Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при объединении всех участников педагогического процесса в единое образовательное пространство, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком единого образовательного пространства, и, одновременно, условием его создания является определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников
Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку всеми участниками педагогического процесса.
Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства является согласование путей решения проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов.
Приоритетное направление деятельности нашего ДОУ – познавательно-речевое развитие воспитанников, поэтому мы стремимся к созданию в нашем детском саду единого речевого пространства.
Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей и специалистов поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка
Единое речевое пространство предусматривает:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- наличие специалистов, а также их работа над единой речевой темой;
- работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- участие родителей.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении нами разработаны определенные памятки–требования к речевым уголкам в разных возрастных группах (приложение 1).
Ежегодно определяется единая речевая тема ДОУ, которая соответствует годовой задаче сада. Работа над темой предполагает развитие речи детей через определенный вид деятельности, либо в определенной области знаний. И также способствует единству всех участников педагогического процесса. В рамках работы над единой речевой темой проводится один педсовет, на котором рассматриваются вопросы взаимодействия, делятся опытом своей работы и педагоги, и специалисты. В ДОУ прошли заседания педсоветов такие, как “Игра как средство формирования грамматического строя речи”, “Взаимодействие семьи и ДОУ по развитию речи детей”, “Развитие речи детей в процессе ознакомления с природой родного края”, “Развитие образной речи дошкольников при знакомстве с изобразительным искусством”, “Математика и речь”.
Результаты работы ДОУ по определенной речевой теме подводятся в форме Дня открытых дверей, организуемых для педагогов других дошкольных учреждений города. Открытые просмотры занятий помогают педагогам осознать сущность интеграции, улучшить координацию работы воспитателей групп и узких специалистов: музыкальных руководителей, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов.
Дни открытых дверей подчинены определенной цели, реализация которой прослеживается в каждом открытом мероприятии. Программа Дня открытых дверей составляется заранее и рассылается во все учреждения города.
Активное участие в проведении Дня открытых дверей принимают специалисты детского сада, показывая, как реализуют приоритетное направление ДОУ в своей работе. Например, педагог-психолог на коррекционно-развивающих занятиях с успехом решает задачи и речевого развития.
Предлагаем вашему вниманию примерную программу Дня открытых дверей ДОУ и конспект занятия по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, который может быть использован как педагогами-психологами детских садов, так и воспитателями.
Программа Дня открытых дверейв МДОУ "Детский сад № 6 "Солнышко"
Тема: “Развиваем речь все вместе”.
Цель: обеспечение взаимосвязи всех участников образовательного процесса в создании единого речевого пространства в ДОУ.
Время и место проведения |
Мероприятия |
Общие сведения о педагоге и детях |
9.00 |
Познавательное занятие “В гостях у
Мойдодыра” Цель: закрепление знаний об умывальных принадлежностях, их назначении |
Васильева Татьяна Николаевна,
воспитатель, 2-я кв. категория 2 младшая группа (3–4 лет) |
9.00 |
Занятие по развитию речи “Это
волшебное время – Зима!” Цель: обучение составлению коротких описательных рассказов по схемам |
Елсакова Галина Федоровна, воспитатель по приоритету, 2-я кв. категория |
9.20 |
Занятие по развитию математических
представлений “Новые приключения Тома и
Джерри” Цель: развитие мыслительных операций, обучение умению строить связные рассуждения – доказательства |
Зернова Валентина Васильевна, воспитатель, 2-я кв. категория средняя группа (4–5 лет) |
9.30 |
Коррекционно-развивающее занятие “Будем
в армии служить!” Цель: развитие психических процессов: логического мышления, памяти, внимания; закрепление умения строить целостные связные рассуждения |
Шимкус Елена Павловна, педагог-психолог, подготовительная группа (6–7 лет) |
10.10 |
Консультация “Взаимосвязь всех участников образовательного процесса в создании единого речевого пространства в ДОУ” | Гомзякова Наталья Юрьевна, старший воспитатель, 1-я кв. категория |
В течение дня, методический кабинет |
Выставка развивающих игр и пособий по развитию речи детей дошкольного возраста | воспитатели |
15.35 |
Игровая образовательная ситуация “Девчонки
о мальчишках” Цель: закреплять умение детей составлять описательные рассказы на основе личных впечатлений |
Шульгина Елена Николаевна, воспитатель,
2-я кв. категория старшая группа (5–6 лет) |
15.50 |
Игровая образовательная ситуация “Теремок
на новый лад” Цель: формирование звуковой культуры речи, развитие коммуникативных умений |
Алферова Елена Владимировна, воспитатель, 2 младшая группа (3–4 года) |
17.00 |
Праздничное мероприятие, посвященное Дню Защитника Отечества, с участием родителей | Рогова Людмила Анатольевна,
музыкальный руководитель, 1-я кв. категория Васильева Ольга Владимировна, воспитатель, 2-я кв. категория средняя группа (5–6 лет) |
по развитию познавательных процессов
в подготовительной группе
Вид: подгрупповое, коррекционно-развивающее по развитию познавательных процессов.
