Цель урока: Повторить и закрепить в игровой форме материал изученной темы.
Задачи урока:
Учебные:
- обобщение и систематизация знаний по теме “Алгоритмы”;
- формирование навыков практического применения знаний.
Развивающие:
- развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- развитие навыков практического применения знаний;
Воспитательные:
- повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.
- воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-сюрприз.
План урока
- Организационный момент. Мотивация знаний.
- Актуализация знаний учащихся.
- Работа в группах.
- Индивидуальная работа на компьютере.
- Итог.
- Рефлексия.
Оборудование:
- презентация,
- черный закрытый ящик или коробка,
- небольшой плакат с написанными буквами, заклеенными бумагой,
- 3 листа А3, фломастеры, готовые фигуры для блок-схемы,
- файл с меню готовых форм на каждый компьютер – рабочее место,
- бумага с клейкой основой для проведения рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивационное начало.
- Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги по ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.
И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь.
- У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение.
- Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, наша цель на уроке – вспомнить основные понятия темы “Алгоритмы” и улучшить ваши достижения в применении знаний на практике.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий”.
- Вы готовы проверить свои знания?
- Тогда внимание! (музыка)
- Ящик - сюрприз! (внести черный ящик)
- Вам интересно, что в этом ящике?
- Внимание! вопрос: этот предмет является копией того, кто достоин награды за свои труды, ибо его имя увековечено во многих сферах человеческой деятельности. Что находится в черном ящике?
- Для открытия Черного ящика вам, юные информатики, нужен код, который вы сможете узнать, успешно пройдя три уровня. (указать на записи на доске)
- Ваш интерес не пропал?
- Тогда вперед к открытию!
2. Актуализация знаний. Уровень “Вопрос – ответ”
- Уровень первый.
- Повторение – мать учения. Так говорили великие. Прежде, чем браться за дело, нужно посмотреть, какие у нас есть знания.
Вопросы:
- В сказке герою даётся поручение: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что”. Можно ли этот набор действий считать алгоритмом?
- Какие основные алгоритмические конструкции вы знаете?
- Почему в числе алгоритмических конструкций вы не назвали вспомогательный алгоритм? Что такое вспомогательный алгоритм. Какая алгоритмическая конструкция описывает вспомогательный алгоритм?
- Какие вы знаете способы записи алгоритмов? В чем особенность записи в виде блок-схемы?
- Укажите номер блок-схемы, соответствующей разветвляющемуся алгоритму (3).
- Под каким номером на рисунке представлен циклический алгоритм (2). Цикл какого вида здесь представлен (цикл с постусловием)?
<Рисунок 1>
- Молодцы! Вы успешно прошли первый уровень. Вы можете открыть три буквы.
- А мы переходим на второй уровень, где вы должны показать умения составлять алгоритмы.
3. Работа в группах
Оборудование: лист А5, заготовки фигур блок – схем, фломастеры
- Вам предстоит провести исследование отрывка из литературного произведения, которое вы изучаете на уроках литературы. Исследовать вы будете по алгоритму, который лежит перед вами. - время работы 5 минут.
Алгоритм исследования:
1. Прочитайте отрывок из литературного произведения.
2. Найдите в отрывке ситуацию, которую можно представить в виде алгоритмической конструкции.
3. Представьте развитие ситуации в виде блок-схемы и/или на алгоритмическом языке.
4. Результат оформите на альбомном листе.
Задания группам
Задание 1.
Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки. До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать – сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.) (А.П.Чехов. Пересолил.)
Задание 2.
- Замечательная книга! – отвечает Эля и спрашивает маму, хватит ли ей ста рублей в месяц.
Мама смеется: она была рада ста рублям хотя бы в год, только бы деньги были бы верные. На это брат ей замечает, что у нее слишком скромные желания, и уходит на почту.
Он каждый день ходит на почту – справляться, не прибыла ли его книга. С тех пор как он отправил свой рубль, прошло больше недели, но книги нет. А жить то ведь надо!...
… Можете нас поздравить: книга пришла! ... (Шалом Алейхем. Мальчик Мотл.)
Задание 3.
Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе. Сторож-старик, очумевший от молчания и одиночества, обрадовался ей, как вернувшейся дочке, и хлопотал, не жалея здоровья, над устройством ее жилья.
Оборудовав кое-как школу, выписав самое необходимое из округа, Мария Никифоровна через два месяца начала учение. (А.П. Платонов. Песчаная учительница.)
Этап проверки работы: представитель каждой группы вывешивает плакат на доске, объясняет, какой это вид алгоритма. Другие группы проверяют правильность работы.
- Вы успешно справились со своей работой, а это значит, что второй уровень позади и вы можете открыть еще три буквы.
- А мы переходим на третий уровень “Финальный”.
4. Индивидуальная работа.
- У вас у каждого на столе лежит квадратик зеленого или оранжевого цвета. Те, у кого квадратик зеленого цвета – будут выполнять работу за компьютером. Алгоритм вашей работы вы найдете на рабочем столе справа.
- А обладатели оранжевого квадратика остаются за партами и выполняют задание, которое лежит на столе рядом с вами. Время работы – 7 минут.
Работа за компьютером.
Задание: из представленных команд составить алгоритм.
Оборудование: Графический редактор, файл с меню готовых форм “Элементы блок - схемы алгоритма” <Рисунок 2>
Рисунок 2
Алгоритм выполнения работы “Мозаика”
Откройте графический файл “Мозаика” на Рабочем столе компьютера.
Вспомните правило написания букв “з” и “с” в приставках.
Используя операции перемещения, составьте “Алгоритм написания “з” или “с” в приставках”
- Сравните свой алгоритм с представленным на доске. У кого все верно? У кого есть ошибки? Вам нужно вспомнить правило поточней. Обратитесь к учебнику русского языка. Спасибо. Присаживайтесь за парты. Те, у кого все верно открывают оставшиеся две буквы.
- Те, кто работал за партами, сдайте свои работы на проверку.
5. Итог урока.
- Итак, нам известны все буквы кода. Осталось узнать, что это за слово. Я даю вам подсказку – алгоритм составления слова, записанный языком графики. Что же это за слово?
- Правильно! Алгоритм.
- Я вас поздравляю, код найден, Черный ящик открыт. Напомню вопрос: …
(учитель достает из ящика портрет Аль Хорезми)
- Вот тот, чье имя увековечено во многих науках и сферах деятельности людей. Кто же он?
- Аль Хорезми – великий математик древности.
- Я поздравляю вас, вы прекрасно справились с поставленной задачей. Ответ найден.
6. Рефлексия.
- Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы повторили основные моменты темы “Алгоритмы” и успешно применили свои знания в практических ситуациях.
- А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Нарисуйте такое настроение, которое сейчас у вас и приклейте их на экран монитора.
Ребята, мне приятно было работать с вами на уроке, надеюсь, что это взаимно. И в заключении я хочу поделится с вами своим настроением и подарить вам мой смайлик.
До свидания. Желаю вам успехов.