Урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели: Обобщение знаний по теме “Имя существительное”;

  • развитие речи учащихся;
  • развитие умения распознавать орфограммы в словах;
  • воспитание дружеского отношения друг к другу;
  • привитие интереса к русскому языку.

Оборудование:

  • портреты детских писателей,
  • таблица падежей,
  • индивидуальные карточки для учащихся с текстом,
  • иллюстрации к произведению В. Катаева “Цветик-семицветик ”,
  • поделки по изонити с изображением цветка.

Ход урока

I. Организационный момент и постановка цели урока.

Учитель. Расскажем, что знаем об имени существительном, об орфограммах, которые встретятся в ходе наших рассуждений.

Девиз урока: РАБОТАЕМ ДРУЖНО, ВЕСЕЛО И БЫСТРО.

II. Минута чистописания.

Учитель. Слушаем загадку.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила

Дети. Зима.

Учитель. За окном у нас зима. И на доске слова на зимнюю тему. Читаем их.

Дети. Снег, след, сугроб, сосна.

Учитель. Какие орфограммы видите?

Дети. Написание парных согласных в корне слова, написание безударных гласных в корне.

Учитель. На какую букву начинаются слова?

Дети. На букву с. Соединение может быть нижним и верхним.

Учитель. Запишем слова в тетрадь и предложение с доски. Завалила зима сугробами леса.

Учитель. Красивое предложение? Вы уже знаете поэтов и писателей, которые очень красиво писали о природе (А.С. Пушкин, С. Есенин), интересно рассказывали о её обитателях (К. Паустовский, М. Пришвин).

III. Работа над темой.

Учитель. А сегодня к нам в гости пришла главная героиня произведения В. Катаева “Цветик – семицветик” девочка Женя и принесла с собой свой волшебный цветок. В середине цветка что-то написано, бумага просвечивает.

Интересно, что девочка написала? (Учитель открывает и все читают)

Дети. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Учитель. Женя хочет узнать всё про имя существительное. Расскажем?!

Какие волшебные слова она говорила?

Дети. Лети, лети, лепесток, через запад, на восток.

Лишь коснешься ты земли, быстро ПРИЗНАК назови.

Одушевленные или неодушевленные. (Открываем лепесток).

1-й вариант называет слова, отвечающие на вопрос КТО?

2-й вариант называет слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

Дети. Лети, лети, лепесток, через запад, на восток.

Лишь коснешься ты земли, быстро ПРИЗНАК назови.

Собственные или нарицательные. (Открываем лепесток).

Наша поля вернулась с поля. НЕ бойся морозов, Сережа морозов.

Записать правильно в тетрадь. Взаимопроверка.

Учитель. Много имен собственных на территории нашей Республики. Назовите.

Дети. Лети, лети, лепесток, через запад, на восток.

Лишь коснешься ты земли, быстро ПРИЗНАК назови.

Род. (Открываем лепесток).

Игра “Чудесный мешочек”. Дети достают из мешочка игрушки и называют род существительного. Если ответ верный, то хлопают в ладоши.

Число. (Открываем лепесток).

Игра “Наоборот” (по вариантам). Один ученик называет имя существительное в единственном числе, его сосед – во множественном.

IV. Физкультминутка

Дети. Лети, лети, лепесток, через запад, на восток.

Лишь коснешься ты земли, быстро ПРИЗНАК назови.

Падеж. (Открываем лепесток)

Учитель. Сколько падежей в русском языке?

Дети. 6

Учитель. Изменяем по падежам существительные “моряк”, “море” (цепочкой).

Учитель. Вызываю к доске двоих для изменения по падежам существительных “деревня” и “соль”, а остальные выполняют это задание в тетрадях.

Проверка выполнения заданий.

Учитель. В написании каких окончаний чаще всего ошибаются и дети, и взрослые? В каких падежах?

Склонение (Открываем лепесток).

Учитель. На сколько групп делятся все существительные в зависимости от изменения падежных окончаний?

Фронтальная работа по сигнальным карточкам:

Учитель.

1-е склонение кровать, мышка, морковка

2-е склонение ландыш, картофель, железо

3-е склонение кровать, мышь, морковь

Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание. Придумать по два существительных каждого склонения.

Взаимопроверка.

В это время 1 ученик работает у доски по карточке.

Задание. Определить склонение и падеж имен существительных.

На кормушке, на цепи, у снегиря, за березу, перед окном.

Проверка.

Член предложения. (Открываем лепесток).

Текст на доске и на листочках у учащихся.

Незнайка проснулся в незнакомом мест…. Он л…жал на кроват…, утопая в перин… . Эта перина была очень мя…кая, словно её наполнили г…ловками от одуванчиков. Незнайку разбудили какие- то г…лоса. Открыв глаза, он увидел, что лежит в ч…жой комнат… (По Н. Носову)

Задание. Выделить орфограммы. Разобрать 1-е и 2-е предложения по членам предложения. Разобрать существительные как часть речи.

V. Подведение итогов.

Учитель. Но лепестки не улетели из класса, выстроились в ряд. Они волшебные. Сзади какие-то буквы появились. (МОЛОДЦЫ)

- Если девочка хвалит вас, значит ей понравилось у нас на уроке. О чем же она узнала?

Дети. О признаках имен существительных. О том, чтобы грамотно писать, надо знать орфограммы в словах.

На память об уроке дети вручают гостям цветики-семицветики, вышитые изонитью.