КОНЦЕПЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
РАБОТНИКОВ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.
Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых, отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений в семье.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие в:
- организации образовательного процесса;
- создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
- организации современной социально-развивающей среды в группах;
- оказание дополнительных услуг;
- разработке планирования разных видов на всех уровнях: годовых планов, занятий, совместной деятельности детей;
- разработке собственных ресурсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
- привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
Для реализации этой задачи необходимо:
внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:
- повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей;
- воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;
- активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
- создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:
1) сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
- об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- о деятельности воспитателя;
- о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.
2) Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3) Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Высший уровень проявления этих показателей является критерием включенности родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Степень эффективности сотрудничества обусловлена:
- положительной установкой взаимо-действующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
- свободой выбора участников деятельности;
- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).
Такое доверие само по себе не приходит: педагог завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением развивать в нем положительные личностные качества, великодушием и милосердием, при этом обладать тактичностью, взаимопониманием и культурой общения.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
На протяжении многих лет система ДОУ существовала как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследование убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Наш детский сад посещают дети с проблемами в развитии. В детском саду № 30 детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза – 55%, ЗПР с синдромом РДА “ранний детский аутизм”8%, ЗПР при ДЦП 1%,умственная отсталость – 6%, ЗПР обусловленная дефецитом внимания и социальной адаптации – 10%, ЗПР неуточненной этиологиии – 20%. Консультативная работа с детьми ЗПР не будет успешной без поддержки родителей, которым сначала необходимо разъяснить особенности развития ребенка, а затем научить эффективным способам взаимодействия с ним.
Поэтому эту работу с родителями целесообразно осуществлять в двух направлениях.
1) информирование (разъяснение на доступном языке особенностей развития ребенка, причин возникновения отклонений и отставаний в развитии, а также объяснение того, какие опасные последствия для ребенка несет не скоординированное взаимодействие с ним); 2) обучение эффективным способам взаимодействия с детьми и перенесением сформированных умений и навыков в реальные системы отношений.
Основная цель психологической помощи семьям, имеющим детей с ЗПР, состоит в совершенствовании внутрисемейных отношений, способствующих индивидуально –личностному развитию ребенка.
Подход – индивидуально-дифференцированный, гуманный, личностно-ориентированный.
Форма работы – индивидуальные и групповые формы коррекционной работы.
Средства – игры, тренинги, беседы и т.д
Стиль – в зависимости от участников взаимодействия.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в ДОУ может иметь успех в том случае, если в эту работу активно включены родители и дети. Подобное взаимодействие позволяет осуществить полноценный индивидуально-ориентированный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребенка и педагогов, медиков, строящих свою работу на основе профессиональных знаний.
Исследование по данной теме проводилось следующим образом. Программа сотрудничества предусматривала частое присутствие родителей в детском саду в первые дни пребывания ребенка, групповые дискуссии родителей, собеседования родителей со специалистами ДОУ, наблюдения, опросы, анкетирование. Были проведены вечера для родителей.
Неизменными факторами в исследовании были образование воспитателей и их специальная подготовка. Факторами изменяющимися были взаимодействие специалистов и родителей, поведение детей. Результаты действия измерялись путем контрольных срезов, по участию родителей в различных мероприятиях. В ходе эксперимента проводились различные опросы родителей, учитывалась их самооценка, оценка родителей детьми (с помощью тестов в картинках), оценка поведения детей родителями и специалистами, были организованы наблюдения за общением детей с родителями и воспитателями.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Цель: изучение внедрения современных форм сотрудничества дошкольного учреждения с семьей для организации единого образовательного пространства.
Внедрение программы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей позволило достичь следующих результатов:
Общие показатели по всем возрастным группам.
- Созданы доверительные отношения между сотрудниками дошкольного образовательного учреждения и семьей.
- Развито чувство сопричастности семьи в жизни дошкольного образовательного учреждения.
- Созданы условия для оказания комплексного подхода в воспитании, обучении, коррекции детей.
- Сформированы потребности у 50% родителей в психолого-педагогических занятиях, желание использовать их в интересах собственного развития и развития ребенка.
- На 20% повысился уровень эффективности взаимодействия родителей с детьми.
Показатели выпускных групп.
- Повысилась оптимизация взаимоотношений в системах “ребенок-родитель” на 70%, “родитель-педагог” на 86,3%, “родитель-родитель” на 68,4%.
- Повысилась личная компетентность у 65,5% родителей в вопросах психологической готовности детей к школе, их адаптации к новым социальным условиям.
