Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся начальной школы "Вечной памятью живы"

Разделы: Внеклассная работа


Звучит песня “Поклонимся великим тем годам…” (Муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова)

Вед. 1

Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит.
Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит,
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит – и пасть не может.

Вед. 2 Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные – от Баренцева до Черного моря – двери войны. Много войны унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Вед. 3 Воины свыше ста национальностей защищали Отечество. Они отстояли и победили.

Вед. 1 Мы склоняем головы перед мужеством тех, кто отстоял свободу и независимость Родины, сражавшихся с врагами на суше, в воздухе и на воде.

1 ученик

Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду,

2 ученик

Вспоминаем, вспоминаем снова…
Вспоминаем в этот день и в этот час
Взрыв, что солнце погасил
В кромешном гуле.
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днем,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью…

3 ученик

Мы не просто вспоминаем день войны,
Не для слез и мемуаров вспоминаем.
Люди мира вспоминать о нем должны.
Мы об этом всей земле напоминаем.

Звучит запись голоса Левитана

“Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”.

4 ученик

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

Вед. 2 Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки 40-х годов.

Учащиеся исполняют песню “Эх, дороги!” (муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина)

5 ученик

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальнейшие разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать.

Вед. 3 Слов нет, тяжело было тем, кто с оружием в руках сражался на фронтах, но нелегко приходилось и труженикам тыла…

6 ученик

Вспомним, товарищ, как в годы военные
Ушли из деревни на фронт мужики.
Остались подростки да женщины бедные,
Старухи убогие да старики.
Трудились упорно с одним утешением,
И верой в Победу так были сильны.
И знали мы твердо: в большое сраженье
Вносим свой вклад в окончанье войны.
Мы землю пахали, косили и сеяли,
Из последних силенок метали стога.
Да, трудно нам было,
Но все же мы верили –
Сокрушим, одолеем врага!

Вед. 2 Четыре долгих года шла война. Шел смертный бой “не ради славы, ради жизни на земле”. Но даже в дни тяжелых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре – наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.

8 ученик

Война. Жестокая война
Не первый месяц длится…
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.

9 ученик

За спиной Москва – Столица мира,
За нее в огне лихих годин
Встали насмерть братья –
Сын башкира, русский,
И татарин, и грузин.

10 ученик

О, Москва!
Ты сердце всей России,
Из очей твоих струится свет,
Живы мы, хоть нас свинцом косили.
Без тебя, Москва,
Нам жизни нет.

Учащиеся исполняют “Песню защитников Москвы” (Муз. Б.Мокроусова, сл. А.Суркова)

Инсценировка: “Рассказ танкиста” А.Твардовского

Сын

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Его в 42-м мой отец написал моей маме,
Перед тем, как уйти в свой последний, решительный бой.

Отец

Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества – недалекого дня,
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать, сыновья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.

Вед. 1 Во многих семьях сохранились солдатские треугольники – письма, которые присылали с фронта отцы и братья.

11 ученик

Письма, письма,
Письма с фронта –
Треугольники войны.
В них приветы, беспокойства:
Все ль здоровы, не больны?
Всем приветы, всем поклоны
Поименно всей родне.
Всем: и кто остался дома,
И кто нынче на войне.

12 ученик

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
И в дом только радость войдет.

13 ученик

И как-нибудь вечером, вместе с тобою
К плечу прижимаясь плечом
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем.

Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой.
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть.
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец,
До свиданья. Твой отец.

Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю я вас.

Мои братья и сестры родные!
Завтра я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Учителя и ученики исполняют попурри из песен “Темная ночь”
(муз. Н.Богословского, сл. В.Агатова) и “Землянка”( муз. К.Листова, сл. А.Сурикова)

Вед. 3 В редкие минуты затишья люди вспоминали свой дом, родных и близких им людей, как они счастливо будут жить после войны, а пока…

14 ученик

Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ,
И в окружении врага…
Солдат спасали в битвах жарких.
Раскинув ветви, как рога.

15 ученик

Земли родной тревоги, беды
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну…
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную страну.

