Анализ литературы [1, 2, 3, 4, 5,7, 8, 9] показал, что в теории и практике существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам классифицированы в несколько обобщенных групп: по уровню применения; по философской основе; по ведущему фактору психического развития; по ориентации на личностные структуры; по характеру содержания и структуры; по организационным формам; по типу управления познавательной деятельностью; по подходу к ребенку; по преобладающему методу; по направлению модернизации существующей традиционной системы; по категориям обучающихся [9].
В данной классификации мы выделяем технологии по направлению модернизации существующей традиционной системы, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система. По этому направлению выделены следующие группы технологий: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений; на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; на основе эффективности организации и управления процессом обучения; на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала; природосообразные использующие методы народной педагогики; альтернативные; комплексные политтехнологии [9].
В классификации современных технологий по данному направлению для нашей работы наиболее значимы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации и педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. В группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации выделяем только игровые технологии, а вот в группе педагогических технологий на основе эффективности организации и управления процессом обучения обозначаем технологии дифференцированного (уровневого) обучения и технологии индивидуализации обучения.
Технологии дифференцированного обучения и индивидуализации обучения являются “проникающими технологиями”, т.е. дифференцированный и индивидуальный подход осуществляется практически во многих технологиях. Игровые технологии применяются в любом возрастном периоде и являются неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания.
Изучив теорию и опыт работы по использованию данных технологий на учебных предметах, мы адаптируем эти технологии к проведению учебной и воспитательной физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской малочисленной школы, при этом акцент делаем на воспитание ловкости.
В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социальновостребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты.
При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются. Приоритетными факторами, содействующими здоровью, являются: психическое здоровье школьников, комплекс медико-социальных мероприятий и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, расширение сети спортивно-оздоровительных мероприятий. Большую роль в этой проблеме играют здоровьесберегающие технологии, направленные на повышение объема и разнообразия форм двигательной активности, на воспитание культуры ребенка, которая определяется культурой здорового образа жизни и умением создать гармонию своего существования в самом широком смысле. В современных условиях значительное увеличение объема двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к конкретизации и переключения внимания, пространственно-временной точности движений. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость.
Ловкость включает в себя ряд специфических проявлений:
- ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы;
- ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;
- ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся сопротивлением;
- ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся сопротивлением;
- ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий некоторых участников;
- ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами;
- ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих практически согласованных действий в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников [3].
Считаем, что развитие ловкости, как комплексной способности, является важной составляющей в повышении объема двигательной активности школьников.
Основываясь на анализах исследований И.М. Туревского [11] и учитывая методические рекомендации по воспитанию ловкости, мы в своей работе выделяем в качестве основных двух методов воспитания этой способности:
- Применение необычных двигательных заданий.
- Сенсорный метод.
Считаем целесообразным применение в целях воспитания ловкости главным образом таких упражнений, которые содержат элементы новизны. Хорошо усвоенные (привычные) двигательные действия в этом отношении оказываются малоэффективными.
В качестве конкретных методических приемов мы применяем:
- изменение скорости и темпа движений (см. приложение № 4,5,6);
- варьирование пространственных границ, в которых выполняется упражнение (см. приложение № 7,11,12,13);
- усложнение упражнения дополнительными движениями (см. приложение № 5,6, 7,8,9);
- изменение способа выполнения действия, состязание в “двигательном творчестве” (см. приложение № 11,12,13).
Для реализации данных методов на основе исследований И.М. Туревского [23] мы подобрали игровой материал с методическими рекомендациями и основными упражнениями для учащихся начальных классов. Данный материал представлен в приложении (см. приложение № 11,12,13).
У учащихся начальных классов ловкость лучше развивать в комплексе с быстротой. Ловкие движения – это, как правило, быстрые движения, особенно если их выполняют без значительных внешних отягощений. Младшие школьники выполняют различные варианты ходьбы и бега (см. приложение 4). Основным средством, используемым нами для развития быстроты движений, являются упражнения с предметами, особенно с мячами (см. приложение № 5,6,7,8). Эти упражнения являются незаменимыми также для развития ловкости рук и туловища. Манипулирование предметами, имеющими определенную массу и форму, требует тонкой работы кисти и пальцев. Такие движения полезны при обучении учащихся разнообразным навыкам – письму, рисованию, лепке и т.д. Разнообразная нагрузка на мышцы кисти укрепляет ее, делает пальцы подвижными и ловкими. Координация движений, лежащая в основе ловкости, в наибольшей степени склонны к развитию в младшем школьном возрасте. Необходимым, считаем, также научить детей быстро и точно различать все стороны пространства и безошибочно выполнять движения в нужном направлении. С учащимися младших классов мы проводим упражнения, для совершенствования способности ориентироваться в пространстве (см. приложение № 9,10).