Тип: тематическое.
Тема: “Будем в Армии служить”.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы на армейскую тематику (Б. Никольский “Армейская азбука. Рассказы” и др.).
- Беседы с детьми о Советской Армии: о родах войск, о различных воинских профессиях, об армейском транспорте, оружии, наградах, армейской форме и т.п.
- Рассматривание иллюстраций, картинок на армейскую тематику (Серия наглядно-дидактических пособий “Рассказы по картинкам. Защитники Отечества” и др.).
- Оформление стенда в группе “На службе в Армии” с использованием армейских фотографий отцов и дедушек детей группы.
- Знакомство с правилами выполнения задания “Убери мины с поля”, используя слова, состоящие из 3, затем 4 букв (например: САД, МОРЕ).
Программные задачи:
- Развитие объема произвольной зрительной памяти, основных свойств внимания (устойчивости, концентрации, объема, переключения), логического мышления, умения устанавливать закономерности.
- Закреплять названия геометрических форм, умение классифицировать понятия на армейскую тему, закреплять основные армейские понятия (род войск, символика, команды и др.).
- Побуждать детей строить связные рассуждения, способствовать самовыражению детей.
- Воспитывать в детях честность, справедливость, умение воспринимать свои ошибки, дружно работать в коллективе сверстников.
Оборудование:
- ковролин или магнитная доска;
- плоскостные фигурки для ковролина: солдат, танк, 4 “мины” (4 кружочка, на которых написаны буквы – Т, А, Н, К);
- нагрудные знаки на каждого ребенка (круги, на которых нарисованы символы, обозначающие принадлежность к различным родам войск: на 1 знаке нарисована – рация, на 2 – бескозырка, на 3 – танк, на 4 – бинокль, на 5 – военный самолет, на 6 – автомат, на 7 – подводная лодка, на 8 – пулемет, на 9 – военный вертолет, на 10 – ракета “зенитка”);
- рисунок-образец корабля, состоящего из различных геометрических фигур;
- флажок;
- мячик (желательно мягкий);
- чистые листы бумаги, простые карандаши по количеству детей;
- бланки с буквенным текстом по количеству детей (формат А 4, шрифт букв – 18 кегль, полужирный, буквы заглавные);
- схемы с флажками по количеству детей и схема – образец формата А 4;
- подносы с фишками – звездочками по одному на каждый стол (звездочки сделаны из картона);
- “медали” на каждого ребенка – звездочки из самоклеящейся красной бумаги (отсоединив от липкой стороны возможно приклеить звездочку на одежду ребенка).
Материалы и оборудование для занятия представлены на фотографиях <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети вместе с психологом собираются в кругу.
Психолог (П):
Какой праздник мы будем отмечать 23 февраля? (Ответы детей). Сегодня, я предлагаю вам отправиться на службу в Армию, побывать в различных родах войск. А вы хотели бы отправиться вместе со мной? В армии солдаты могут служить в различных войсках. Вот и я предлагаю вам выбрать нагрудный знак. Затем все вместе соберемся в кругу, на военном параде и передавая друг другу флажок представимся, кем мы сегодня будем.
