Концепция модернизации российского образовании на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе: “ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Современная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности, определяющие современное качество образования”. В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: “формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.
В нашем образовательном учреждении созданы условия для получения образования не только в традиционной форме, но и по альтернативным формам на всех ступенях обучения: экстернате, индивидуальным учебным планам; организуется обучение учащихся с проблемами в здоровье на дому. Работают классы специального (коррекционного) образования VII вида на ступени основного общего образования и углубленного изучения отдельных предметов: биологии, химии, физики
В ходе анализа исходного состояния образовательного процесса в школе выявлены следующие противоречия:
- между предметной структурой образования и необходимостью получения интегрированных результатов обучения и развития учащихся;
- между возрастающим объемом информации, которую необходимо отразить в учебных предметах и перегрузкой учащихся;
- между требованием овладеть единым уровнем среднего образования и необходимостью удовлетворить индивидуальные запросы и интересы учащихся.
Условия и причины, сдерживающие качественный рост образовательной деятельности:
- Работа в режиме двух смен ослабляет системную работу ОУ по всем направлениям деятельности.
- Слабая ориентация педагогов на сохранение и укрепление здоровья учащихся и развития рефлексии учащихся.
- Доминирует позиция педагога-информатора и педагога-контролера, что отрицательно сказывается на развитии учебно-организационных умений.
- Недостаточная работа школьных методических объединений по развитию надпредметных умений учащихся.
- Средний возраст педагогов - 42,5 года, что сдерживает развитие инновационных процессов в ОУ.
- Неумение большей частью педагогов использовать возможности информационных технологий.
- Недостаточная материально-техническая база школы и база для проведения уроков физкультуры (наличие одного спортзала,).
- Недостаточное включение семьи в управление образовательным процессом
Проблемы:
в образовательной деятельности:
- преобладание информационно-репродуктивного типа познавательной деятельности;
- недостаточная работа по формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, несформированность культуры умственного труда, воспитания в процессе обучения;
- несовершенство системы преемственности между ступенями обучения и воспитания
- необработанность межпредметных связей в содержании образования;
- перегрузка учащихся информационными знаниями, использование пассивных форм обучения;
- низкий уровень использования информационных технологий в УВП;
- отсутствие системы работы с педагогами и родителями по проблемам медико-психологического сопровождения обучения и воспитания.
в воспитательной деятельности:
- отсутствие целостного и системного подхода к воспитанию детей, взаимосвязи воспитания и развития личности;
- низкий уровень психологической и духовно-нравственной культуры учащихся;
- отсутствие преемственности в учебной и воспитательной деятельности;
- отсутствие вариативных воспитательных систем в ОУ;
- непроработанность механизмов организации и функционирования органов школьного самоуправления;
- низкий уровень знаний основ культуры здоровья, семейной жизни;
- низкий уровень формирования коммуникативной и социальной культуры учащихся;
- недостаточное вовлечение родителей в систему воспитательной деятельности.
в развитии здоровьесберегающего сопровождения:
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- значительное снижение уровня здоровья детей, увеличение заболеваемости и хронических патологий;
- недостаточная подготовка родителей и педагогов к решению вопросов развития и охраны здоровья детей;
- отсутствие системы непрерывного образования учащихся, педагогов, родителей по вопросам сохранения здоровья;
- недостатки в организации полноценного питания учащихся;
- недостатки в системе физического воспитания;
- отсутствие системы мониторинга здоровья учащихся;
- слабая материальная база образовательных учреждений, обеспечивающих здоровьесберегающее сопровождение УВП.
в профориентационной работе:
- низкий уровень мотивации учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с потребностями рынка и собственными возможностями;
- негативное отношение к профессиям производственной сферы;
- несовершенство системы повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах ориентации и психологической поддержки учащихся.
