Этико-психологическое развитие младших школьников через занятия "Школы радости"

Разделы: Школьная психологическая служба


Конспект занятия "Школы Радости "для учащихся младшего школьного возраста "Морское путешествие"

Задачи:

  • развивать диспетчерскую программу, процессы внимания, мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук;
  • развивать умение общаться, соблюдать очередность действий в коллективе, действовать согласованно, оказывать помощь друг другу;
  • развивать самостоятельность, креативность.

Оборудование:

  • обруч,
  • пластилин,
  • карандаши,
  • фломастеры,
  • бумага,
  • разноцветные мячи;
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия

I. Рефлексия

Ведущий и дети встают в круг. В руках ведущего обруч. Это – "иллюминатор", через который матросы (дети) приветствуют друг друга.

Ведущий нацеливает команду на путешествие: “Нас ждут морские дали, приключения, исследование морского дна. Готовы ли вы путешествовать?”

Дети говорят о своей готовности: “Я готов!”

II. Морская гимнастика в музыкальном сопровождении

Матросы на палубе делают упражнения:

  • "морские брызги". Дети стряхивают "морские брызги" – похлопывают тело от ног до плеч.
  • "бескозырка". Поправляют "ленточки бескозырки"- поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка.
  • "поцелуй морского ветра". Теплый ветер ласкает лицо, касается губ, на которых ощущается соль моря – поглаживают лицо.
  • "горизонт". Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз - в "бинокль" они рассматривают горизонт.
  • "яблочко". Дети становятся в круг, держатся за плечи, покачиваются, улыбаются. Затем подбрасывают и ловят разноцветные мячи.
  • корабль по курсу". Проводится гимнастика, напоминающая морскую азбуку, сигналы флажками.

Ведущий: Что вы передали проплывающему кораблю?

Дети: "Счастливого плавания!", "Семь футов под килем", "Удачи" и т.п.

III. Работа в командах

Ведущий: Корабль идет по теплому Индийскому океану, начинается качка. Вам нужно перебраться на противоположный борт корабля, быстро, четко.

Упражнение "Катись колбаской". Дети делятся на 2 команды по правому и левому борту и перекатываются на противоположный борт.

(дети переживают друг за друга, подбадривают, хлопают, радуются удаче)

Ведущий: А теперь, вам, матросы, необходимо спуститься на нижнюю палубу, проверить, все ли там в порядке. Спускаемся через "люк"-обруч. Важно пройти, не касаясь его краев. (Высота люка от пола варьируется).

(Дети преодолевают путь, подсказывая друг другу, ищут выход из затруднительной ситуации).

Ведущий: Но вот буря успокоилась. Наш корабль причалил к берегу, и мы готовимся опуститься на дно морское, полюбоваться подводным миром.

Звучит музыка, песня "А под водой…"

Одеваем акваланги, маски, ласты. (Дети имитируют процесс одевания). Идем осторожно в ластах, опускаемся под воду.

IV. Игра-воображение "На дне морском"

Дети закрывают глаза. Ведущий дает вслух комментарий о подводном мире, в котором оказались дети.

Ведущий: Поиграйте с добрыми медузами, посмотрите на рыбок, понаблюдайте за ними. Смотрите, морская черепаха, погладьте ее. Морская звезда и морской еж шлют вам привет, помашите им в ответ.

Наше путешествие под водой заканчивается. Мы поднимаемся на сушу, снимаем снаряжение и делимся впечатлениями.

(Дети рассказывают о том, кого увидели под водой).

V. Творческая работа

Ведущий: А теперь давайте нарисуем или слепим из пластилина самую красивую рыбку, какую вы увидели, или самые красивые картинки морского дна.

VI. Рефлексия

Подводится итог работы. Отслеживается эмоциональное состояние детей, дается оценка занятия.

P.S. Интересно, что многие дети, нарисовав или слепив рыбку, попросили разрешения отпустить ее в море.

Конспект занятия "Школы Радости "для учащихся младшего школьного возраста "Путешествие по Северному Ледовитому океану"

Задачи:

  • развивать восприятие, воображение, внимание, логическое и творческое мышление, память, речь, умение вести диалог; мелкую моторику рук, креативность;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
  • формировать умение согласовывать действия.