Психолог представляется первым. Например, если на груди у психолога висит нагрудный знак – ракета “зенитка”, значит он говорит: “Сегодня я буду – вертолетчицей” и так далее все дети представляются согласно своим нагрудным знакам (связист(ка), моряк(чка), танкист(ка), пограничник(ница), летчик(ца), артиллерист(ка), подводник(ца), пулеметчик(ца), вертолетчик (ца), зенитчик(ца)), передавая флажок следующему ребенку.
Упражнение “На параде” (в кругу)
В случае затруднения у детей, предложить помощь других детей. Вопросы для подсказки: Что у тебя изображено? (Рация). Как называется солдат, который пользуется на службе рацией? (Связист или радист). Как называется солдат, который стреляет из зенитки? (Зенитчик) и т.д.
П: Мы превратились с вами в солдат, которые служат в различных войсках. К службе в Армии все готовы? Сегодня я буду вашим командиром. Наша армейская жизнь начинается. Но вначале я хочу проверить, как вы быстро и точно умеете выполнять команды командира.
Упражнение “Слушай команду” (в кругу)
П: По команде “огонь” – вы хлопаете в ладоши, по команде “в разведку” – смотрите в бинокль (из пальцев сделать колечки и приставить к глазам), по команде “на парад” – маршируете на месте, по команде “враги” – подставить палец ко рту, сказать “тс”. Помните, что в Армии солдаты выполняют команды быстро и точно.
П: Я вижу, что вы все готовы к службе в армии. Ребята, перед тем, как солдат начнет нести службу в Армии, он попадает в учебную часть, где получает важные знания об армейской службе (психолог предлагает детям сесть за столы). Вот мы и оказались в учебной части (на ковролин поместить фигуру солдата). Здесь вы должны показать ваши знания об армейской службе. Победит самый умный и любознательный. Я буду бросать вам мяч с заданием, а вы возвращать его мне с ответом. За каждый верный ответ вам полагается фишка – это звездочка. Ее вы будете брать сами со своего стола. И здесь очень важно быть честным. А в конце задания мы узнаем имя солдата – победителя. Им будет тот, кто покажет самые лучшие знания.
Упражнение “Вопрос – ответ” (с мячом)
Задание. Назовите:
- армейские головные уборы;
- армейский транспорт;
- армейское оружие;
- снаряды;
- награды.
Мяч бросать после того, как задано задание. Постараться опросить на одно задание нескольких детей.
После задания предложить детям подсчитать количество заработанных звездочек и показать это число на пальчиках. По наибольшему количеству звезд, заработанных одним ребенком, выбрать солдата – победителя и наградить его медалью “красная звезда”.
П: Дальше мы с вами попадаем на флот, где солдаты проходят службу на кораблях. Послушайте задание: “Я вам покажу корабль, вы должны рассмотреть его и запомнить, как выглядит этот корабль, из каких геометрических фигур он состоит. А в конце занятия я попрошу вас вспомнить и нарисовать точно такой же корабль. Будьте внимательны и сосредоточены”.
Задание “Запомни корабль”
(на ковролин помещается рисунок корабля из
различных геометрических фигур, на запоминание
– 10 секунд)
П: Продолжаем наше путешествие по различным родам войск. Мы оказались с вами в танковых войсках (на ковролин помещается танк и 4 “мины” – кружочки с написанными на них буквами – Т, А, Н, К). Это минное поле. Минами на поле будут буквы. А какие это будут буквы, вам подскажет слово ТАНК. Итак, какая первая буква в слове ТАНК? (Ответ детей – Т). Это будет первая мина, которую вам нужно будет уничтожить. Какая следующая буква? (Ответ детей – А). Это вторая мина. Какая буква идет после А? (Ответ детей – Н). Это третья мина. Какая буква последняя в слове ТАНК? (Ответ детей – К). Это четвертая мина.
У вас на столах тоже есть “минное поле” – это листы с буквами (при наборе букв на бланки использовать все буквы алфавита, в хаотичном порядке). Ваше задание – убрать все “мины” с поля, поочередно зачеркивая карандашом эти буквы. По команде “Вперед” необходимо приступить к уничтожению наших буквенных “мин”. Помните, в Армии солдаты выполняют задания быстро и точно.
