрее: она не просто загадывает, а она учит сообразительности. И тот, кто часто учится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать?
Д. – Умным, сообразительным.
У. – Вот это и есть задача жанра «загадка» - она учит сообразительности, ум точит, а раз это не просто произведение для чтения, но такое произведение, которое имеет еще и какую-то учебную задачу, то оно является несамостоятельным, прикладным жанром.
Давайте узнаем «историю» загадки. Откройте учебник на странице 34.
(Дети читают вслух по очереди)
У. – Давайте заполним таблицу в тетрадях. Теперь мы знаем задачу жанра – весело учить отгадывать задуманное, развивает сообразительность.
У. – А теперь вам предстоит узнать, как же это она делает. Для этого обратимся к следующему уровню. Какому?
Д. – Картина жизни.
У. – Есть ли какие-либо особенности у картины жизни? Какой она предстает в загадках?
Д. – Если не знаешь отгадки, то картина жизни непонятная. Запишите в таблицу.
<Рисунок 5>
У. - Прочитайте загадку на интерактивной доске и отгадайте ее.
Д. – Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. Это кошка.
У. – Действительно, легко отгадать. Отгадка – кошка. Это детская загадка, а все-таки как вы догадались?
Д. – В ней перечислены разные признаки кошки, их не перепутаешь.
У. – Раз вы так легко разгадали эту загадку, значит вам будет нетрудно разобраться в ее секретах. Как сочиняются такие загадки, с чего начинать работу?
Д. – Автор сначала придумал, про кого будет загадка, потом выделил признаки, какая она?
У. – Запишите в таблице рядом с 1 - Перечисление признаков загаданного предмета.
Физкультминутка.
Комплекс упражнений для глаз.
У. - А теперь возьмем загадку потруднее.
<Рисунок 6>
У. – Ни зверь, ни птица, а нос как спица. сначала попробуйте ее отгадать.
Дети скорее всего не смогут сразу отгадать эту загадку.
У. – Это загадка про комара. Да. Сложная и запутанная получается картина жизни. Она как бы распадается на части, которые никак не соединишь в целое. А как только соединим, сразу получается отгадка. Трудность усиливается тем, что сравнение идет с «далекими» предметами. Нос, как спица.
Следовательно, более трудная загадка учит нас открывать сходство между «далекими» предметами. Сходство, которое мы обычно не замечаем, И радость отгадывания не только в том, что догадался, какой это предмет, но и в том, что по-новому его увидел.
Это очень важная особенность жанра.
Загадка поворачивает мир по иному, раскрывает его таинственные стороны. Теперь запишем эту особенность под №2 – сравнение: загаданный предмет сравнивается по одному признаку с называемым предметом (дети записывают в таблицу).
У. – А теперь обратите внимание на строки: ни зверь, ни птица. Комар сравнивается со зверем, птицей, только вместо слова как стоит отрицание «ни» (или не).
Получается, что начало загадки строится по принципу отрицательного сравнения, а вторая – по принципу открытого сравнения. Запишите в тетрадь второй тип загадок.
<Рисунок 7>
Золотое решето, черных домиков полно (читают дети с интерактивной доски).
У. - Что это такое?
Дети предлагают разные варианты.
У. – Если не знаешь отгадки, то отгадать трудно. Как это так? В решете – домики? Такого не бывает. Да, предмет получается противоречивый. Но ведь в признаках загаданного предмета названо решето и домики. Разве нет?
Д. – Да, семечки очень похожи на маленькие домики, а сам цветок – на решето.
У. – Хитрость этой загадки в том, что сравнение подсолнуха с решетом, а семечек с домиками происходит «скрыто». Предмет, с которым сравниваются признаки подсолнуха не называются, а прямо переносятся, к подсолнуху. Происходит переназывание признаков. Такое скрытое сравнение на взрослом языке называется метафорой. Запишите в таблице рядом с №3 – скрытое сравнение (метафора - перенос).
Итак вы открыли для себя три основных типа загадок.
<Рисунок8>
5. Практический выход.
Определение основных типов загадок.
Дети открывают страницу 36 с загадками и должны определить их тип. (1-8)
Итоги работы по учебнику.
Физкультминутка.
<Рисунок 9>
Комплекс упражнений.
6. Творческая работа в группах.
У. – На интерактивной доске даны фрагменты изображения какого-то предмета. Соедините их и узнаете этот предмет. (Получается бабочка)
<Рисунок10> Notebook
Давайте повторим правила работы в группе.
Д. - Правила работы в группах:
- Распределить роли;
- Выбрать хранителя времени;
- Работать дружно;
- Выслушать все варианты ответов;
- Оценивать ответы товарищей (+,-).
Задание: попробуйте сочинить про этот предмет загадку, а какой тип у вас получится определят ребята.
Практический выход.
(результат работы в группах) Обсуждение.
1.
Пьет нектар, а не пчела.
Летает, а не птица.
2.
Пестра, как лужок.
Садится на цветок.
3.
Цветок сидел, сидел,
Встрепенулся, улетел.
4.
Разноцветный самолет
Cел на аленький цветок и т. д.
Подведение итогов. Таблица «Схема жанра».
<Рисунок 11>
Домашнее задание. Страница 36-37 отгадать загадки и определить их тип.
<Рисунок 12>