Встречи с художественными произведениями способны оставить в душе младшего школьника след на всю жизнь. Благодаря этим встречам начинается приобщение ребенка к высшим понятиям бытия: добро и зло; жизнь и смерть, бессмертие; любовь, смысл жизни. Педагогический опыт показал, что младшие школьники способны на своем уровне воспринимать духовно-нравственные знания, что является одним из путей формирования духовно-нравственного опыта у учащихся. “ Кто не будит в своем ребенке духовного начала, тот отдает его во власть его инстинктивных влечений. Свобода есть начало великое, творческое и драгоценное, но она не есть свобода от совести и чести. Напротив, духовное воспитание ни только не исключает свободу, но подготавливает человека к ней и к творческому наслаждению ею.” (Ильин)
Поэтому обучение и воспитание младших школьников должно быть направлено на то, чтобы разбудить чувства ребенка духовно – нравственным содержанием.
Изречение И.С.Тургенева: “ Любовь сильнее смерти и страха смерти, только любовью держится и движется жизнь” становится понятным младшим школьникам при знакомстве со “ Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях”.
При знакомстве со стихотворением Ф.И.Тютчева “ Чародейкою Зимою…” дети приходят к пониманию “ Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык”.
К такому выводу приходят школьники в ходе исследовательской деятельности. Урок, построенный в форме диалога дает возможность каждому учащемуся высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением других. Рождается поиск истины, что, несомненно, является одним из эффективных способов получения знаний.
Философский аспект преподавания на уроках чтения в начальных классах.
Соприкосновение читателя с таинством пушкинских произведений начинается в раннем детстве. Имя творца, черты его лица знакомы детям еще до школы. У каждого возраста свой Пушкин. Для младшего школьника Пушкин, прежде всего, сказочник. Затаив дыхание слушают дети о том, как
…царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан.
Маленькие читатели сопереживают героям сказок, радуются вместе с ними, торжествуют победу добра
Обнимает он царицу
И сынка, и молодицу.
И садятся все за стол,
И веселый пир пошел.
Встречи со сказками А.С.Пушкина способны оставить след в душе маленького школьника на всю жизнь. Благодаря этим первым встречам начинается их приобщение к высшим понятиям бытия: добро и зло; жизнь, смерть, бессмертие; любовь; смысл жизни. Как показывает общение с учителями начальных классов, изучение статей журнала “Начальная школа”, а также наблюдения, сделанные на уроках чтения, младшие школьники способны на своем уровне воспринимать духовные знания, что является одним из путей духовного развития. Постижение пушкинских сказок- очень сложная задача для ребенка. Требуется движение мысли, глубокий анализ и оценка поведения сказочных персонажей. Поиск истины увлекает школьника. И он открывает для себя тайны бытия, соизмеряя их со своим внутренним миром.
Все большее количество педагогов ищет и находит пути духовного просвещения своих питомцев. Я же выбрала философское осмысление сказок А.С.Пушкина.Младшие школьники уже в первом классе знакомятся со сложнейшим произведением А.С.Пушкина – социально-философской сатирической “Сказкой о рыбаке и рыбке”,мораль которой не сводится к порицанию жадности. Она обличает неблагодарность, жестокость, ставит проблему власти и рабства:
Воротись, поклонись рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была бы у меня на посылках.
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Размышления над содержанием “Сказки о золотом петушке” углубляют знания детей о добре и зле, показывают губительную силу коварства и искушения, заставляют заглянуть в “ тайные уголки” своей души: “Не притаилось ли где искушение? Способен ли я устоять перед обманом?”
Изречение И.С.Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти, только любовью держится и движется жизнь” становится понятным младшим школьникам при знакомстве со “ Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях”.
Осмысление “Сказки о попе и работнике его Балде” приобщает детей к корням русской истории, воспитывает уважение к русскому характеру, когда за кажущей простотой и глупостью, скрывается ум, смекалка, широта души русского мужика.
“ Кто не будит в своем ребенке духовного начала, тот отдает его во власть его инстинктивных влечений. Свобода есть начало великое, творческое и драгоценное, но она не есть свобода от совести и чести. Напротив, духовное воспитание не только не исключает свободу, но подготавливает человека к ней и к творческому наслаждению ею”. ( Ильин).
Поэтому, обучение и воспитание младших школьников должно быть направлено на то, чтобы разбудить чувства ребенка духовно- нравственным содержанием.
Анализ книг по литературному чтению помогает обнаружить художественные произведения, в которых затрагиваются духовные проблемы. Не рассматривая подробно всей методики работы над текстами, остановимся на моментах выявления духовно-нравственного содержания.
При знакомстве со стихотворением Ф.И.Тютчева “Чародейкою Зимою,,,” дети приходят к пониманию
“ Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык!”
Перед любым ли человеком природа раскроет ослепительную красоту? Нет.
“ Кто красоту не может защитить, ее златой награды не достоин”. ( Шекспир)
Красота способна возвысить человека, сделать его душу чище, наполнить музыкой.
Философское осмысление народных сказок способствует приобщению младших школьников к культуре мира.
Что объединяет сказки “Догадливые братья” (узбекская народная сказка), “Сказка про козла Козьму Микитича” (украинская народная сказка), “По-щучьему велению”, “Каша из топора” (русские народные сказки)? А чем отличаются? У каждого народа своя, особенная, неповторимая культура. А что особенно ценно в любом народе? Сказки корнями уводят нас в глубокую древность, но мы делаем неожиданное открытие: “Мудрость – вот то качество, которое ценно во все времена, во всех народах”.
“Что за прелесть эти сказки! В них сердце народа, тайны его души, заветные думы и чаяния, глубокая вера в справедливость и счастье, в победу добра над злом”. К такому выводу приходят младшие школьники в ходе исследовательской деятельности. Урок, построенный в форме диалога, дает возможность каждому учащемуся высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением других. Рождается поиск истины, что, несомненно, является одним из эффективных способов получения знаний.