В среднем школьном возрасте ловкость развиваем в комплексе с координацией движений. В школьной программе по физической культуре имеются такие упражнения, которые к развитию ловкости предъявляют особые требования. Сюда относятся вращения, упражнения в равновесии, в особенности на поднятой над полом и уменьшенной опоре, а также двигательные действия при необычном положении тела в гравитационном поле, например, вниз головой. Вращательные движения мы включаем в гимнастические упражнения на снарядах, в акробатические упражнения. На первых порах при попытке выполнить эти действия у детей имеет место потеря ориентировки в пространстве. Необходимым условием для освоения этих двигательных умений мы считаем предварительную подготовку системы ориентации учащихся к необычному положению тела. Для адаптации учащихся к необычному положению тела в пространстве и к вращательным движениям в уроки включаются специально подобранные упражнения (см. приложение № 14). Развивая чувство равновесия на уменьшенной опоре, сначала знакомим учеников с упражнениями, предварительно один-два раза выполнив их на полу по начерченной широкой линии (см. приложение № 15).
Как показывают наши многолетние наблюдения, в этом возрастном периоде ценным средством развития ловкости считаем подвижные и спортивные игры, где занимающиеся сталкиваются с разнообразными и непредвиденными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных реакций.
На основе отобранного материала мы дифференцируем задания при воспитании ловкости на занятиях с разновозрастными группами, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Использование уровневой дифференциации предполагает дифференцированные задания для усвоения материала на двух уровнях: базового и повышенного. При чем базовый уровень определяет и задает обязательные результаты обучения, а повышенный определяется глубиной овладения содержанием образования. В то же время задания для повышенного уровня являются основой базового уровня для учащихся следующего класса. Приведем пример вариантов заданий разного уровня сложности в разновозрастной группе в акробатических упражнениях:
Таблица 1
Пример вариантов заданий разного уровня в разновозрастной группе в акробатических упражнениях
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
2 класс |
|
1. Перекаты в группировке назад-вперед, вправо-влево (уметь выполнять) | 1. Два, три кувырка вперед слитно в группировке |
2. Кувырок вперед в группировке (учиться выполнять) | 2. “Мост” из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч с помощью и страховкой партнера |
3. Программная акробатическая композиция (уметь выполнять) | 3. Акробатическая композиция (составить свою композицию) |
4. “Мост” из и.п. – лежа на спине (учиться выполнять) | |
5. Название элементов и их выполнение (знать) | |
6. Помощь и страховка партнера (уметь осуществлять) | |
4 класс |
|
1. Два, три кувырка вперед в группировке слитно (уметь выполнять) | 1. “Мост” из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч без помощи партнера |
2. Кувырок назад в группировке (уметь выполнять) | 2. Кувырок назад из положения, лежа на спине |
3. “Мост” из и.п. – стоя, ноги на ширине плеч с помощью и страховкой партнера (учиться выполнять) | 3. Акробатическая композиция (составить и обосновать) |
4. Акробатические элементы (знать названия и выполнять их по заданию учителя) | |
5. Страховка, самостраховка (уметь осуществлять) |
Используя дифференцированные задания, мы считаем, важным сообщить учащимся цель и план их работы, а в конце подвести итоги. Дифференциация заданий в технологии уровневой дифференциации позволяет следить за усвоением знаний и умений каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам (См. приложение № 1,2).
Свободный выбор разноуровневого задания предполагает умение правильно соотнести свои возможности со степенью трудности его выполнения. Для определения исходной степени развития ловкости учащегося мы используем свои многолетние наблюдения, а также проводим тесты уровней развития координационных способностей [11]. (См. приложение № 16,17).
Определив уровень (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий), мы дифференцируем задания, развивая ловкость по индивидуально избранной траектории с возможно более полным развитием этой способности в соответствии с его возможностями, а также развиваем творческую активность и интерес к предмету[10].
В условиях нашей школы мы стараемся рационально организовать двигательную активность учащихся. Во-первых, это уроки физической культуры, гимнастика до занятий, динамические паузы, физкультминутки в течение урока, а также физкультурно-оздоровительная работа.
Уроки проводим в основном на открытом воздухе, т.к. нет спортивного зала (помещение приспособлено). С помощью администрации Слободской волости у нас появилась многофункциональная спортивная площадка.