в организации работы методической службы:
- отсутствие диагностики обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей ребенка, незнание учителями доминирующего типа восприятия учеником учебного материала, типа памяти; склонностей и способностей ребенка, развитости его интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов, личных потребностей;
- отсутствие специальной работы по прогнозированию целей (результатов) образования в зоне ближайшего развития школьников;
- устаревшее содержание образования;
- доминирование классно0урочной системы организации образовательного процесса;
- невладение частью педагогов современными психосберегающими и новыми информационными технологиями;
- неразвитость организационной структуры управления качеством образования;
- слабое научно-методическое обеспечение педагогов литературой, курсовой подготовкой, консультациями, связанными с проблемами управления качеством образования;
- отсутствие специальной работы по мотивации педагогических кадров на постановку новых напряженных целей.
Актуализация проблемы построения новой, адекватной времени концепции развития школы вызвана целым рядом объективных процессов, носящих в основном характер, касающийся изменений, которые происходят сейчас в сфере политики, экономики, культуры и образования России. При этом система образования и воспитания школы не может оставаться в стороне от этих изменений.
Изначальная ориентированность учащихся школы на продолжение образования в течение жизни является важным фактором политики образовательного учреждения по проектированию содержания образования и развитию образовательной среды.
Переосмысление целей и задач образования в соответствии с требованиями времени, планирование результата образования как достижение социальной компетентности выпускником, требует определенной перестройки в деятельности школы.
Одним из важнейших направлений обновления школ является повышение качества обучения, воспитания и развития учащихся. В поисках решения этой цели проблема повышения эффективности урока занимает ведущее место, так как урок является основной формой реализации всех функций процесса обучения: образовательной, воспитательной и развивающей. Образовательный процесс в школе - то главное звено, в котором практической деятельностью педагогического коллектива создается конечный продукт системы образования – конкурентоспособный выпускник. Поэтому при построении образовательного процесса необходимо создать такие условия, при которых учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на собственные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих результатов. Ориентируясь на представления о выпускнике, следует достичь такого качества образовательного процесса, при котором:
- формируется личность с развитым интеллектом, высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;
- развиваются способности, и вырабатывается способность учащихся к самообразованию и саморазвитию;
- происходит обучение иностранным языкам на уровне, достаточном для любой профессиональной деятельности и различных видов коммуникаций;
- эффективно реализуется углубленное изучение предметов без перегрузки учащихся;
- в сознании учащихся происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
- не допускается снижение уровня физического и психического здоровья учащихся.
Педагогические подходы, используемые в образовательном процессе, должны включать интегрированность содержания учебной деятельности и исследовательскую активность, для которой характерна высокая степень мотивации, формирующая устойчивую традицию исследовательской работы как обучающихся, так и учителей. Проектирование образовательной среды должно осуществляется с учетом субъектного опыта учащихся и педагогов.
При этом педагогами школы для каждого должен быть спроектирован определенный образовательный маршрут, то есть путь к успеху ребенка, педагога, родителя. Помня, что неформальный заказчик “ребенок” предъявляет свои образовательные потребности сообразно возрасту, здоровью, личным интересам, необходимо учитывать, что образовательный маршрут изначально личностно детерминирован, поэтому учителю необходимо согласовать проблемы ребенка с возможностями образовательного процесса путем изменения образовательного процесса. Поэтому ожидаемый результат от реализации всех образовательных маршрутов – это позитивные изменения в личности учащегося и педагога.
В отличие от основного образования, имеющего отсроченный результат (так называемая подготовка к жизни), дополнительное образование дает возможность реального результата в настоящем, создает условия для организации и деятельности детей как поля социальной активности, обучая их жить в сложных условиях постоянно изменяющегося социума. Кроме этого, модернизация дополнительного образования предполагает усиление психолого-педагогической и социальной составляющей в его содержании. Задачей дополнительного образования станет не профессиональная ориентация, а развитие и расширение круга общекультурных и социальных интересов человека, при этом понятие “дополнительное образование” вытесняется понятием “образование свободного выбора”.
Литература
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие.- М., 1996.
- Поташник М.М. Управление качеством образования. - М., 2000.
- Фомин А. А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя / / Завуч. - 2000. N2 1. - С. 59-65.