ЦЕЛИ:
- привитие интереса к предмету;
- развитие творческой активности и самостоятельности учащихся;
- расширение кругозора школьников;
- воспитание чувства гордости за принадлежность к малому отечеству, семье.
ОСНАЩЕНИЕ:
- предметы домашнего обихода, выполненные рукодельницами родного села;
- инструменты, материалы для работы с соленым тестом;
- выставка творческих работ учащихся;
- набор посуды для чаепития; домашняя выпечка;
- магнитофон;
- русские народные костюмы;
УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ: учащиеся, занимающиеся на занятиях факультатива “Хозяйка сельского дома”
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит песня “Твой мир” (Н. Королева)
1-я ученица:
Проходит время, за веком век
Рожден счастливым быть человек.
Менялись люди и ритмы тоже,
Но мы без дома прожить не можем.
2-я ученица:
Проходит время, за веком век
Всегда в заботах жил человек.
Но в каждый праздник и в час досуга
Уютный дом был лучшим другом.
Учитель:
Дом, семейный очаг, уют – как много сказано этими словами. Каждый человек стремится обустроить свое жилище, сделать его уютным, теплым гнездышком, куда всегда хочется возвращаться.
1-я ученица:
Издавна мужчины строили добротные и крепкие дома, а женщины заботились о семье, занимались интерьером семейного очага.
Учитель:
В каждом хорошем доме есть своя хозяйка.
Как много забот ложится на плечи сельской хранительнице семейного очага.
Сегодня и в нашем уютном доме есть хозяюшка.
Хозяюшка:
Я – премудрая девица, на все руки мастерица.
Все я знаю там и тут – Инной все меня зовут.
Учитель:
Смотрю я, хозяюшка, созвала ты в дом гостей со всех волостей.
Хозяюшка:
Да, гости непростые.
Каждая из них рукодельница. А какие они хозяйки!
Пригласила я их затем, чтобы поделились они своим мастерством,
Да показали, какие чудеса умеют творить.
3-я ученица:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как история планет.
У каждой – все свое особое, свое
И нет планет похожих на нее.
Хозяюшка:
Думаю, настало время нам поближе познакомиться с гостями.
Учитель:
Есть в нашем поселке семья, в которой каждый человек – мастеровой.
Стоит только к их дому подойти и станет ясно – здесь живут талантливые люди с золотыми руками. Это семья Замаратских.
Сегодня у нас в гостях Людмила Александровна – хозяйка дружной приветливой семьи. Хотелось бы, чтобы дочь Людмилы Александровны Аня немного рассказала о своей маме.
Аня (рассказывает о маме)
Учитель:
Теперь настал черед выступить женщине, чьи руки не знают скуки.
1-я женщина- рукодельница:
Рассказывает о том, что умеет шить, вязать, когда этому научилась, как овладела секретами мастерства. Показывает вещи, сделанные своими руками и делится опытом с детьми.
Раздается стук, скрежет за печкой.
Учитель:
Хозяюшка, какие – то звуки страшные в доме нашем.
Хозяюшка:
Да это хозяин за печкой проснулся.
Учитель:
Какой хозяин? И почему за печкой?
Хозяюшка:
Непростой хозяин! А вот смотрите сами!
(Из-за печки появляется Домовой.)
Домовой:
Я дед хозяйственный такой
- Старый добрый Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.Чтобы в доме был покой
Рад стараться домовой
Чтобы мир был лады -
Охраняю от беды.
Учитель:
Вот такой хозяин! Чудеса и только.
Домовой:
Что же ты, хозяюшка, плохо встречаешь гостей дорогих?
Есть у нас обычай старый,
Если ты гостей созвал
Перед ними с пылу, с жару.
Ставь скорее самовар!
Хозяюшка:
Ой, совсем забыла я! Милости просим, гости дорогие!
Чай горячий, ароматный от недуга исцеляет и усталость изгоняет,
Силы новые дает, и нас всех за стол зовет.
С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир.