Учитель

Я помню, будто было вчера,
Далекий фронт и госпиталь походный.
На сломанную веточку похожа,
В палате умирала медсестра.
Была она белее, чем бинты.
Глаза, как тени, на лице сияли…
И мальчики в продымленных шинелях
Ей после боя принесли цветы.
Откуда там, на выжженной земле,
Под пулями, под взрывами,откуда
Взялось это оранжевое чудо
На тоненьком изогнутом стебле?
На нестерпимой белизне бинтов –
Два мака, пересаженные в каску.
И в мире лучше не было лекарства,
Нежнее и целебнее цветов!
Тогда я понял, как цветы сильны.
Они – как нежность, как любовь, как дети –
Сильнее зла, сильней всего на свете,
Сильнее смерти и сильней войны!

Вед. 2 С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы. Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защитившей страну вместе с мужчинами.

1 ученица

Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.

2 ученица

Крондштадтский злой,
Неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.

3 ученица

Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.

4 ученица

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады –
Мы не покинем наших баррикад.

5 ученица

И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут.
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.

6 ученица

Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю:
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.

Вед. 1 В те тяжелые годы войны наши славные воины умели не только побеждать, постоять за свою Родину, но и в редкие минуты затишья они умели отдыхать.

Инсценировка глав поэмы А.Твардовского “Василий Теркин”

16 ученик

У кого гармонь, ребята?
Да она-то здесь, браток,
Оглянулся виновато на водителя стрелок.
Ты сыграл бы на дорожку!
Да сыграть – оно не вред.
В чем же дело? Чья гармошка?
Чья была, того, брат, нет…

17 ученик

И сказал уже водитель
Вместо друга своего:
Командир наш был любитель…
Схоронили мы его.

18 ученик

Так…– С неловкою улыбкой
Поглядел боец вокруг,
Словно он кого ошибкой
Нехотя обидел вдруг.

19 ученик

Поясняет осторожно,
Чтоб на том покончить речь
- Я считал, сыграть-то можно,
Думал, что ее беречь.

20 ученик

А стрелок:
- Вот в этой башне
Он сидел в бою вчерашнем
Трое были мы друзья.

21 ученик

Да нельзя, так уж и нельзя
Я и сам понять умею,
Я вторую, брат, войну…
И ранение имею, и контузию одну.

22 ученик

Только взял боец трехрядку,
Сразу видно – гармонист
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз

23 ученик

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

Исполняется танец “Яблочко”

24 ученик

А боец зовет куда-то,
Далеко, легко ведет.

25 ученик

Ах, какой вы все, ребята,
Молодой еще народ.

Учащиеся исполняют танец на музыку к песне “Случайный вальс” (муз. М.Фрадкина, сл. Е.Долматовского)

26 ученик Обогреться, потолкаться к гармонисту все идут. Обступают.

27 ученик Стойте, братцы, дайте на руки подуть.

26 ученик Стойте, братцы, дайте на руки подуть.

27 ученик

Отморозил парень пальцы, надо помощь скорую.
Знаешь, брось ты эти вальсы,
Дай-ка ту, которую…

Ученики исполняют песню “Катюша”( муз. И.Блантера, сл. М. Исаковского)

Вед. 3 В те горестные годы войны быстро взрослели дети. В тяжкое для страны время в свои 10–14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Родины. Они старались ни в чем не уступать взрослым. Никогда не будут забыты имена ребят-героев: Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Зина Портнова.

28 ученик

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие,
Память о вас никогда не умрет!

Вед. 1

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (минута молчания).

Вед. 2 И он пришел, этот день – 9 мая 1945 года – День Победы! С каким нетерпением ждали его угнетенные народы Европы.

Вед.3 Май 1945 года… разве можно забыть события тех дней? Они памятны каждому российскому человеку. Особенно тем, кто встречал великий День Победы далеко от родной земли, в Берлине.

Ученики исполняют песню “Майский вальс”

29 ученик

Мы победили! Нами взят Берлин!
Спасли весь мир советские герои!
И вновь маяк стремительных годин
Зажгло для вас Отечество родное.

30 ученик

Победа! Победа!
Во имя Отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!

31 ученик

Мы дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!

32 ученик

Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти!

Ученики исполняют песню “Солнечный круг”( муз. А Островского, сл. Л.Ошанина)

В сценарии были использованы стихи следующих авторов:

В.Агатова

В.Аксенова

А.Барто

А.Безыменского

О.Бергольц

О.Высоцкой

Н.Добронравова

Ю.Друниной

М.Карима

Каримизе Жане

М.Луконина

Р.Рождественского

А.Суркова

Д.Самойлова.

А.Твардовского

И.Уткина

А.Шарапова