Региональный компонент и интегративный подход как приоритетные составляющие метода проектов в образовательной области "Технология"

Разделы: Технология


Сегодня жизнь заставляет людей понимать, что воспитание подрастающих поколений – гарант цивилизованного будущего. А успех процесса обучения зависит именно от уровня воспитанности учащихся, сформированности их мотивационной сферы, развития познавательных способностей, интересов и склонностей. И в этом процессе лидирующая роль принадлежит проектному методу, как средству воздействия на огромные силы и потенциал возможностей растущей личности. Актуальность использования проектного метода подтверждается практикой. Результаты исследований наших учащихся остаются не только в напечатанном или электронном виде, а получают востребованную путёвку в жизнь. Дизайн-проекты “Роман с деревом” и “Египет в сердце моём навсегда” реализованы на практике в частных помещениях. “Куклы – наши помощники” используются традиционно на детских утренниках, ярмарках, в группе продлённого дня. Готовые изделия краеведческого проекта “Край родной, навек любимый” стали составной частью интерьера гимназии. Молодёжные модели женского костюма “Юность Липецка” и “Липецкая весна” эксклюзивно зарекомендовали себя на выпускных вечерах.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет развивать многогранность личности, кругозор и вкус автора, отражает его индивидуальность и сопричастность судьбам малой родины. Воздействие на личность школьника краеведческого материала – психологическая и методическая сфера, нуждающаяся в дополнительных исследовательских изысканиях. Ученым предстоит сделать еще не одно открытие и написать не одну статью о липецкой земле, но приучать детей к творчеству, развивать у них интерес к краеведению надо уже сейчас. Это и есть настоящее воспитывающее обучение.

Верно подмечено у народа: “Без корней и полынь не жилец”. Поэтому мы стараемся научить детей не столько любоваться красотами родных мест, а, прежде всего, помогаем увидеть родной край, проникнуться его проблемами. Приучать к этому следует постепенно, исподволь, накапливая опыт и сохраняя народные традиции, наши корни.

И как показывает практика, такими возможностями обладает интеграционная деятельность, где решающую роль играет сплочённость действий администрации, учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования, учащихся и их родителей. Мы сознательно сохраняем и развиваем традиции интеграционного подхода, делая особый акцент в работе на интеграцию учебных предметов и досуга, что позволяет высветить, выявить “душу” в каждом ребёнке, независимо от его положительного или отрицательного характера.

Интеграционный подход оказывает существенное влияние на урочную деятельность и при этом позволяет:

  • объединить учащихся творческой деятельностью в соответствии с желаниями и природными данными;
  • стимулировать учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повысить мотивацию в обучении по ряду общеобразовательных курсов;
  • оказать практическую помощь в выборе его индивидуально-профессионального пути;
  • создать ситуацию успеха учащимся и педагогам.

В результате интеграционной деятельности происходит не простое “слоистое” или рядоположенное приращение информации, а формируется совершенно новая структура знания, более качественная, с новыми свойствами и воспитательными возможностями.

В настоящее время в гимназии №19 накоплен большой опыт проведения интегрированных уроков и мероприятий по технологии и литературе; технологии и МХК; истории; иностранному языку, краеведению, биологии, ИЗО, музыке и дополнительному образованию. Наиболее продуктивными показали себя следующие формы: музыкально-литературные салоны, тематические праздники, музыкально-познавательные шоу, предметные недели, дни открытых дверей для родителей, спектакли.

