Цели урока:
- Углубление знаний детей об одной из самых древних и поэтичных фольклорных форм – загадке.
- Познакомить учащихся с сокровищницей народной мудрости словарем пословиц, поговорок и загадок В.И. Даля.
- Пробудить у детей желание самостоятельно сконструировать загадку. Для этого активизировать словарь учащихся, развивать и совершенствовать мыслительные способности, активизировать образное мышление, умение наблюдать, сравнивать предметы по их близким и далеким признакам \ анализ, синтез, ассоциативная память \.
- Развитие и совершенствование творческих способностей, образного восприятия мира.
- Совершенствование навыка выразительного чтения и работы с мини-текстом.
- Воспитывать умение работать в коллективе, в паре, слушать друг друга, отбирать главную из предложенных версий.
Материал к уроку:
1. Словарь пословиц, поговорок и загадок В.И. Даля на выставочной полке
2. Пословица: “Загадка не орех, не разгрызешь”
\ Яркие буквы из картона прикреплены к магнитной доске \
3. Загадка на доске:
“Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле”
4. Музыкальная презентация “Великое неслучайно”.
5. “Ромашка” с названиями жанров фольклора..
6. Листочки с картинками и текстом алгоритма для составления загадки в “паре”.
План урока.
- Объявление темы урока.
- Беседа о сокровищах народного творчества. Жанры фольклора.
- Просмотр компьютерной презентации.
- Анализ загадки с помощью толкования фраз и слов.
- Коллективное оставление алгоритма-конструктора загадок.
- Творческая работа в “паре” по сочинению загадки.
- Презентация загадки по желанию в “паре”.
- Подведение итогов.
Ход урока
Учитель:
- У нас сегодня необычный урок, потому что по всей стране этот год объявлен годом русского языка. Ему, родному нам русскому языку, особое внимание уделяется в этом году на всех уроках. Проводятся в его честь необычные праздники, соревнования, викторины. Сегодня и у нас с вами такой необычный урок.
На выставке перед вами много книжек с загадками. Молодцы, что принесли их так много.
На доске прикреплена пословица про загадку: “Загадка не орех, не разгрызешь”.
Верно ли в народе про загадку говорят? Как понять, “не разгрызешь”?
Дети:
- Трудно догадаться, надо голову поломать, напрячь память, призадуматься, включить воображение, догадаться, на что похоже.
Учитель:
- Вы, я вижу, уже догадались, о чем будет наш урок?
Дети:
- О загадках.
Учитель:
- А верно ли то, что в год русского языка мы заговорили с вами именно о загадке? Давайте выясним это.
Вы любите разгадывать загадки? Давайте попробуем…Трудную загадаю: “Что такое русский фольклор?”
Дети:
- Народное творчество. Сказки. Потешки. Считалки. Скороговорки. Страшилки. Поговорки. Пословицы. Песенки. Загадки. Стишки.\
\ На доске прикреплена бумажная “ромашка” с названиями видов народного творчества, написанными на лепестках . Учитель, если дети испытывают затруднение в названии жанров, открывает очередной “лепесток” и кратко поясняет, приводит примеры \.
Учитель:
- А загадки, скажу я вам, среди всех жанров народного творчества самые древние. Вы удивлены? Я сама очень удивилась, когда впервые узнала об этом.
В те давние времена они вовсе не были детской забавой. Так забавлялись взрослые. Они придумывали друг другу новые загадки и тут же пытались их отгадывать.
А вам захотелось придумать свою загадку?
И мне захотелось.
Но сначала давайте к этому важному и интересному делу как следует подготовимся. .
И для начала заглянем в историю загадки. Я приготовила для вас необычный подарок, компьютерную презентацию. Давайте сядем поудобнее и внимательно посмотрим на экран.
\Учитель демонстрирует и читает вслух специально подготовленную к данному уроку музыкальную презентацию на интерактивной доске. По ходу демонстрации в нужный момент задаются вопросы \
Вопросы по ходу просмотра:
1) Знаете ли вы, кто этот человек?
Весь мир знает этого человека.
\ Владимир Иванович Даль совершил огромный труд, всю жизнь собирал и сохранял для нас с вами старинные пословицы, поговорки и загадки \
2) Дети отгадывают загадки В.И.Даля, которые встречаются по ходу презентации.
После окончания просмотра:
Учитель:
- Понравилась вам презентация? Захотелось попробовать свои творческие силы?
Вот еще одна из загадок Владимира Ивановича Даля \написана заранее на доске\
“Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле”
\ Дождь. \
Учитель:
- А как вы догадались, что в этой загадке именно о дожде шла речь? Какие слова подсказали отгадку?
