Цели:
- Расширить знания учащихся о взаимоотношениях людей, о дружбе на примере отношения Пушкина к друзьям.
- Оттолкнуться от пушкинского представления о дружбе, удивительной душевной щедрости и доброжелательности к людям, которые до сих пор остаются прекрасной нормой человеческого поведения и могут служить образцом для молодежи в современном понимании.
Проблемный вопрос: что такое настоящая дружба, может ли это понятие с годами меняться?
План
- Верная братская дружба Пушкина с друзьями его юности, пронесенная через годы жестоких испытаний (сообщения учащихся).
- Настоящая дружба, как ты ее понимаешь? (обсуждение вопросов и маленьких рассказов из школьной жизни.)
- Вывод: ответ на проблемный вопрос.
1. Вступительное слово учителя.
Потребность в постоянном дружеском общении развивалась у Пушкина в настоящую духовную жажду, и ни от чего он так остро не страдал, как от долгой разлуки с друзьями. И как бурно, по-детски искренне радовался он встрече с ними. Как щедро дарил им себя, свое сердце! Как трогательно умел он восхищаться друзьями, как полно жил их радостями и невзгодами! Как отзывчив он на каждое искреннее проявление дружеского участия и как сторицей вознаграждает каждый сердечный дружеский порыв!
Сообщения учащихся.
Коротков Кирилл.
Дружбу с товарищами юности: Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Пушкин пронес через всю свою жизнь.
Иван Пущин уже в Лицее оказывал большое влияние на своего гениального друга. “Мой первый друг, мой друг бесценный”, “товарищ милый, друг прямой” - так трогательно обращался поэт к Пущину. Когда Пущин узнал, что его опальный друг в ссылке в Михайловском, он, пренебрегая запретами, поехал его навестить. И вот счастливая, трогательная минута встречи друзей; однажды ранним утром колокольчик зазвонил в воротах Михайловского, лошади протащили сани прямо к крыльцу и “засели в снегу нерасчищенного двора”.
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил,
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Даутова Ботагоз.
Увы, это была последняя встреча друзей. И когда Иван Пущин, в свою очередь, оказался в изгнании, как активный участник восстания декабристов, в сибирском остроге, Пушкин тоже не без риска прислал ему слова сердечного привета.
Мой первый друг, мой друг бесценный
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе моей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
1826 г.
Ширшов Женя.
С Кюхлей у Пушкина сложились еще с Лицея иные дружеские отношения, чем с Пущиным. К этому нескладно скроенному, вечно попадающему в комические и нелепые ситуации человеку, словно родившемуся неудачником и фанатично влюбленному в поэзию, Пушкин относился насмешливо, но тем не менее всегда трогательно и заботливо. Одно из стихотворений кончалось так:
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
Кюхельбекер обижался смертельно, приходил в бешенство, но так же скоро и остывал, продолжая нежно любить Пушкина.
Покидая Лицей, Пушкин прочел Кюхле посвященную ему “Разлуку”, которая растрогала адресата до слез:
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья,
Прошли лета соединенья;
Разорван он, нам верный круг…
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Лавриненко Наташа.
Третий из лицейских друзей Пушкина – Антон Дельвиг. “Добрый Дельвиг”, ленивец и необыкновенный фантазер, вымыслами которого лицеисты заслушивались.
Гостеприимный, великодушный, деликатный, изысканный, он умел осчастливить всех, его окружавших, хотя гениальным поэтом он не был. Дельвиг умер, едва перешагнув за тридцатилетие. Никто не ожидал столь ранней смерти Дельвига. Трудно себе представить, что испытал Пушкин, узнав об этом: “Ужасное известие получил я в воскресение… Вот первая смерть, мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига”. “Он был лучшим из нас, наши ряды начинают редеть”.
В стихотворении “19 октября 1825 года” поэт славит верную, нерушимую дружбу, которая прошла через все испытания.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Слово учителя.
Таким образом, вызывает восхищение верная братская дружба, которую Пушкин и друзья его юности пронесли через годы жестоких испытаний; уважение к жизненному подвигу этого поколения, к их высоким идеалам, к их мужеству и благородству.
А теперь мы поговорим о дружбе в наши дни, что изменилось, и какие идеалы сейчас у поколения 21 века.
Учащимся предлагаются вопросы, которые распределяются между всеми учениками. Если один ученик выступает по данному ему заданию, остальные учащиеся могут дополнять, спорить, высказывать свою точку зрения.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое настоящая дружба ?
- Кто в твоем понимании может стать настоящим другом, а кто нет?
- Если у человека нет друзей, как это объяснить?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- За что вы цените своих друзей?
- За какие недостатки вы могли бы простить, а за какие нет?
- Можно ли обижаться на друзей?
- Как объяснить пословицу: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей?
- Предъявляя высокие требования к другим, ты сам этому соответствуешь?
После обсуждения вопросов о понимании школьниками настоящей дружбы, переходим к обсуждению маленьких рассказов из школьной жизни. Несколько учеников передают их содержание и предлагают вопросы, по которым учащиеся высказываются.
В заключении обращаемся к проблемному вопросу:
Что такое настоящая дружба, и может ли это понятие меняться с годами?
(Учащиеся отмечают, что по отношению к своему другу необходимо быть честным, справедливым, умеющим держать свое слово; быть человеком, на которого можно положиться, который не предаст и поможет в трудную минуту.
Пушкинское представление о дружбе может служить образцом для молодежи нашего времени, и останется навсегда прекрасной нормой человеческого поведения.
После подведения итогов учащиеся исполняют песню о дружбе.