Цели урока:
- введение понятия “переменной”;
- добиться сознательного усвоения материала;
- развитие логики мышления;
- обретение навыков работы с переменными.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Организационная форма урока: мини-лекция.
Выдается необходимый минимум теоретического материала (числовые и символьные переменные, формат команды присваивания значения).
ХОД УРОКА
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. На доске написана тема.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала:
На предыдущих уроках мы познакомились с понятием алгоритма и тремя способами его описания. Теперь мы знаем, что описывать алгоритмы можно на естественном языке, на языке схем и на алгоритмическом языке. Но алгоритм, описанный на алгоритмическом языке – это уже программа. А чтобы грамотно писать программы нужно познакомиться с таким понятием как переменная.
Изучение нового материала:
Алгоритмический язык имеет сходство с математическим тем, что в нем также используется понятие величины. Используются в основном, величины двух типов – числовые и символьные, хотя не исключены и другие типы. Числовые величины – это числа: натуральные, целые, вещественные; символьные – буквы, цифры, слова, предложения. В информатике также используется понятие “переменная”. Запишем определение переменной.
Переменная – это объект, которому дано имя и который может принимать различные значения.
Переменные удобно представить в виде “почтовых ящиков” (ячеек памяти компьютера), на которые навешены ярлыки с их именами.
Информация, хранимая в переменной, называется ее значением.
Именем переменной может быть любая буква латинского алфавита.
A | B |
3 | слон |
Переменные, предназначенные для записи числа, называются числовыми. Переменные, в которые можно записывать слова называются символьными.
При этом под словом понимается любой набор символов, которые можно ввести с клавиатуры. Слово, которое помещается в “ящик”, предназначенный для хранения символьной переменной, заключается в кавычки.
Наш “почтовый ящик” имеет некоторые необычные свойства. Когда в него помещается другое значение, начальное стирается и исчезает. Оно уже не может быть восстановлено. Задать значение переменной можно с помощью команды присваивания, которая обозначается знаком “=”.
Например:
A=12
Переменной с именем “А” | присвоить значение | двенадцать |
A |
= |
12 |
B= “пальма”
Переменной с именем “B” | присвоить значение | пальма |
B |
= |
“пальма” |
Задание 1:
Выполнить следующие операции
- A=13 B=3
- A=A+B
- X=A+B
- Y=A*B
- Печать X, Y
A | B | X | Y | |
13 | 3 | |||
A+B | 16 | |||
A+B | 19 | |||
A*B | 48 | |||
Печать | 19 | 48 |
Домашнее задание:
- проработать материал;
- выполнить задачу 1.
Задача 2:
Два круга заданы своими радиусами. Составить алгоритм, осуществляющий проверку этих кругов на равенство. Алгоритм описать на языке схем.
На последующих занятиях после проверки теоретических знаний и разработанного дома алгоритма решения задачи 1, учащимся предлагается выполнить аналогичную задачу.
Задача 3:
Два прямоугольника заданы своими сторонами. Составьте алгоритм, осуществляющий проверку этих прямоугольников на равенство.
Процесс выполнения задачи отображается на доске одним из учащихся. Особых проблем во время работы не возникает. В обсуждении построения алгоритма участвует вся группа. Однако затруднения появляются при решении следующих задач, где требуется более глубокое понимание переменной.
Задача 4:
Записать два числа в переменные A и B. Поменять местами содержимое A и B:
а) с использованием вспомогательной переменной С;
б) без использования дополнительной переменной.
По итогам решения этих задач легко определить, насколько усвоен изученный материал. Далее необходимо обратить внимание учащихся на основное свойство переменных – переопределение через себя. Свойство записывается в тетради.