Оборудование:

  • обруч (спасательный круг),
  • природный материал (шишки, бобы, горох),
  • игрушки,
  • бубен,
  • ведерко,
  • цветные карандаши,
  • фломастеры,
  • бумага,
  • гуашь,
  • кисти,
  • деревянные кирпичики,
  • развивающая игра В.В. Воловича "Прозрачный квадрат",
  • СД-диски.

Ход занятия

I. Рефлексия

Дети в круге. Через переходящий спасательный круг (обруч) дети приветствуют друг друга, заявляют о своей готовности путешествовать.

Ведущий: Ребята, покажите через спасательный круг свое настроение (без слов, с помощью мимики и жестов). (Дети изображают свое настроение)

Что ж, у всех хорошее настроение, отправляемся в далекий путь к Северному Ледовитому океану!

(Дети встают за ведущим "паровозиком", дают звуковой сигнал отплытия корабля, двигаются по коврам, имитируя качку, крены корабля, встречу с льдинами).

Ведущий: Трудно?.. Чтобы справиться с трудностями путешествия, необходимо сделать на палубе зарядку. Нам пригодится умение четко выполнять команды, быть предельно внимательными, собранными.

II. Гимнастика "Путанка", под музыку

(Дети копируют движения ведущего, например, левая рука на поясе, правая держит ухо).

Коррекция движений детей вызывает у них смех, улучшает настроение, снимает напряжение.

III. “Словесное рисование”

Ведущий: Незаметно наш корабль вошел в воды Северного Ледовитого океана. Каким вы его представляете?

(Дети делятся своими впечатлениями-познаниями об океане, а ведущий добавляет новую для них информацию).

IV. Тренировка “диспетчерской программы”

Ведущий: Сейчас нам необходимо сойти с корабля и, наступая на маленькие "льдинки" (деревянные кирпичики), перейти на дрейфующую льдину. Чтобы она не ушла под воду, необходимо, наступая на нее, говорить волшебное слово "топ", которое сделает льдину прочной, устойчивой. Последним покидает корабль капитан.

(Дети включают внутренний контроль и проходят до ковра – дрейфующей льдины. Все переживают друг за друга, подбадривают).

V. Релаксация "На дрейфующей льдине"

Ведущий: Мы отправляемся в путешествие по Северному Ледовитому океану на самой прочной, надежной и большой льдине. Мы все вместе, мы ничего не боимся, мы дружные, смелые, уверенные в себе и в товарищах. У нас теплая одежда, нам комфортно. Боцман и капитан рядом, они готовы придти нам на помощь. Можно расслабиться и знакомиться с особенностями океана. (Звучит музыка. Дети садятся в позу лотоса).

Ведущий: Что встретилось нам в пути?

Дети отвечают ("Белые медведи; Барби танцевали на льду; тюлени разглядывали нас, северное сияние, стол с фруктами на берегу …")

VI. Упражнения "В теплом доме"

Ведущий: Наша льдина пристала к берегу. Мы заходим в теплый дом. Давайте соберем шишки для камина, чтобы развести огонь и согреться.

(Дети катают шишки между ладонями, массируя и согревая руки, складывают природный материал в ведерко. Протягивают руки к костру).

Ведущий: Ноги, наверное, у вас тоже замерзли? Давайте их согреем.

(Дети ходят босиком по гороху и бобам. Массаж ступней ног).

Ведущий: Мы согрелись и осмотрелись. В доме много добрых игрушек.

(Дети берут игрушки в руки, прижимают к себе, играют. Ведущий бьет в бубен).

Ребята, музыка севера зовет нас танцевать.

(Дети с игрушками движутся в такт музыке)

VII. Творческое задание

Ведущий: Наш капитан положил на стол краски, карандаши, "льдинки" (прозрачный квадрат В.В. Воскобовича). Давайте нарисуем, составим из льдинок то, что увидели в путешествии.

(Дети рисуют, складывают фигурки животных, корабль, торосы, берег, океан).

VIII. Рефлексия

Подводится итог работы, дается ее оценка, определяется эмоциональное состояние детей.

Ведущий: На этом наше путешествие не заканчивается, мы его продолжим на следующем занятии.