Конспект открытого фронтального логопедического занятия по преодолению общего недоразвития речи в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Активизировать предметный, глагольный словарь, словарь прилагательных.
  2. Закреплять умение правильного построения словосочетаний и простых распространенных предложений через предметно-практическую деятельность.
  3. Обучать диалогической речи и формировать навыки построения описательного рассказа и умение правильно задавать вопросы.
  4. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  5. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование:

  1. Кукла.
  2. Одежда для куклы.
  3. Тазики (по количеству детей).
  4. Фартуки (по количеству детей).
  5. Кувшин (большой).
  6. Полотенце – 2.
  7. Мыло и мыльницы (по количеству детей).
  8. Клеенки (на стол для каждого ребенка).
  9. Магнитофон, диски, кассеты.
  10. Расчески (1 демонстрационная + 4 для каждого ребенка).
  11. Ширма.
  12. “Волшебная шкатулка”, “Чудесный мешочек”.
  13. Губка – 1.
  14. Схема для описания предметов – (1 – цвет (обозначение цвета), форма (геометрические фигуры), запах (изображение носа), твердость-мягкость (изображение камня и ваты), предназначение (знак вопроса)
  15. Сушилка для белья.
  16. Прищепки (разных цветов).
  17. Салфетки (для уборки).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Под музыку в группу входят дети и логопед.

Л: - Здравствуйте, уважаемые гости. Ребята, посмотрите, какие наши гости нарядные, красивые, улыбающиеся!. Поздоровайтесь с ними. (Дети смотрят на гостей и здороваются).
Л: - А вы не заметили ничего необычного среди гостей? (Дети: Много гостей.; А тут кукла грязная сидит).
Л: - И правда кукла. Несите ее сюда! (Один из детей берет куклу и отдает педагогу).
Л: -

Ах ты девочка чумазая
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.

Как вы думаете, как ее зовут, если ее имя начинается со звука А? (Дети перечисляют имена: Алиса, Алла, Алина, Анна, Анфиса). Много имен вы знаете, но зовут ее Алена!

2. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря прилагательных.

Л: - Алена просит вас помочь ей стать чистой, аккуратной. Вы хотите ей помочь? Что для этого нужно сделать? (Дети перечисляют: для этого надо ее помыть; постирать ей одежду; причесать).

Л: - А какие же предметы нам для этого нужны?

1 реб: - А я знаю, какой предмет нам надо (загадывает загадку):

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится. (Мыло).

2 реб: - И я знаю загадку (загадывает):

резинка – акулинка
пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала (Губка).

3 реб: - А можно я загадаю загадку?

Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
- Помойся, хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце).

После каждой загадки логопед спрашивает: “А этот предмет нужен для Алены?”

В процессе отгадывания загадок логопед демонстрирует предметы (достает из мешочка). Кроме того, после того как предмет отгадан, логопед задает вопрос, например: мыло какое? Губка какая? Полотенце какое? (для помощи используются схемы). Дети, пользуясь данными схемами, подбирают прилагательные.

Л: - Ну что, ребята, все запомнили, что нам необходимо для мытья и стирки? А Алена запомнила?

3. Выделение лишнего. Словообразование.

Л: - Итак, друзья, я приглашаю вас вместе с Аленой в страну Чистюль. (Открывается ширма и перед всеми появляется специально оборудованная часть группы. Столы, накрытые клеенкой, по количеству детей. На отдельном столе лежат принадлежности для стирки одежды и мытья куклы, а также предметы, не предназначенные для этих целей).

Кукла Алена удивляется: - Ой, как много тут разных предметов, а все ли эти предметы будут нам нужны? (Дети отвечают). Ну, тогда приготовьте все к работе. (Дети самостоятельно готовят свое рабочее место – берут тазы, мыло с мыльницей, салфетки, фартуки – все эти предметы кладут на свой стол. Во время подготовки рабочего места педагог задает детям вопросы: “ - У тебя тазик из чего сделан?” “-Из пластмассы – значит, он пластмассовый.” “Что пригодится тебе в работе: мыло или скакалка?” “Мыло нам пригодится, а скакалка не пригодится”.

Л: - Отгадайте, чего не хватает нам, чтобы начать работу:

Загадка:

Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, шумит. (Вода).

Дети: Нам не хватает воды.

Л: - Вот она у меня в кувшинчике есть! Какая она? (Дети отвечают: чистая, теплая, жидкая, речная, прозрачная, а логопед в это время наливает им воду в тазик, льет на руки, чтобы почувствовали на ощупь).

