Урок внеклассного чтения, 3-й класс. "Конструирование загадок"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Углубление знаний детей об одной из самых древних и поэтичных фольклорных форм – загадке.
  2. Познакомить учащихся с сокровищницей народной мудрости словарем пословиц, поговорок и загадок В.И. Даля.
  3. Пробудить у детей желание самостоятельно сконструировать загадку. Для этого активизировать словарь учащихся, развивать и совершенствовать мыслительные способности, активизировать образное мышление, умение наблюдать, сравнивать предметы по их близким и далеким признакам \ анализ, синтез, ассоциативная память \.
  4. Развитие и совершенствование творческих способностей, образного восприятия мира.
  5. Совершенствование навыка выразительного чтения и работы с мини-текстом.
  6. Воспитывать умение работать в коллективе, в паре, слушать друг друга, отбирать главную из предложенных версий.

Материал к уроку:

1. Словарь пословиц, поговорок и загадок В.И. Даля на выставочной полке

2. Пословица: “Загадка не орех, не разгрызешь”

\ Яркие буквы из картона прикреплены к магнитной доске \

3. Загадка на доске:

“Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле”

4. Музыкальная презентация “Великое неслучайно”.

5. “Ромашка” с названиями жанров фольклора..

6. Листочки с картинками и текстом алгоритма для составления загадки в “паре”.

План урока.

  1. Объявление темы урока.
  2. Беседа о сокровищах народного творчества. Жанры фольклора.
  3. Просмотр компьютерной презентации.
  4. Анализ загадки с помощью толкования фраз и слов.
  5. Коллективное оставление алгоритма-конструктора загадок.
  6. Творческая работа в “паре” по сочинению загадки.
  7. Презентация загадки по желанию в “паре”.
  8. Подведение итогов.

Ход урока

Презентация

Учитель:

- У нас сегодня необычный урок, потому что по всей стране этот год объявлен годом русского языка. Ему, родному нам русскому языку, особое внимание уделяется в этом году на всех уроках. Проводятся в его честь необычные праздники, соревнования, викторины. Сегодня и у нас с вами такой необычный урок.

На выставке перед вами много книжек с загадками. Молодцы, что принесли их так много.

На доске прикреплена пословица про загадку: “Загадка не орех, не разгрызешь”.

Верно ли в народе про загадку говорят? Как понять, “не разгрызешь”?

Дети:

- Трудно догадаться, надо голову поломать, напрячь память, призадуматься, включить воображение, догадаться, на что похоже.

Учитель:

- Вы, я вижу, уже догадались, о чем будет наш урок?

Дети:

- О загадках.

Учитель:

- А верно ли то, что в год русского языка мы заговорили с вами именно о загадке? Давайте выясним это.

Вы любите разгадывать загадки? Давайте попробуем…Трудную загадаю: “Что такое русский фольклор?”

Дети:

- Народное творчество. Сказки. Потешки. Считалки. Скороговорки. Страшилки. Поговорки. Пословицы. Песенки. Загадки. Стишки.\

\ На доске прикреплена бумажная “ромашка” с названиями видов народного творчества, написанными на лепестках . Учитель, если дети испытывают затруднение в названии жанров, открывает очередной “лепесток” и кратко поясняет, приводит примеры \.

Учитель:

- А загадки, скажу я вам, среди всех жанров народного творчества самые древние. Вы удивлены? Я сама очень удивилась, когда впервые узнала об этом.

В те давние времена они вовсе не были детской забавой. Так забавлялись взрослые. Они придумывали друг другу новые загадки и тут же пытались их отгадывать.

А вам захотелось придумать свою загадку?

И мне захотелось.

Но сначала давайте к этому важному и интересному делу как следует подготовимся. .

И для начала заглянем в историю загадки. Я приготовила для вас необычный подарок, компьютерную презентацию. Давайте сядем поудобнее и внимательно посмотрим на экран.

\Учитель демонстрирует и читает вслух специально подготовленную к данному уроку музыкальную презентацию на интерактивной доске. По ходу демонстрации в нужный момент задаются вопросы \

Вопросы по ходу просмотра:

1) Знаете ли вы, кто этот человек?

Весь мир знает этого человека.

\ Владимир Иванович Даль совершил огромный труд, всю жизнь собирал и сохранял для нас с вами старинные пословицы, поговорки и загадки \

2) Дети отгадывают загадки В.И.Даля, которые встречаются по ходу презентации.

После окончания просмотра:

Учитель:

- Понравилась вам презентация? Захотелось попробовать свои творческие силы?

Вот еще одна из загадок Владимира Ивановича Даля \написана заранее на доске\

“Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле”

\ Дождь. \

Учитель:

- А как вы догадались, что в этой загадке именно о дожде шла речь? Какие слова подсказали отгадку?

