Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Класс: 7
Учитель: Андросова Юлия Анатольевна
Город: Новосибирск, Муниципальное общеобразовательное учреждение “Вторая Новосибирская Гимназия”
Используемые ресурсы:
- Презентация Power Point (Приложение 1)
- CD: “Уроки Кирилла и Мефодия. “Геометрия 7-9 классы, часть I”
Цели урока:
- Изучить второй признак равенства треугольников.
- Знать отличие признака от определения.
- Уметь применять признак к решению простейших задач.
- Продолжить развитие умений проводить рассуждения и доказательства, выполнять простейшие геометрические построения.
- Продолжить формирование культуры математической речи.
Используемое оборудование и дидактические материалы:
- мультимедийный проектор,
- процессор,
- экран,
- листы чистой бумаги,
- ножницы.
План проведения урока
- Организационный момент – 1 минута
- Повторение – 7 минут
- Практическая работа – 5 минут
- Изучение нового материала – 15 минут
- Закрепление. Решение задач – 10 минут
- Домашнее задание – 1 минута
- Итог урока – 1 минута
Ход урока
1. Организационный момент – 1 минута
Слова учителя:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с признаками равенства треугольников. Изучим второй признак равенства треугольников. Разберем некоторые задачи, решаемые с использованием этого признака. Для этого будут использованы мультимедийные средства компании "Кирилл и Мефодий", презентация в программе Power Point (приложение 1)
А вначале вспомним некоторый теоретический материал.
2. Повторение – 7 минут
Ученикам предлагается ответить на вопросы, высвеченные на экране при помощи проектора. Обсуждение вопросов проходит в группах, сформированных по 4 человека. Затем каждая группа представляет свой ответ на один из предложенных вопросов.
Вопросы.
- Что такое треугольник?
- Какие треугольники называются равными?
- Как вы понимаете, что такое "признак равенства треугольников"?
- Чем признак отличается от определения?
- Для чего нужны признаки?
- Обязательно ли каждый раз сравнивать треугольники наложением друг на друга?
- Сколько равных элементов нужно иметь, чтобы определить, равны ли треугольники?
- Сформулируйте первый признак равенства треугольников
3. Практическое задание – 5 минут.
Учащимся с использованием имеющихся теоретических знаний найти равные треугольники по рисункам, изображенным на экране. При этом для выполнения задания по первому рисунку достаточно знать лишь первый признак равенства треугольников, а по второму рисунку этих знаний недостаточно.
Ученикам также предлагается каждому индивидуально на чистом листе бумаги нарисовать два треугольника, у которых одна сторона равна 5 см, и два прилежащих к ней угла равны 30° и 50°. Затем вырезать эти треугольника и сравнить при помощи наложения. Обсудить полученные результаты в парах с соседом по парте.
Задание. Найдите равные треугольники (рисунок 1, рисунок 2)
4. Изучение нового материала – 15 минут
Учащимся предлагается разобрать формулировку и доказательство второго признака равенства треугольников (на диске КМ) –5 минут
Воспроизвести формулировку и доказательство в парах и проверить правильность своих ответов при помощи диска КМ- 5 минут
Записать при помощи высвеченных на экране слайдов основные теоретические положения в тетрадь. 5 минут (рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5)
5. Закрепление. Решение задач – 10 минут
Устно решают задачи 1 и 2, письменно задачу 3.
1. Равны ли треугольники? Почему?
2. На рисунке 1 =2, 3=4. Докажите, что АВС= СDА. Найдите АВ и ВС, если АD=19 см, СD=11 см.
3. На биссектрисе угла А взята точка D. а на сторонах этого угла – точки В и С, такие, что ADB=ADC. Докажите, что BD=CD.
6. Домашнее задание – 1 минута.
Используя второй признак равенства треугольников, найдите способ измерения ширины объекта (например, озера), одна из точек которого недоступна.
7. Итог урока
Каждому ученику в качестве небольшого сюрприза предлагается открытка с одним из пожеланий.
- Научиться преодолевать трудности
- Справляться с любыми задачами
- Получить за 3 четверть пятерку по математике
- Выполнять все домашние задания только на 5
- Стать отличником по всем предметам
- Быстрее всех решать самые трудные задачи.
- Лучше всех в классе справиться в конкурсе “Кенгуру”
- Лучше всех решать примеры с дробными выражениями
- Побеждать на олимпиадах
- За все контрольные работы по математике иметь только пятерки