Дети: \анализируют построчно \
1 … везде: над городом, над лесом, для него нет преград на пути, когда он движется…
2 … “ноги” у дождя – это его длинные струйки воды, тянутся от тучи до земли или крыши…
3 … тучу увидим, и уже знаем, что дождь будет \если туча дождевая \
4 … кажется, что идет с места на место своими длинными ногами, будто шагает по земле…
Учитель:
- Сейчас мы поиграем. Я раздам вам набор разноцветных бумажных полосочек, на которых вы обнаружите загадку, разрезанную на части. Соберете ее сообща в небольшой группе \ объединяются по 4 человека \ и прочтете нам целиком. Мы внимательно прослушаем все важные признаки , перечисленные в загадке, и постараемся отгадать ее.
Найди продолжение загадки или составь ее из частей и отгадай:
- 1. Вся дорожка обсыпана горошком. \Звезды на небе \
- 2. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. \Ночь \
- 3. Сестра к брату в гости идет, а он от нее пятится.. \Ночь и день \
- 4. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. \Снег \
- 5. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. \Гриб \
- 6. Один говорит: “Побежим, побежим”, другой говорит: “Пошатаемся, пошатаемся!” \Речка, берег и трава \
\ Каждая загадка обсуждается фронтально с участием учителя. Выделяются признаки, анализируется выбранное сравнение \
Учитель:
- Мы обсудили с вами главные признаки, по которым любой сможет догадаться, про что загадка. Значит, если внимательно присмотреться, призадуматься и выявить главные признаки любого предмета или явления природы, то можно и свою загадку попробовать составить.
Давайте составим алгоритм придумывания любой загадки и по нему вместе “поработаем”.
Итак,
Алгоритм. \ Записан на доске \
- Выбери предмет.
- “Понаблюдай” за ним.
\Внешний вид, для чего нужен, что может делать, где используется, с чем его можно сравнить \ - Составь текст-загадку. \ Не обязательно в стихах \ .
- Задавай не прямой вопрос, а “замысловатый”, чтоб все не сразу догадались, а “голову поломали”. Так будет гораздо интересней.
Учитель дает детям время подумать и они, советуясь в “паре” с соседом по парте, и, ориентируясь на яркую картинку и алгоритм, которые напечатаны на листке, розданном каждой паре, с огромным удовольствием, выдумкой составляют общую загадку. Записывают ее на этом же листе.
\ На подобное творчество уходит достаточно большое количество времени. Но его надо обязательно дать детям.
Они занимаются подобным творчеством с наслаждением, сияя улыбками, сморщив лоб, тихо советуясь с соседом , полностью отключаясь от внешнего мира. Им этот процесс творчества становится безумно интересным: неужели обычный ребенок сможет придумать свою загадку прямо на уроке без помощи взрослых? Эксперимент завершается успехом. \
Презентация “авторской загадки”
Выйдя вдвоем к доске, \ по желанию, т.к. некоторые дети боятся “сцены” / зачитывают свою загадку вслух, выслушивают разные варианты отгадок и уточнения одноклассников, принимают или “оспаривают” их советы и замечания по тексту самой загадки.
Учитель руководит этим диспутом..
Потом все листочки с авторскими загадками собираются и крепятся в общую папку. Вложенные в полиэтиленовые вкладыши они очень ярко смотрятся, они ведь еще и с большими красочными картинками.. \ Картинки могут быть любыми. Я выбирала те, которые, на мой взгляд, не вызвали бы у детей дополнительных затруднений, т.к. цель творческой работы – обнаружить яркие признаки и их использовать в мини-тексте. А впервые придумывать свою собственную загадку – очень непростая задача \
Так на глазах у третьеклассников “рождается” их собственная книжка – сборник загадок и ставится на полку в один ряд с книжками загадок, изданных официально.
Приблизительный перечень отгадок:
1. Руки 8. Кукла. 14. Медведь. 2. Карандаши. 9. Книга. 3. Яблоко. 10. Арбуз. 4. Буква. 11. Школа. 5. Солнышко. 12. Береза 6. Глобус. 13. Белочка.
Учитель:
- Понравилось придумывать? Почувствовали себя в роли “автора”?
Дети:
- Понравилось и отгадывать новые загадки. Я раньше не понимала, как их отгадывают. А теперь поняла, и мне понравилось это очень.
Дети:
- Не могу поверить, что у нашего класса теперь есть своя собственная книжка! Давайте еще одну “написать” попробуем.
Учитель:
- Конечно, попробуем и не раз.
А сегодняшняя книга-сборник загадок - это наш с вами творческий подарок году русского языка.