Упражнение “Убери мины с поля”
Правила выполнения: по сигналу “Вперед” дети начинают зачеркивать карандашом на листе букву – Т, начиная с первого ряда, не пропуская ни одной. Просматривать строго ряд за рядом, т.е. сначала весь первый ряд, затем перейти на второй, третий и так далее, ни в коем случае не перескакивать на другие ряды (время на зачеркивание – 20 секунд). По команде “Огонь” – необходимо поставить вертикальную черту в том месте, где застигла эта команда. И сразу же после черты начинать зачеркивать следующую букву – А, не пропуская ни одной. То есть двигаться дальше, не возвращаться на начало (время на зачеркивание – 20 секунд). Затем снова звучит команда “Огонь” – дети ставят вертикальную черту там, где застигла их эта команда. И после черты начинают зачеркивать следующую букву – Н, двигаясь дальше, не возвращаясь на начало (время на зачеркивание – 20 секунд). По команде “Огонь” – ставят вертикальную черту там, где их застала эта команда. И уже зачеркивают последнюю букву – К, двигаясь дальше (время на зачеркивание – 20 секунд). По мере зачеркивания букв, педагог убирает с ковролина поочередно каждую букву, которую уже вычеркнули, чтобы дети в случае забывания могли посмотреть на оставшиеся буквы. Желательно, провести с детьми аналогичное задание с другим словом предварительно до занятия).
П: Ребята, все мины мы с вами убрали, модно двигаться дальше. Поле свободно, безопасно, предлагаю всем выйти на ковер и немного отдохнуть, подвигаться.
Проводится физ. минутка по методике
“Расскажем стихотворение руками” (“Смелый
капитан”)
Я на мостике стою, (ноги расставлены широко,
руки на поясе)
И бинокль в руках держу (изобразить бинокль с
помощью пальцев рук, поднести воображаемый
бинокль к глазам)
Волны плещутся слегка (изображение волны
руками)
Качка тихая пока (покачивание из стороны в
сторону)
Волны сильными вдруг стали (изображение более
сильной волны)
И от качки все упали (присесть)
За канат держусь я крепко, (сжатые кулаки
изображают канат)
Вдруг сорвало ветром кепку (руку поднести к
голове и резко отвести в сторону)
Я ловить рукою стал, (движения рукой в воздухе)
Чуть с мосточка не упал (руки в стороны,
балансировать)
П: Продолжаем наше путешествие дальше, возвращайтесь на свои места. Мы с вами опять оказались на флоте. Вспомните, кто служит на флоте? (Ответы детей – моряки). Но где же наш военный корабль? Видимо сейчас вам придется вспомнить тот корабль, который вы запоминали в начале занятия и нарисовать его у себя на листе бумаги.
Задание “Вспомни и нарисуй корабль”
После выполнения задания на ковролин поместить образец корабля и предложить детям сравнить нарисованные свои корабли с образцом. Вопросы детям: Из каких геометрических фигур состоит корабль?
П: Вот и подходит наше путешествие к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Предлагаю отправиться в детский сад на этом корабле. Но чтобы корабль отправился в плавание, нужно поднять флаг.
У вас есть карточки, на которых изображены разные флаги. Возьмите их и рассмотрите. Все флаги разной формы и по-разному закрашены. Подумайте, флаг какой формы, и какой расцветки должен быть на месте вопросительного знака. А теперь нарисуйте этот флаг на своем корабле прямо над треугольником.
Задание “Догадайся, какой флаг”
После выполнения задания обсудить с детьми свои выборы и показать правильный ответ. Ну что, флаги наши подняты, мы возвращаемся в детский сад. Предлагаю всем выйти в круг.
Анализ занятия. Вопросы детям:
- Скажите, что вам понравилось больше всего во время нашего Армейского путешествия?
- В каких войсках мы с вами сегодня побывали?
- Какое задание показалось для вас сложным?
- Чему вы научились за время пребывания в Армии?
П: Наше путешествие окончено. Я, как ваш командир, хочу сказать, что во время нашего путешествия вы старались были внимательными, честными, активными солдатами. Каждого из вас я хочу поблагодарить за отличную службу и наградить медалью “звезда солдата” (во время вручения медали обратиться к каждому ребенку, обращая внимание на его нагрудный знак, со словами: “Благодарю за отличную службу зенитчицу Дашу”, и пожать руку).