Задачи:
- Активизировать предметный, глагольный словарь, словарь прилагательных.
- Закреплять умение правильного построения словосочетаний и простых распространенных предложений через предметно-практическую деятельность.
- Обучать диалогической речи и формировать навыки построения описательного рассказа и умение правильно задавать вопросы.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование:
- Кукла.
- Одежда для куклы.
- Тазики (по количеству детей).
- Фартуки (по количеству детей).
- Кувшин (большой).
- Полотенце – 2.
- Мыло и мыльницы (по количеству детей).
- Клеенки (на стол для каждого ребенка).
- Магнитофон, диски, кассеты.
- Расчески (1 демонстрационная + 4 для каждого ребенка).
- Ширма.
- “Волшебная шкатулка”, “Чудесный мешочек”.
- Губка – 1.
- Схема для описания предметов – (1 – цвет (обозначение цвета), форма (геометрические фигуры), запах (изображение носа), твердость-мягкость (изображение камня и ваты), предназначение (знак вопроса)
- Сушилка для белья.
- Прищепки (разных цветов).
- Салфетки (для уборки).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Под музыку в группу входят дети и логопед.
Л: - Здравствуйте, уважаемые гости.
Ребята, посмотрите, какие наши гости нарядные,
красивые, улыбающиеся!. Поздоровайтесь с ними.
(Дети смотрят на гостей и здороваются).
Л: - А вы не заметили ничего необычного
среди гостей? (Дети: Много гостей.; А тут кукла
грязная сидит).
Л: - И правда кукла. Несите ее сюда! (Один
из детей берет куклу и отдает педагогу).
Л: -
Ах ты девочка чумазая
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Как вы думаете, как ее зовут, если ее имя начинается со звука А? (Дети перечисляют имена: Алиса, Алла, Алина, Анна, Анфиса). Много имен вы знаете, но зовут ее Алена!
2. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря прилагательных.
Л: - Алена просит вас помочь ей стать чистой, аккуратной. Вы хотите ей помочь? Что для этого нужно сделать? (Дети перечисляют: для этого надо ее помыть; постирать ей одежду; причесать).
Л: - А какие же предметы нам для этого нужны?
1 реб: - А я знаю, какой предмет нам надо (загадывает загадку):
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится. (Мыло).
2 реб: - И я знаю загадку (загадывает):
резинка – акулинка
пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала (Губка).
3 реб: - А можно я загадаю загадку?
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
- Помойся, хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце).
После каждой загадки логопед спрашивает: “А этот предмет нужен для Алены?”
В процессе отгадывания загадок логопед демонстрирует предметы (достает из мешочка). Кроме того, после того как предмет отгадан, логопед задает вопрос, например: мыло какое? Губка какая? Полотенце какое? (для помощи используются схемы). Дети, пользуясь данными схемами, подбирают прилагательные.
Л: - Ну что, ребята, все запомнили, что нам необходимо для мытья и стирки? А Алена запомнила?
3. Выделение лишнего. Словообразование.
Л: - Итак, друзья, я приглашаю вас вместе с Аленой в страну Чистюль. (Открывается ширма и перед всеми появляется специально оборудованная часть группы. Столы, накрытые клеенкой, по количеству детей. На отдельном столе лежат принадлежности для стирки одежды и мытья куклы, а также предметы, не предназначенные для этих целей).
Кукла Алена удивляется: - Ой, как много тут разных предметов, а все ли эти предметы будут нам нужны? (Дети отвечают). Ну, тогда приготовьте все к работе. (Дети самостоятельно готовят свое рабочее место – берут тазы, мыло с мыльницей, салфетки, фартуки – все эти предметы кладут на свой стол. Во время подготовки рабочего места педагог задает детям вопросы: “ - У тебя тазик из чего сделан?” “-Из пластмассы – значит, он пластмассовый.” “Что пригодится тебе в работе: мыло или скакалка?” “Мыло нам пригодится, а скакалка не пригодится”.
Л: - Отгадайте, чего не хватает нам, чтобы начать работу:
Загадка:
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, шумит. (Вода).
Дети: Нам не хватает воды.
Л: - Вот она у меня в кувшинчике есть! Какая она? (Дети отвечают: чистая, теплая, жидкая, речная, прозрачная, а логопед в это время наливает им воду в тазик, льет на руки, чтобы почувствовали на ощупь).