Достижения учащихся гимназии №19 г.Липецка во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии

Дата

Возраст

Муниципальный этап

Региональный

этап

Название проекта

2000-2001г.: 9 класс 3 место среди 9-11 классов 2 место среди 9-11 классов Коллективный творческий проект “Милые наши игрушки – счастливая сказка детства”
2001-2002г.: 10 класс 2 место 2 место Диванные подушки “Милый сердцу уголок”
2003-2004г.: 10 класс 1 место 2 место Дизайн-проект “Роман с деревом”
10 класс 1 место 2 место Дизайн-проект “Египет в сердце моём навсегда”
9 класс 4 место 4 место в общем зачёте; 1 место – практическая часть проекта Творческий проект “Встречай Гжель-птицу, Липецкий край!” (вышивка)
2004-2005г.: 9 класс 2 место 4 место Творческий проект “Куклы – наши помощники” (рукоделие)
2005-2006г.: 11 класс 1 место 4 место Наряд для выпускного вечера “Юность Липецка” (моделирование)
9 класс 2 место 1 место* Творческий проект “Домик в деревне” (лоскутный дизайн)
2006-2007г.: 10 класс 2 место б/л Молодёжный комплект одежды “Липецкая весна” (батик)
9 класс 1 место 1 место** Творческий проект “Край родной, навек любимый!” (лоскутный дизайн, аппликация, батик)
2007-2008г.: 10 класс 1 место *** Лоскутный дизайн в коллекции неукротимой моды “Время и стиль”
9 класс 3 место *** Бисерная мозаика “Венок любви”
9 класс 4 место *** “Ритм – вдохновение - творчество” (бисероплетение)

*Примечание:

*в 2005-2006 учебном году девушки 9-х классов на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии не направлялись.
** На региональном этапе защита проектов была заменена на практическую часть.
*** Срок проведения регионального этапа в 2007-2008 уч.году - 26 января 2008г.

В 2001 году, начиная с первой олимпиады, мы выбрали приоритетное направление деятельности – делать акцент на региональный компонент при выполнении практической части творческого проекта. Хочется отметить, что нами выбран правильный путь: проекты учащихся нашей гимназии получают самые высокие оценки жюри. Стоит отметить, что положительные отзывы получают как индивидуальные, так и коллективные творческие проекты.

Практическая значимость разработанных и выполненных проектов неоспорима, так как они продолжают жить, приносить пользу, пополняют и обновляют материальную базу двух воспитательных центров в нашей гимназии: музея исторического костюма и музея “Липецкая капитанская дочка”. Использование результатов проектной деятельности в качестве экспонатов этих музеев позволяет достигать глубокого погружения в эпоху при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Начиная с 2004г., учащиеся гимназии №19 являются самыми активными участниками культурно-массовых акций на муниципальном и региональном уровне. Приглашения поступают от Управления культуры, Департамента образования администрации города Липецка, Управления образования и науки Липецкой области, дирекции Фонда научного краеведения, администрации Нижнего парка. Сопричастность к судьбам малой Родины, активная жизненная позиция подрастающего поколения - всё это качественным образом связано с научно-исследовательской и творческой активностью обучающихся, разрабатывающих и реализующих свои творческие замыслы.

Выполненные в рамках предмета технологии, результаты исследовательской деятельности используются в гимназии при подготовке музыкально-познавательных шоу: “История костюма на Руси”, “Франция – законодательница моды”, “На подиуме только юноши”, “Костюм как зеркало истории”. Такие шоу объединяют от двадцати до шестидесяти учащихся под руководством нескольких педагогов. С 2005 года на страницах школьного сайта (www.moug19.lipetsk.ru), стартовал очередной творческий проект “Букет, достойный женской красоты”.

Как показывает анализ проектно-исследовательской деятельности, учащиеся с удовольствием занимаются такой работой, следует лишь учитывать возраст и наклонности ребёнка. Часто успех достигается благодаря взаимодействию не только “ученик-учитель”, но и “гимназия-семья”. На это стоит обратить особое внимание, так как новый 2008 год объявлен “Годом семьи”. Родители учащихся гимназии №19 – это не только отзывчивые зрители и благосклонные почитатели талантов своих детей. Это, прежде всего, наши единомышленники, активные участники и полноправные субъекты воспитательного процесса в нашем инновационном образовательном учреждении.

На результат выполнения исследовательского и творческого проекта оказывает значение сотрудничество с центром декоративно-прикладного искусства и домами творчества, экскурсии, посещение музеев, выставок-ярмарок, кружков по интересам. Всё это развивает интерес к творчеству, пробуждает инициативу.