Успеваемость по физической подготовке определяется отношением ученика к своему физическому совершенствованию, приверженностью здоровому образу жизни, прочностью освоения основ знаний, базовых двигательных и специальных умений и навыков, умений творчески решать подобные задачи. Учитывая значительные различия в уровне физической подготовленности учащихся, мы оцениваем выполнение, ими контрольных упражнений, принимая во внимание предыдущий результат, т.е. индивидуальный подход, лежащий в основе разноуровневой дифференциации, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого школьника.
В результате учебной перегрузки на младшего школьника у детей резко снизились основные показатели здоровья: ухудшилось зрение, осанка, появились заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому в начальной школе введён третий час физической культуры, т.к. двигательная активность – это биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня мы, взрослые, двигаемся меньше, чем вчера, то завтра наши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов, дошкольник – 12 тысяч. Наблюдения показывают, что те и другие делают половину. Физическая нагрузка крайне необходима детям. Именно поэтому введены динамические паузы (20 мин.), во время которых дети играют на открытом воздухе (см. приложение № 8,9,10). Динамические паузы имеют положительные результаты, как для физического развития учащегося, так и для психического самочувствия. Дети стали меньше болеть простудными заболеваниями. В эпидемический период нашу школу не закрывали на карантин, в отличие от школ города. В группе продлено дня, еженедельно проводим спортивные часы, в содержание которых включаем упражнения для развития ловкости (См. приложение № 3).
Территориальная близость нашего села и города Углича позволяет нашим детям посещать спортивные секции на базе ДЮСШ, ФОКа (акробатика, футбол, клуб “Юных моряков”). Некоторые дети добились определенных спортивных достижений. Работая в таких нелегких условиях, мы имеем некоторые результаты, которыми мы можем гордиться. На протяжении десяти лет (1995-2005 гг.) мы были в тройке призеров районной спартакиады среди основных школ района. Школьная сборная команда активно принимает участие в районных соревнованиях. Теперь у нас появилось больше возможностей, т.к. школе предоставили автобус.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе проходит в форме праздников, Дней здоровья, соревнований по видам спорта в личном первенстве и среди разновозрастных групп. Традиционные “Веселые старты” между сборными командами учителей и учеников дают положительный эмоциональный заряд, предоставляют возможность общения с учителями в неформальной обстановке.
Большое значение в реализации потребности ребенка в двигательной активности с познанием природы и окружающего мира, а также в закреплении полученных знаний и умений, имеют туристические походы. В походе дети отрабатывают навыки туристской техники, занимаются приготовлением пищи, собирают лекарственные растения, занимаются краеведческой и природоохранной деятельностью, проводят игры, эстафеты, туристические эстафеты, соревнования по ориентированию.
Мы работаем в тесной взаимосвязи с медиками. В начале каждого учебного года участковым педиатром заполняется лист здоровья на каждого ребенка, где указывается группа здоровья и направление к специалистам, если есть отклонения в здоровье. С каждым годом мы прослеживаем улучшение ситуации: дети, имевшие подготовительную группу здоровья, к 8-9 классам занимаются по основной группе. Детей со специальной медицинской группой в школе нет.
В рамках проведения диспансеризации дети проходят осмотр не только специалистов, но определяется также индекс их физической готовности.
По результатам работы были сделаны выводы:
- 10% имеют нарушение осанки (в сравнении с 2000 г. – 30%);
- 10 % имеют отклонения в зрении (в 2000 г. – 15%);
- 20% детей имеют ИФГ ниже среднего (в 2002 г. – 40%).
Видя положительную динамику, мы понимаем, что нельзя глобально изменить ситуацию со здоровьем детей только организацией учебной и внеклассной работы. Поэтому так важно создать систему по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Немаловажную роль в укреплении здоровья ребенка играют родители. На развитие установок поведения, выработку практических умений и навыков, касающихся здоровья ребенка, а также его психики, сильное влияние оказывает семья. Мы с уверенностью можем отметить, что большинство семей, дети из которых являются нашими учениками, стремятся к тому, чтобы их ребенок рос здоровым. Участие семейных команд в школьных спортивных праздниках служит подтверждением вышесказанного. Только совместными усилиями можно предупредить формирование у детей вредных привычек, воспитать здорового во всех отношениях человека.
Таким образом, мы считаем, что технологии: игровая, уровневая дифференциация обучения, индивидуализация обучения позволяют в условиях сельской малочисленной школы успешно развивать и реализовывать принципы природосообразности, вариативности, психологической комфортности, создавать ситуацию успеха. Поэтому мы объединяем их в здоровьесберегающую модель деятельности.