Урок математики в 3-м классе на тему "Единицы времени. Календарь"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить и повторить знания, связанные с темой “Время”.
  • Расширять знания детей о календарном времени.
  • Формировать вычислительные навыки; навыки решения задач.
  • Работать над развитием внимания, памяти, математической речи.
  • Воспитание бережного отношения к времени.

Ход урока.

I . Организационное начало урока.

- Оцените свое настроение: отличное – красный карандаш,

хорошее – зеленый,
не очень – синий.

- Каким вы хотите, чтобы получился урок?

- А вы поможете мне провести такой урок?

Для этого надо думать, анализировать, догадываться, быстро и четко отвечать.

- Запишите в тетради сегодняшнее число.

14 декабря.

Классная работа.

- Что вы можете рассказать об этом дне?

(Четырнадцатый день зимы, четверг, до Нового года осталось 17 дней…)

II. Чистописание.

Анализ образца цифры.

Письмо цифры по инструкции учителя.

- Напишите цифру 7 три раза, еще два раза.

- Напишите 2 раза по три цифры.

- Допишите до конца строки.

III. Актуализация знаний.

1. Индивидуальные задания.

2800 : 10 : 40 =

3900 : 10 : 13 =
(100 – 4) : 8 =
18 х 20 + 5 =
(72 – 48) : 1 =
240 : 40 х 10 =

  • Найти площадь фигуры.

2. Работа с классом. Приложение

- В каждом столбике только один правильный ответ.

IV. Фронтальная работа.

- Рассмотрите числа. 5 м; 15 см; 25 кг; 35 дм; 45 ч.

- Что интересного в ряде чисел?

(Числа увеличиваются на 10; в разряде единиц у них – цифра 5; все числа именованные)

- Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел.

(Нельзя сложить, так как это значения разных величин)

- Единицы измерения каких величин здесь есть?

(Длины, площади, массы, объема, времени)

- А разве время является величиной?

(Да, его можно измерить и результат измерения выразить числом)

- Какие единицы измерения времени вы знаете?

(Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)

- Расположите в порядке убывания названия этих временных понятий.

Тысячелетие век год месяц неделя сутки час минута секунда

V. Постановка проблемы.

- Как человек ориентируется во времени? Что ему помогает?

(Часы, календари)

Под Новый год пришел он в дом
Таким нарядным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.

- А что такое календарь? Каким календарем мы пользуемся? Когда он возник?

VI. Объявление темы урока. Открытие нового знания.

- На эти и другие вопросы мы с вами постараемся ответить в ходе нашего урока, поближе познакомимся с календарем и научимся с ним работать.

- Посмотрите на выставку календарей.

- Давайте прочтем определение календаря, данное в большой Российской энциклопедии 1889…года.

Перед вами календари, собранные вами на конкурс “Самый древний календарь”. Это карманные, отрывные, настольные, настенные календари. По роду материала который в них собран календари могут быть спортивные, медицинские, школьные, домашние, звездные, женские, музыкальные, сельские и т.п.

- Как вы видите вид календарей различен, но во всех них мы можем увидеть распределение года по дням и месяцам. Сейчас мы пользуемся календарем, составленным в 1582 году Григорием 13 – папой Римским, и называется он григорианским (“новый стиль”).

До этого исчисление велось по Юлианскому календарю (“старый стиль”). В православных церквях до сих пор придерживаются старого стиля.

VII. Первичное закрепление.

- А сейчас проведем игру “Счастливый случай” между командами “Архимеды” и

“Интеллектуалы”. (Представление команд)

Команды готовы? Начали.

Гейм 1. “Ты – мне, я – тебе”

Команды задают друг другу по вопросу, подготовленному дома.

- Какой календарь появился раньше Юлианский или Григорианский? (Юлианский)

- Кто из царей ввел праздник, отмечавшийся 1 раз в 4 года. (Птолемей)

Гейм 2. “Гонка за лидером”

Время на ответы – 1 минута.

Вопросы для команд. Если команда не смогла ответить на вопрос, вопрос передается другой команде.

- Кто изобрел один из удачных календарей? (Древние Египтяне)

- Сколько длился год по этому календарю? (12 месяцев по 30 дней)

- Зачем в этот календарь добавили 5 дней? (Год получился слишком коротким, Сириус опаздывал на 5 дней)

- В честь кого назван Юлианский календарь? (Юлий Цезарь, в 46 году до нашей эры, год 365 дней, каждый четвертый – високосный)

- Что такое “високосный год”?

- Почему пришлось делать реформу Юлианскому календарю? (за 128 лет накапливались сутки, и к 1582 году накопилось 10 суток)

- В чем заключалась эта реформа? (Григорианский календарь поправил ошибку в 10 дней, договорились что года, оканчивающиеся двумя нулями будут считаться високосными, если число сотен в них делится на 4 без остатка)

- Какие годы считаются високосными?

- Когда в России перешли на Григорианский календарь? (2 февраля 1918г.)

- Какая разница между старым и новым стилями? (13 дней)

Гейм 3. “ Темная лошадка”

- Что означают эти иллюстрации?

Гейм 4. “ Заморочки из бочки”

У каждого участника свой календарик.

Участники достают из бочки номер задания из учебника (Петерсон Л.Г. 3 кл)

Стр. 51 №1, №2, №3, №4,

Подведение итогов игры

-У команды “Архимеды” - __ баллов

-У команды “Интеллектуалы” - __ баллов.

VIII. Повторение ранее изученного.

1) -А сейчас выполним задание 18 на странице 55 (Петерсон Л.Г. 3 кл) и расшифруем имя среднеазиатского математика и поэта, предложившего одну из самых интересных и точных систем календаря.

- Омар Хайям руководил реформой старого персидского календаря. Согласно дошедшей до нас легенде в календаре Хайяма на каждые 33 года приходится 8 високосных лет, вследствие чего ошибка в один день накапливается в течение 5000 лет, в то время как в нашем григорианском календаре та же ошибка накапливается за 3300 лет. Однако в действительности Хайям реформу календаря до конца довести не успел.

2) Задание на внимание.

  • Расшифруйте запись
RFДQWZЕLWЛSWGУQJ

ВSFDРZRUEGFМIYQЯNI

DSПWRОSIТYNEVXWIE

SQWЧGIUASWRYCVJLR

“ Делу – время, потехе – час”

- Как вы понимаете пословицу?

(Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньшая.)

- Ребята, это любимая пословица Петра 1.

IX. Проверка индивидуальных заданий у доски.

2800 : 10 : 40 = 7
3900 : 10 : 13 = 30
(100 – 4) : 8 = 12
18 х 20 + 5 = 365
(72 – 48) : 1 = 24
240 : 40 х 10 = 60

- Внимательно посмотрите на значения выражений.

С чем связаны эти числа?

7 дней в неделе;

30 дней в месяце;

12 месяцев и 365 дней в году;

24 часа в сутках;

60 минут в часе и 60 секунд в минуте)

X. Оценивание.

- Оцените свою работу на уроке.

Красный – работал в полную силу;

Зеленый – работал хорошо;

Синий – мог работать лучше.

Выставление оценок за урок.

Дома: стр. 52, - 7,8; - 14 (по желанию).