Домовой:
А я как раз пирожков да крендельков испек к чаю. Времени-то зря у печки не терял.
Угощайтесь, гости дорогие. (угощает гостей)
Домовой:
Хочу я нашим гостям задание дать
Пусть ответят на вопросы да поучат девчат. (задает вопросы по домоводству)
Учитель:
За чашкой ароматного чая
Наша беседа будет еще теплее.
1-я ученица:
Что за дивные узоры и салфетки и подзоры
Все в букетах чудных роз,
Может, вывел их мороз?
Что за чудо получилось?
Может, это нам приснилось.
Учитель:
Эти замечательные строчки
Подсказали нам, о ком пойдет сейчас речь.
(рассказывает о Вере Андреевне Рыбкиной)
Какие чудеса творит руками эта женщина!
Мы рады видеть в нашем доме и даем ей слово.
2-я гостья:
(Вязание салфеток крючком – это ее любимое занятие. Рассказывает об этом).
Учитель:
Сколько добрых слов найдется, чтобы рассказать о следующей гостье – Марии Иннокентьевне Моисеевой. А расскажет нам о своей бабушке Настя.
Настя (о бабушке)
Учитель:
Просим Марию Иннокентьевну поделиться секретами своего мастерства.
3-я гостья:
(Показывает изделия, изготовленные своими руками. Отвечает на вопросы детей. Делится опытом).
Учитель:
Настал черед и нам поделиться с вами нашими секретами.
У моих девчонок – золотые руки!
И в этом кабинете им вовсе не до скуки!
Вышивают, клеят, шьют –
Замечательно живут.
(Слово – девочкам)
Поют песню (на мотив “Маленькая страна”)
Есть в нашей школе уголок, где места скуке нет
Там мы бываем очень часто, любим тот кабинет.
В нем мы научимся, конечно,
Много чудес творить,
И поделиться можем с Вами
Как и что мастерить.
Припев:
Двери открой для всех
Уютный наш кабинет
Пусть все узнают и поверят,
Что тебя лучше нет.
3-я ученица:
Много лет мы трудимся на занятиях факультатива Хозяйка сельского дома”.
Татьяна Андреевна научила нас вышивать, вязать на спицах, работать с соломкой, шить мягкие игрушки, работать с соленым тестом.
4-я ученица:
Каждый год мы организуем выставки своих творческих работ в школе и поселке, отправляем поделки на районные конкурсы детского творчества. И с вами мы можем поделиться всем, чему научила нас Татьяна Андреевна.
(Показывают эпизод занятия по теме “Лепим из соленого теста”)
1-я ученица:
Нам день без творчества нельзя прожить
Шитье, вязание, лепка – какая радость в этом.
И не приходится нам здесь тужить,
Идеи наши озарятся ярким светом.
Учитель:
Спасибо всем участникам нашей встречи за творчество и фантазию,
За добро, которое вы дарите людям,
За теплоту Ваших сердец, и просто за то, что вы есть.(подарки гостям вручают девочки).
Учитель:
Хочу рассказать Вам замечательную притчу.
Жил в дагестанском ауле мастер граверных дел. Никто не мог превзойти его в мастерстве, не было ему равных в ауле. И он этим очень гордился. Свои профессиональные секреты держал в тайне и ни с кем не делился своим мастерством. Даже дом свой он построил так, чтобы ни одно окно не смотрело на людей: боялся, что кто-нибудь подглядит, как он работает.
Но однажды принесли ему кубок необычно красивой работы.
- Вот,- сказали ему люди, - появился у нас человек, который может творить лучше тебя..
- Это не человек, - ответил мастер, рассматривая кубок, - не может человек сделать такую вещь.
Тогда люди привели к нему юношу, чьи руки сделали это великолепное изделие. Мастер убедился, что люди правы – его превзошли в мастерстве. Он не вынес этого и умер. Золотые были у него руки, но завистливое сердце.
Очень надеюсь, что Ваши золотые руки будут всегда жить в согласии с добрым и открытым для людей сердцем.
Звучит песня “Как здорово”.