Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомиться с особенностями жанра «загадка» и их типами.

Задачи:

  • развитие умение находить ведущий уровень жанра;
  • формирование представления о различных типах загадок;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие речи;
  • повышение учебной мотивации путем использования на уроке интерактивной школьной доски (SMART BOARD);
  • совершенствование навыков работы со SMART BOARD;
  • развитие творческой активности.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах.

Методы:

  • исследовательский;
  • словесный;
  • практический;
  • информационный.

Оборудование урока:

  • учебник;
  • задания для повторения (POWER POINT);
  • задания для работы в группах (сочинение загадок);
  • мультимедийная установка (компьютер, 1 проектор, интерактивная доска SMART BOARD);
  • индивидуальные карточки;
  • памятки работы с текстом.

План урока:

Этапы урока

Приемы и методы

Время (мин).

I этап: постановка и принятие учебной задачи.

1. Организационный момент. Слайд – презентация (POWER POINT) (Приложение 1), графическая модель. 1 мин.
2. Рефлексия. Задания в программе Notebook.

Наблюдение за художественным текстом.

4 мин.
3. Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи. Слайд – презентация (POWER POINT) (Приложение 1).

Работа в тетрадях и с учебником.

2 мин.

II этап: Операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/.

4. Формирование способов работы в позиции «Теоретик». Слайд – презентация (POWER POINT) (Приложение 1).

Работа в парах. Доказательство текстом.

Задания в программе Notebook.

(использование интерактивной доски); работа в тетрадях.

15 мин.

III этап: Контроль и оценка.

5. Практический выхоД.

Определение основных типов загадок.

Использование интерактивной доски, работа в группах.

Акцентное вычитывание, доказательство текстом.

Графическое моделирование.

6 мин.
6. Творческая работа (результат работы в группах). Задания в программе Notebook.

Доказательство текстом.

10 мин.
7. Подведение итогов. Домашнее задание. Учебник. 2 мин.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

1. Организационный момент.

<Рисунок 1>

2. Рефлексия.

У. - Ребята, какой раздел литературы мы сейчас изучаем?

Д. - Устное народное творчество.

<Рисунок 2> Notebook

У. – Какие жанры мы уже изучили и даже сами сочиняли?

Д. – Потешки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы.

Д. – Сейчас дети прочитают вам свои произведения, а ваша задача узнать к какому жанру они относятся и доказать это.

На интерактивной доске маркером обведите жанры в схеме, какие вы отгадали.

<Рисунок 3> Notebook

3. Создание ситуации успеха и постановка учебной задачи.

У. – А теперь угадайте с каким видом произведений мы будем работать сегодня. Этот жанр устного народного творчества, он происходит от старинного русского слова «гадати».

<Рисунок 4>

Д. – Это загадка.

У. – Сегодня мы начнем изучать, как построены произведения еще одного жанра устного народного творчества. Как вы думаете, зачем надо знать все его особенности?

Д. – Затем, чтобы самим потом сочинять произведения в этом жанре, как мы сочиняли потешки, считалки и т. д. Нам это нравится.

4. Формирование способов работы в позиции «Теоретик».

У. – Загадки вы все знаете и любите отгадывать. Думаю, что вы легко ответите на вопрос, зачем их создавали? Какова задача жанра?

Д. – Чтобы отгадывать. Так весело проводить время, играть.

У. – Значит перед нами опять такой жанр, который с одной стороны – учит, а с другой стороны – учит интересно. Но в загадке все похитрее: она не просто загадывает, а она учит сообразительности. И тот, кто часто учится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать?

Д. – Умным, сообразительным.

У. – Вот это и есть задача жанра «загадка» - она учит сообразительности, ум точит, а раз это не просто произведение для чтения, но такое произведение, которое имеет еще и какую-то учебную задачу, то оно является несамостоятельным, прикладным жанром.

Давайте узнаем «историю» загадки. Откройте учебник на странице 34.

(Дети читают вслух по очереди)

У. – Давайте заполним таблицу в тетрадях. Теперь мы знаем задачу жанра – весело учить отгадывать задуманное, развивает сообразительность.

У. – А теперь вам предстоит узнать, как же это она делает. Для этого обратимся к следующему уровню. Какому?

Д. – Картина жизни.

У. – Есть ли какие-либо особенности у картины жизни? Какой она предстает в загадках?

Д. – Если не знаешь отгадки, то картина жизни непонятная. Запишите в таблицу.