4. Физминутка + зрительная гимнастика (с использованием музыкального фона):

Л: - Дети, прежде чем начать работу, Алена предлагает вам сделать разминку.

Упражнение “Мою руки”.

Мыло бывает дети энергично “намыливают” руки, разминая
Разным-преразным ладони и пальцы.
Синим, Соединяют подушечки указательных пальцев.
Зеленым, Соединяют подушечки средних пальцев,
Оранжевым, Соединяют подушечки безымянных пальцев.
Красным. Соединяют подушечки мизинцев.
Но посмотрите скорее сюда Дети смотрят на педагога.
Глазки закройте, Закрывают глаза.
Вращайте слегка. Вращение глазами.
И открываем – Открывают глаза и моргают.
Дружно моргаем. Отображают эмоцию удивления, поднимают
Но не пойму вверх брови, округлить глаза, расслабить
Отчего же всегда мышцы глаз.
Черной-пречерной бывает вода. Поднять вверх плечи, развести руки в стороны.

5. Предметно-практическая деятельность. Словосочетание и предложение.

Л: - Пошли работать?

Д: - Пошли!

(Один из детей: - Алена, я хочу тебя помыть! Алена: - Спасибо!).

Л: - Дети, если Настя будет мыть Алену, то мы постираем ее одежду. Скорей снимай одежду, Настя. (Настя снимает платье).
Л: - Кто будет стирать платье? (Я буду стирать платье).
Л: - Кто будет стирать кофту? (Я буду стирать кофту).
Л: -Кто будет стирать берет? (Я буду стирать берет).

(Дети приступают к работе).

Л: - А я посмотрю, ловкие ли у вас руки, умеете ли вы работать быстро и качественно.

(Логопед, пока дети выполняют работу, подходит к каждому ребенку и спрашивает: - Что ты будешь делать? Как у тебя дела? И т.д.)

затем дети развешивают одежду на сушилку для белья (Л: - Алин, а тебе нравятся красные прищепки? Алеша, а какие прищепки выберешь ты?. Дети сопровождают свои действия словами: “Я возьму красные прищепки…”).

Л: - Работа выполнена, что нужно сделать дальше? (Д: - Убрать свое рабочее место).
Л: - Раз закончили, убрали. Все готово, пусть белье сохнет, а мы пойдем дальше. (Ширма закрывается).

6. Физминутка.

Л: - Ребята, обратите внимание на Алену, какая она стала? (Д: Чистая, опрятная, аккуратная). Она очень рада.
Д: - И мы за нее рады.
Л: - Порадуемся вместе с Аленой!

(Дети выполняют движения соответственно тексту).

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись
И остановились.

7. Диалогическая речь. Игра “Секрет”.

Л: - Ребята, Алена очень любит играть. Вы хотите поиграть вместе с ней в секрет?

Логопед от лица Алены: -У меня в сундучке секрет. Отгадать его вы сможете, если правильно зададите мне вопросы. Кто первый хочет задать вопрос?

- Этот предмет живой или неживой? (Неживой).
- Из чего он сделан? (Из пластмассы).
- Он твердый или мягкий? (Твердый).
- Для чего он нужен? (Чтобы быть опрятным и аккуратным).
- С какого звука начинается его название? (Со звука Р).
- А в этой комнате это предмет есть? (Есть).
- А тебе Алена этот предмет понадобится? (Да).

(Дети догадываются, что это расческа. Педагог достает из шкатулки расческу и демонстрирует ее детям).

8. Связная речь.

Алена: - Да это расческа! А кто может ее описать, какая она?

Л: - Я хочу детям помочь. Вот по этой схеме они тебе и расскажут (Эта расческа….. Один из детей дает небольшой описательный рассказ).

9. Итог занятия.

А: - Ребята, я благодарю вас за помощь. Вы так дружно работали и очень понравились мне, поэтому я приготовила для вас сюрприз. Я хочу чтобы вы тоже были всегда опрятными, аккуратными и дарю вам эти замечательные расчески. (Дети принимают подарок, благодарят Алену).

Алена: - Вам они понравились? Ну а мне пора идти. До свидания.

Л: - Дети, вам понравилась встреча с Аленой? А чем понравилась?

(Педагог слушает ответы детей, благодарит их за работу).

- До новой встречи, ребята! (Звучит музыка).