4. Физминутка + зрительная гимнастика (с использованием музыкального фона):
Л: - Дети, прежде чем начать работу, Алена предлагает вам сделать разминку.
Упражнение “Мою руки”.
Мыло бывает | дети энергично “намыливают” руки, разминая |
Разным-преразным | ладони и пальцы. |
Синим, | Соединяют подушечки указательных пальцев. |
Зеленым, | Соединяют подушечки средних пальцев, |
Оранжевым, | Соединяют подушечки безымянных пальцев. |
Красным. | Соединяют подушечки мизинцев. |
Но посмотрите скорее сюда | Дети смотрят на педагога. |
Глазки закройте, | Закрывают глаза. |
Вращайте слегка. | Вращение глазами. |
И открываем – | Открывают глаза и моргают. |
Дружно моргаем. | Отображают эмоцию удивления, поднимают |
Но не пойму | вверх брови, округлить глаза, расслабить |
Отчего же всегда | мышцы глаз. |
Черной-пречерной бывает вода. | Поднять вверх плечи, развести руки в стороны. |
5. Предметно-практическая деятельность. Словосочетание и предложение.
Л: - Пошли работать?
Д: - Пошли!
(Один из детей: - Алена, я хочу тебя помыть! Алена: - Спасибо!).
Л: - Дети, если Настя будет мыть Алену,
то мы постираем ее одежду. Скорей снимай одежду,
Настя. (Настя снимает платье).
Л: - Кто будет стирать платье? (Я буду
стирать платье).
Л: - Кто будет стирать кофту? (Я буду
стирать кофту).
Л: -Кто будет стирать берет? (Я буду
стирать берет).
(Дети приступают к работе).
Л: - А я посмотрю, ловкие ли у вас руки, умеете ли вы работать быстро и качественно.
(Логопед, пока дети выполняют работу, подходит к каждому ребенку и спрашивает: - Что ты будешь делать? Как у тебя дела? И т.д.)
затем дети развешивают одежду на сушилку для белья (Л: - Алин, а тебе нравятся красные прищепки? Алеша, а какие прищепки выберешь ты?. Дети сопровождают свои действия словами: “Я возьму красные прищепки…”).
Л: - Работа выполнена, что нужно
сделать дальше? (Д: - Убрать свое рабочее место).
Л: - Раз закончили, убрали. Все готово,
пусть белье сохнет, а мы пойдем дальше. (Ширма
закрывается).
6. Физминутка.
Л: - Ребята, обратите внимание на Алену,
какая она стала? (Д: Чистая, опрятная, аккуратная).
Она очень рада.
Д: - И мы за нее рады.
Л: - Порадуемся вместе с Аленой!
(Дети выполняют движения соответственно тексту).
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись
И остановились.
7. Диалогическая речь. Игра “Секрет”.
Л: - Ребята, Алена очень любит играть. Вы хотите поиграть вместе с ней в секрет?
Логопед от лица Алены: -У меня в сундучке секрет. Отгадать его вы сможете, если правильно зададите мне вопросы. Кто первый хочет задать вопрос?
- Этот предмет живой или неживой? (Неживой).
- Из чего он сделан? (Из пластмассы).
- Он твердый или мягкий? (Твердый).
- Для чего он нужен? (Чтобы быть опрятным и
аккуратным).
- С какого звука начинается его название? (Со
звука Р).
- А в этой комнате это предмет есть? (Есть).
- А тебе Алена этот предмет понадобится? (Да).
(Дети догадываются, что это расческа. Педагог достает из шкатулки расческу и демонстрирует ее детям).
8. Связная речь.
Алена: - Да это расческа! А кто может ее описать, какая она?
Л: - Я хочу детям помочь. Вот по этой схеме они тебе и расскажут (Эта расческа….. Один из детей дает небольшой описательный рассказ).
9. Итог занятия.
А: - Ребята, я благодарю вас за помощь. Вы так дружно работали и очень понравились мне, поэтому я приготовила для вас сюрприз. Я хочу чтобы вы тоже были всегда опрятными, аккуратными и дарю вам эти замечательные расчески. (Дети принимают подарок, благодарят Алену).
Алена: - Вам они понравились? Ну а мне пора идти. До свидания.
Л: - Дети, вам понравилась встреча с Аленой? А чем понравилась?
(Педагог слушает ответы детей, благодарит их за работу).
- До новой встречи, ребята! (Звучит музыка).