Оглянемся в прошлое – какое счастье найти в прошедших веках ниточку связи с собственным существованием! Народное искусство Ельца и города Романова, Хохломская роспись и лозоплетение сохранили свою самобытность до наших дней. Тайны мастерства хранились и передавались из поколения в поколение, от учителя к ученику - таков был путь к совершенству. Но у каждого мастера свой характер, своё настроение. Вот почему в разных селах возникали свои ремесла и промыслы. А так как каждый мастер делал все сам от начала и до конца, то двух одинаковых вещей не встречалось.

Поэтому, приступая к работе, каждый учащийся выбирает свою тему творческого проекта и решает задачи интеллектуального и практического характера. Обратившись к различным источникам, готовит историческую справку с использованием краеведческого материала; определяет для себя условия реализации цели, т.е. какие для этого необходимы знания, умения, материалы, инструменты. Бывают случаи, когда проект носит комплексный характер, тогда при его выполнении могут использоваться знания и умения не только по разделам программы, но и выходящие за её рамки.

Учитывая многогранность и многофункциональность идеи, характер создаваемой композиции, проект планируется выполнять в группе, т.е. он может быть коллективным. В этом случае композиционные элементы готовятся в разной технике, но в рамках одной идеи. Это производит целостное впечатление, и при этом каждый элемент прост и доступен в изготовлении. Такой подход использовался авторами при подготовке проектов “Милые наши игрушки – счастливая сказка детства”, “Край родной, навек любимый!”, “Роман с деревом”.

Встречаются проекты, когда необходимо подчеркнуть динамику событий, отражённых в основной идее. Тогда следует воспользоваться различными видами декоративно-прикладного творчества, отразить, если возможно, разные времена года или динамику местности. В качестве примера можно назвать идею оформления проекта “Край родной, навек любимый!”.

Использование разнообразных подсобных материалов позволит создать неисчерпаемые возможности для развития детского творчества, фантазии и поиску нового. А внедрение в процесс работы современных технологий позволит идти в ногу со временем. (Проект “Куклы – наши помощники” и лоскутный дизайн в коллекции неукротимой моды “Время и стиль”).

При этом задача учителя заключается в том, чтобы помочь автору проекта почувствовать себя творцом, чтобы после первых робких шагов работа приобрела зримые очертания. Задача научного консультанта проекта – помочь начинающему исследователю найти оригинальный и универсальный способ усвоения и применения знаний по краеведению в области технологии, используя при этом метод сбора и обработки информации, анализ справочной литературы и обобщения результатов. Немаловажное значение при этом играет защита проекта, где аккордными моментами являются форма защиты проекта, музыкальной сопровождение, внешний вид, декорации.

Таким образом, приоритетным направлением при разработке творческих и исследовательских проектов в области Технология мы избрали широкое и целенаправленное введение в учебный процесс регионального компонента. Реализация данной цели базируется на интегративном подходе, объединяя в одно целое усилия всех субъектов образовательного процесса.

С каждым годом Липецк становится всё интересней и значительней. А в 2006 году по праву был назван “Жемчужиной Черноземья”!

А городу всего-то 300 лет! Ровесник Санкт-Петербурга! Но то столица, европейский масштаб! А наш городок?

Провинция… Романовские игрушки…

А раньше что? Слобода Липские заводы… Но какие заводы!!! Сам царь Пётр повелел их строить, и на домнах лить ядра и пушки – “арсенал Российского Флота”!

А XIX и XX века оставили свои визитные карточки: знаменитый курорт “Липецкие минеральные воды”, Нижний парк и Петровский спуск…

Так и живёт наш город.

Хорошеет с каждым днём!

Все эти события отражены в практической части творческого проекта учащейся 9 класса Хлустиковой Наталии, ставшей победителем муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии, победителем Универсиады в 2007г.

(Защита коллективного творческого проекта “Край родной, навек любимый” проходит в сопровождении мультимедийной презентации)