Дети: \анализируют построчно \

1 … везде: над городом, над лесом, для него нет преград на пути, когда он движется…

2 … “ноги” у дождя – это его длинные струйки воды, тянутся от тучи до земли или крыши…

3 … тучу увидим, и уже знаем, что дождь будет \если туча дождевая \

4 … кажется, что идет с места на место своими длинными ногами, будто шагает по земле…

Учитель:

- Сейчас мы поиграем. Я раздам вам набор разноцветных бумажных полосочек, на которых вы обнаружите загадку, разрезанную на части. Соберете ее сообща в небольшой группе \ объединяются по 4 человека \ и прочтете нам целиком. Мы внимательно прослушаем все важные признаки , перечисленные в загадке, и постараемся отгадать ее.

Найди продолжение загадки или составь ее из частей и отгадай:

- 1. Вся дорожка обсыпана горошком. \Звезды на небе \

- 2. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. \Ночь \

- 3. Сестра к брату в гости идет, а он от нее пятится.. \Ночь и день \

- 4. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. \Снег \

- 5. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. \Гриб \

- 6. Один говорит: “Побежим, побежим”, другой говорит: “Пошатаемся, пошатаемся!” \Речка, берег и трава \

\ Каждая загадка обсуждается фронтально с участием учителя. Выделяются признаки, анализируется выбранное сравнение \

Учитель:

- Мы обсудили с вами главные признаки, по которым любой сможет догадаться, про что загадка. Значит, если внимательно присмотреться, призадуматься и выявить главные признаки любого предмета или явления природы, то можно и свою загадку попробовать составить.

Давайте составим алгоритм придумывания любой загадки и по нему вместе “поработаем”.

Итак,

Алгоритм. \ Записан на доске \

  1. Выбери предмет.
  2. “Понаблюдай” за ним.
    \Внешний вид, для чего нужен, что может делать, где используется, с чем его можно сравнить \
  3. Составь текст-загадку. \ Не обязательно в стихах \ .
  4. Задавай не прямой вопрос, а “замысловатый”, чтоб все не сразу догадались, а “голову поломали”. Так будет гораздо интересней.

Учитель дает детям время подумать и они, советуясь в “паре” с соседом по парте, и, ориентируясь на яркую картинку и алгоритм, которые напечатаны на листке, розданном каждой паре, с огромным удовольствием, выдумкой составляют общую загадку. Записывают ее на этом же листе.

\ На подобное творчество уходит достаточно большое количество времени. Но его надо обязательно дать детям.

Они занимаются подобным творчеством с наслаждением, сияя улыбками, сморщив лоб, тихо советуясь с соседом , полностью отключаясь от внешнего мира. Им этот процесс творчества становится безумно интересным: неужели обычный ребенок сможет придумать свою загадку прямо на уроке без помощи взрослых? Эксперимент завершается успехом. \

Презентация “авторской загадки”

Выйдя вдвоем к доске, \ по желанию, т.к. некоторые дети боятся “сцены” / зачитывают свою загадку вслух, выслушивают разные варианты отгадок и уточнения одноклассников, принимают или “оспаривают” их советы и замечания по тексту самой загадки.

Учитель руководит этим диспутом..

Потом все листочки с авторскими загадками собираются и крепятся в общую папку. Вложенные в полиэтиленовые вкладыши они очень ярко смотрятся, они ведь еще и с большими красочными картинками.. \ Картинки могут быть любыми. Я выбирала те, которые, на мой взгляд, не вызвали бы у детей дополнительных затруднений, т.к. цель творческой работы – обнаружить яркие признаки и их использовать в мини-тексте. А впервые придумывать свою собственную загадку – очень непростая задача \

Так на глазах у третьеклассников “рождается” их собственная книжка – сборник загадок и ставится на полку в один ряд с книжками загадок, изданных официально.

Приблизительный перечень отгадок:

1. Руки 8. Кукла. 14. Медведь.
2. Карандаши. 9. Книга.
3. Яблоко. 10. Арбуз.
4. Буква. 11. Школа.
5. Солнышко. 12. Береза
6. Глобус. 13. Белочка.

Учитель:

- Понравилось придумывать? Почувствовали себя в роли “автора”?

Дети:

- Понравилось и отгадывать новые загадки. Я раньше не понимала, как их отгадывают. А теперь поняла, и мне понравилось это очень.

Дети:

- Не могу поверить, что у нашего класса теперь есть своя собственная книжка! Давайте еще одну “написать” попробуем.

Учитель:

- Конечно, попробуем и не раз.

А сегодняшняя книга-сборник загадок - это наш с вами творческий подарок году русского языка.