- Восстановлен положительный эмоциональный контакт с ребенком у 36,7% семей.
- 42,3% родителей выступили в роли союзников с детьми и утвердились в образе “хороших родителей”.
- 67,8% семей сориентировались не только на успех в общении, но и на позитивное отношение к неудачам, на использование ошибок как новые возможности для обучения.
Отслеживание процесса адаптации к школе позволило сделать следующий вывод: 9,6% детей находятся на высоком уровне адаптации, 67,4% – на среднем, 23% – на низком уровне. Участие родителей в тренинге “Родители и педагоги” позволил им:
- выстроить модель отношений воспитательных задач, стоящих перед семьей и дошкольным образовательным учреждением на современном этапе;
- определить конкретные задачи воспитания.
В результате: 60,7% воспитательные задачи совпадают, 32,1% пересекаются, 7,1% не совпадают.
Таким образом, нам удалось создать:
- атмосферу добра, доверия, сближения, взаимопонимания в отношениях с родителями;
- повышение степени уверенности родителей при осуществлении ими воспитательных функций;
- родители стали лучше понимать своих детей;
- родители стали более демократичными в вопросах воспитания, реже использовать авторитарные методы воспитания.
Взаимоотношения между родителями и детьми стали менее затруднительными. Дети стали реже проявлять эгоизм, выражавшийся ранее в негативном поведении по отношению к родителям, стали лучше заниматься в детском саду, обрели чувство собственного достоинства.
В проведенном исследовании отмечается соответствие результатов заложенным программой целям.
Сотрудничество детского сада с родителями изменило установки родителей; помогло сконцентрировать внимание на самих детях, усилило чувство удовлетворения процессом воспитания детей, укрепили чувство родительского самосознания. В результате уменьшилось количество негативных проявлений в поведении детей.
Семья должна стать главным фактором социализации личности ребенка и быть лидером в воспитании. В решении этой и других задач огромную роль играет гарантированная защита государством детства и семьи. Приоритетом педагогического взаимодействия с семьей является создание содружества детей и взрослых. Его созидание начинается с изучения семьи, выбора действенных форм взаимодействия, привлечения родителей к совместной коллективной деятельности.
Оптимизация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала. Дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения. В разные периоды развития общества воспитание всегда изменялось, менялись его цель, задачи, содержание, но оставалось главное – человек.
И сегодня основная забота в воспитании – человек, ребенок ,которого мы должны принимать “как ценность” (Н.Е.Щуркова). Все свои усилия направлять на то, чтобы он рос счастливым. Детскому саду следует заботится о том, чтобы сделать семью соучастницей ,организующим в обеспечение счастливой жизни ребенка. Без этого взаимопонимания невозможно достичь как успехов в воспитании, так и положительного отношения родителей детскому саду.
ИТАК – внедрение и осмысление программы по организации единого образовательного пространства родителями и педагогами, позволяет сознательно и творчески руководить формированием здоровья детей и добиться высокого уровня их подготовки к школе. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
За 2006–2007 учебный год решением ГПМК у детей снят диагноз ЗПР, то есть 100% детей успешно прошли диагностическое обследование и готовы к обучению в школе. Двум детям рекомендована школа “ пятого вида” речевая школа, остальным обучение в общеобразовательной школе. Результаты исследования совпали с ожиданиями:
Внедрение программы сотрудничества ДОУ с семьей позволило:
- повысить уровень сотрудничества;
- создать установку на совместное решение задач коррекции и развития ребенка;
- взаимопонимания в триаде “педагог-ребенок-родитель”.
- установить доверительный деловой контакт между ДОУ и родителями.
- повысить уровень педагогической культуры у родителей.
Прогноз вероятных изменений:
Какую помощь ДОУ ждет от семьи в 2006–2007 учебном году?
- активное участие в жизни детского сада: уборка участков в зимнее время,
- участие в утренниках, праздниках, выставках, КВН, викторинах, концертах и т.п.
- сотрудничество родителей и детей при регулярном выполнение домашних заданий;
- обращение за советом к специалистам ДОУ;
- проявление интереса к успехам и неудачам ребенка.
Какую помощь семья ждет от ДОУ в 2006–2007 учебном году?
- проведение совместных занятий родителей с детьми;
- индивидуальных консультаций с педагогом, логопедом, психологом;
- помощь в решении проблем индивидуального развития и самостоятельности ребенка;
- осуществление индивидуального подхода к ребенку.