Цели урока: помочь детям выделить признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; расширять кругозор и речь детей; воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе на основе местного материала.
1. Вступительное слово учителя.
Татьяна Панькова. Зелёный цвет.
Зелёный цвет – цвет жизни.
Ты посмотри вокруг:
В зелёной травке ходят
И цапля, и паук,
Зелёною листвою
Покрыт дремучий лес,
А сколько за листвою
Скрывается чудес!
Кружась, летят стрекозы,
Навстречу им скворец
И муравьи- трудяги
Построили дворец.
Зелёный цвет – цвет жизни.
Запомни это ты.
Природу нашу милую
От бед убереги!
Рисунок 1
-Мы часто говорим “природа”, “природу надо охранять”. А что такое природа?
Природа – это всё, что окружает нас и существует независимо от человека.
Растения, животные, горы, реки...
2. Работа в парах. Классификация.
- Выберите из предложенных вам рисунков рисунки с изображением объектов природы.
а) самостоятельная работа
б) проверка
- Какие рисунки вы отложили? Почему?
в) – Назовите объекты природы.
3. Работа в парах. Классификация.
- Разделите все объекты природы на 2 группы.
-На какие группы вы разделили все объекты природы?
4. Физминутка “Медвежата”
Медвежата в чаще жили.
Головой своей крутили
Вот так, вот так.
Головой своей крутили
Вот так, вот так.
Медвежата мед искали
Вот так, вот так.
Дружно дерево качали
Вот так, вот так.
Вперевалочку ходили
Вот так, вот так.
И из речки воду пили
Вот так, вот так.
А потом они плясали
Вот так, вот так.
Выше лапы поднимали
Вот так, вот так.
5. Работа с объектами природы. Выделение признаков живой природы.
Рисунок 2
Рисунок 3
- Объясните, почему вы решили, что эти объекты относятся к живой природе, а другие к неживой.
а) Анализ объектов природы, выделение признаков живой природы (Карточки с рисунками и рисунки в учебнике).
Рождение – гнездо, обезьяна, цыплята.
Рост – маленькие, большие.
Питание – яблоки, косточка. – А как растения питаются?
Хищная птица?
Дыхание – А как дышат растения?
Движение – работа по рисунку. Река и 2 дерева.
Рисунок 4
- Посмотрите на рисунок, на котором изображены
деревья на берету горной реки.
Давайте объясним признак живых организмов –
движение. Деревья стоят на месте, а
движется река – вода в реке. (Из-зa разности высот
русла)
Животные, люди перемещаются в пространстве.
Животные бегают, прыгают,
летают, плавают. Их движение не вызывает
сомнения. А как двигаются растения?
Обладают ли они движением? Рисунок с деревьями.
Опыт. На подоконнике в классе стоят цветы. Посмотрите, куда тянутся их веточки. Повернем растение в сторону класса. Через 3-4 дня вновь посмотрим, куда будут направлены веточки растения.
- Некоторые растения в засушливых местах, чтобы уменьшить количество солнечного света, падающего на листовую пластинку, поворачивают ее ребром к солнцу (эвкалипт), открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, кислица, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко.
- Что же вы можете сказать о движении растений?
Размножение – курица, цыплята; обезьяна, обезьянки; лягушки, головастики.
Опыт. Разломайте мел, раздробите любой камень. Мел остался мелом, камень – камнем. Изменились только их размеры. Но травинка, деревце, жучок или зверек сразу погибнут, если их сломать. Этот бутон уже никогда не расцветет!
Рисунок 5
Рисунок 6
- А сколько в нашем крае рвут красивых цветов: лилий, ландышей, подснежников!
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Ученица читает стихотворение наизусть
Если Я
Сорву цветок,
Если ТЫ
Сорвёшь цветок...
Если ВСЕ:
И Я, и ТЫ-
Если МЫ
Сорвём цветы,
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только Я и ТЫ,
Если МЫ
Сорвем цветы…
Старение – трава, человек.
Умирание
Реакция на изменения во внешней среде – курица с цыплятами, обезьяна с детенышами, орёл.
- Обратите внимание на быстрый бег курицы с цыплятами, выражение морды обезьяны. Что они выражают?
- Это реакция живых организмов на изменения во внешней среде. Испуг, страх курицы, обезьяны, вероятно, связан с появлением хищной птицы.
Живые организмы, особенно животные, изменяют свое поведение в зависимости от изменений во внешней среде, они могут приспосабливаться к изменившимся условиям
6. Подведение итога урока.
- Чем же живая природа отличается от неживой?
Дети называют все признаки живой природы с опорой на карточки.
Игра “Живой – неживой”: на доске рисунки с объектами природы разделить на группы. 2 работают у доски, а весь класс со своими листочками, на которых условными значками отмечают объекты живой и неживой природы.
- Вот Алеша сказал, что для него солнышко живое. Конечно, люди условно договорились разделить всю природу на живую и неживую. Но человек, добрый и внимательный будет бережно относиться к любой травинке и к камешку, цветку и мотыльку.