<Рисунок 5>

У. - Прочитайте загадку на интерактивной доске и отгадайте ее.

Д. – Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. Это кошка.

У. – Действительно, легко отгадать. Отгадка – кошка. Это детская загадка, а все-таки как вы догадались?

Д. – В ней перечислены разные признаки кошки, их не перепутаешь.

У. – Раз вы так легко разгадали эту загадку, значит вам будет нетрудно разобраться в ее секретах. Как сочиняются такие загадки, с чего начинать работу?

Д. – Автор сначала придумал, про кого будет загадка, потом выделил признаки, какая она?

У. – Запишите в таблице рядом с 1 - Перечисление признаков загаданного предмета.

Физкультминутка.

Комплекс упражнений для глаз.

У. - А теперь возьмем загадку потруднее.

<Рисунок 6>

У. – Ни зверь, ни птица, а нос как спица. сначала попробуйте ее отгадать.

Дети скорее всего не смогут сразу отгадать эту загадку.

У. – Это загадка про комара. Да. Сложная и запутанная получается картина жизни. Она как бы распадается на части, которые никак не соединишь в целое. А как только соединим, сразу получается отгадка. Трудность усиливается тем, что сравнение идет с «далекими» предметами. Нос, как спица.

Следовательно, более трудная загадка учит нас открывать сходство между «далекими» предметами. Сходство, которое мы обычно не замечаем, И радость отгадывания не только в том, что догадался, какой это предмет, но и в том, что по-новому его увидел.

Это очень важная особенность жанра.

Загадка поворачивает мир по иному, раскрывает его таинственные стороны. Теперь запишем эту особенность под №2 – сравнение: загаданный предмет сравнивается по одному признаку с называемым предметом (дети записывают в таблицу).

У. – А теперь обратите внимание на строки: ни зверь, ни птица. Комар сравнивается со зверем, птицей, только вместо слова как стоит отрицание «ни» (или не).

Получается, что начало загадки строится по принципу отрицательного сравнения, а вторая – по принципу открытого сравнения. Запишите в тетрадь второй тип загадок.

<Рисунок 7>

Золотое решето, черных домиков полно (читают дети с интерактивной доски).

У. - Что это такое?

Дети предлагают разные варианты.

У. – Если не знаешь отгадки, то отгадать трудно. Как это так? В решете – домики? Такого не бывает. Да, предмет получается противоречивый. Но ведь в признаках загаданного предмета названо решето и домики. Разве нет?

Д. – Да, семечки очень похожи на маленькие домики, а сам цветок – на решето.

У. – Хитрость этой загадки в том, что сравнение подсолнуха с решетом, а семечек с домиками происходит «скрыто». Предмет, с которым сравниваются признаки подсолнуха не называются, а прямо переносятся, к подсолнуху. Происходит переназывание признаков. Такое скрытое сравнение на взрослом языке называется метафорой. Запишите в таблице рядом с №3 – скрытое сравнение (метафора - перенос).

Итак вы открыли для себя три основных типа загадок.

<Рисунок8>

5. Практический выход.

Определение основных типов загадок.

Дети открывают страницу 36 с загадками и должны определить их тип. (1-8)

Итоги работы по учебнику.

Физкультминутка.

<Рисунок 9>

Комплекс упражнений.

6. Творческая работа в группах.

У. – На интерактивной доске даны фрагменты изображения какого-то предмета. Соедините их и узнаете этот предмет. (Получается бабочка)

<Рисунок10> Notebook

Давайте повторим правила работы в группе.

Д. - Правила работы в группах:

  1. Распределить роли;
  2. Выбрать хранителя времени;
  3. Работать дружно;
  4. Выслушать все варианты ответов;
  5. Оценивать ответы товарищей (+,-).

Задание: попробуйте сочинить про этот предмет загадку, а какой тип у вас получится определят ребята.

Практический выход.

(результат работы в группах) Обсуждение.

1.

Пьет нектар, а не пчела.
Летает, а не птица.

2.

Пестра, как лужок.
Садится на цветок.

3.

Цветок сидел, сидел,
Встрепенулся, улетел.

4.

Разноцветный самолет
Cел на аленький цветок и т. д.

Подведение итогов. Таблица «Схема жанра».

<Рисунок 11>

Домашнее задание. Страница 36-37 отгадать загадки и определить их тип.

<Рисунок 12>