Цели урока:
- Обобщить и повторить знания, связанные с темой “Время”.
- Расширять знания детей о календарном времени.
- Формировать вычислительные навыки; навыки решения задач.
- Работать над развитием внимания, памяти, математической речи.
- Воспитание бережного отношения к времени.
Ход урока.
I . Организационное начало урока.
- Оцените свое настроение: отличное – красный карандаш,
хорошее – зеленый,
не очень – синий.
- Каким вы хотите, чтобы получился урок?
- А вы поможете мне провести такой урок?
Для этого надо думать, анализировать, догадываться, быстро и четко отвечать.
- Запишите в тетради сегодняшнее число.
14 декабря.
Классная работа.
- Что вы можете рассказать об этом дне?
(Четырнадцатый день зимы, четверг, до Нового года осталось 17 дней…)
II. Чистописание.
Анализ образца цифры.
Письмо цифры по инструкции учителя.
- Напишите цифру 7 три раза, еще два раза.
- Напишите 2 раза по три цифры.
- Допишите до конца строки.
III. Актуализация знаний.
1. Индивидуальные задания.
2800 : 10 : 40 =
3900 : 10 : 13 =
(100 – 4) : 8 =
18 х 20 + 5 =
(72 – 48) : 1 =
240 : 40 х 10 =
- Найти площадь фигуры.
2. Работа с классом. Приложение
- В каждом столбике только один правильный ответ.
IV. Фронтальная работа.
- Рассмотрите числа. 5 м; 15 см; 25 кг; 35 дм; 45 ч.
- Что интересного в ряде чисел?
(Числа увеличиваются на 10; в разряде единиц у них – цифра 5; все числа именованные)
- Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел.
(Нельзя сложить, так как это значения разных величин)
- Единицы измерения каких величин здесь есть?
(Длины, площади, массы, объема, времени)
- А разве время является величиной?
(Да, его можно измерить и результат измерения выразить числом)
- Какие единицы измерения времени вы знаете?
(Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)
- Расположите в порядке убывания названия этих временных понятий.
Тысячелетие век год месяц неделя сутки час минута секунда
V. Постановка проблемы.
- Как человек ориентируется во времени? Что ему помогает?
(Часы, календари)
Под Новый год пришел он в дом
Таким нарядным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
- А что такое календарь? Каким календарем мы пользуемся? Когда он возник?
VI. Объявление темы урока. Открытие нового знания.
- На эти и другие вопросы мы с вами постараемся ответить в ходе нашего урока, поближе познакомимся с календарем и научимся с ним работать.
- Посмотрите на выставку календарей.
- Давайте прочтем определение календаря, данное в большой Российской энциклопедии 1889…года.
Перед вами календари, собранные вами на конкурс “Самый древний календарь”. Это карманные, отрывные, настольные, настенные календари. По роду материала который в них собран календари могут быть спортивные, медицинские, школьные, домашние, звездные, женские, музыкальные, сельские и т.п.
- Как вы видите вид календарей различен, но во всех них мы можем увидеть распределение года по дням и месяцам. Сейчас мы пользуемся календарем, составленным в 1582 году Григорием 13 – папой Римским, и называется он григорианским (“новый стиль”).
До этого исчисление велось по Юлианскому календарю (“старый стиль”). В православных церквях до сих пор придерживаются старого стиля.
VII. Первичное закрепление.
- А сейчас проведем игру “Счастливый случай” между командами “Архимеды” и
“Интеллектуалы”. (Представление команд)
Команды готовы? Начали.
Гейм 1. “Ты – мне, я – тебе”
Команды задают друг другу по вопросу, подготовленному дома.
- Какой календарь появился раньше Юлианский или Григорианский? (Юлианский)
- Кто из царей ввел праздник, отмечавшийся 1 раз в 4 года. (Птолемей)
Гейм 2. “Гонка за лидером”
Время на ответы – 1 минута.
Вопросы для команд. Если команда не смогла ответить на вопрос, вопрос передается другой команде.
- Кто изобрел один из удачных календарей? (Древние Египтяне)
- Сколько длился год по этому календарю? (12 месяцев по 30 дней)
- Зачем в этот календарь добавили 5 дней? (Год получился слишком коротким, Сириус опаздывал на 5 дней)
- В честь кого назван Юлианский календарь? (Юлий Цезарь, в 46 году до нашей эры, год 365 дней, каждый четвертый – високосный)
- Что такое “високосный год”?
- Почему пришлось делать реформу Юлианскому календарю? (за 128 лет накапливались сутки, и к 1582 году накопилось 10 суток)
- В чем заключалась эта реформа? (Григорианский календарь поправил ошибку в 10 дней, договорились что года, оканчивающиеся двумя нулями будут считаться високосными, если число сотен в них делится на 4 без остатка)
- Какие годы считаются високосными?
- Когда в России перешли на Григорианский календарь? (2 февраля 1918г.)
- Какая разница между старым и новым стилями? (13 дней)
Гейм 3. “ Темная лошадка”
- Что означают эти иллюстрации?
Гейм 4. “ Заморочки из бочки”
У каждого участника свой календарик.
Участники достают из бочки номер задания из учебника (Петерсон Л.Г. 3 кл)
Стр. 51 №1, №2, №3, №4,
Подведение итогов игры
-У команды “Архимеды” - __ баллов
-У команды “Интеллектуалы” - __ баллов.
VIII. Повторение ранее изученного.
1) -А сейчас выполним задание 18 на странице 55 (Петерсон Л.Г. 3 кл) и расшифруем имя среднеазиатского математика и поэта, предложившего одну из самых интересных и точных систем календаря.
- Омар Хайям руководил реформой старого персидского календаря. Согласно дошедшей до нас легенде в календаре Хайяма на каждые 33 года приходится 8 високосных лет, вследствие чего ошибка в один день накапливается в течение 5000 лет, в то время как в нашем григорианском календаре та же ошибка накапливается за 3300 лет. Однако в действительности Хайям реформу календаря до конца довести не успел.
2) Задание на внимание.
- Расшифруйте запись
RFДQWZЕLWЛSWGУQJ ВSFDРZRUEGFМIYQЯNI DSПWRОSIТYNEVXWIE SQWЧGIUASWRYCVJLR |
“ Делу – время, потехе – час”
- Как вы понимаете пословицу?
(Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньшая.)
- Ребята, это любимая пословица Петра 1.
IX. Проверка индивидуальных заданий у доски.
2800 : 10 : 40 = 7
3900 : 10 : 13 = 30
(100 – 4) : 8 = 12
18 х 20 + 5 = 365
(72 – 48) : 1 = 24
240 : 40 х 10 = 60
- Внимательно посмотрите на значения выражений.
С чем связаны эти числа?
7 дней в неделе;
30 дней в месяце;
12 месяцев и 365 дней в году;
24 часа в сутках;
60 минут в часе и 60 секунд в минуте)
X. Оценивание.
- Оцените свою работу на уроке.
Красный – работал в полную силу;
Зеленый – работал хорошо;
Синий – мог работать лучше.
Выставление оценок за урок.
Дома: стр. 52, - 7,8; - 14 (по желанию).