В отечественной методике вопросы обучения чтению всегда занимали особое место. Во все периоды социально-политического развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значения чтения, но неизменным и очевидным остается факт, что именно искусство чтения является системообразующей основой для формирования информационно-академических знаний. Именно эти умения позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а также выстраивать автономную образовательную траекторию с учетом своих индивидуальных потребностей и возросших возможностей современной системы непрерывного образования, с наличием множества моделей и форм традиционного очного и дистанционного обучения.
Существует точка зрения, что обучение чтению следует отложить до более или менее удовлетворительного становления навыков устной речи. Однако, на наш взгляд, лица, умеющие читать и писать на родном языке, испытывают значительные трудности, если их лишают зрительной опоры, при овладении иноязычной речью. Это тем более, неприемлемо в век всеобщей компьютеризации, когда предполагается получение информации с экрана дисплея. Именно поэтому обучение чтению должно начинаться с первых занятий по языку.
В процессе работы нами всегда уделялось большое внимание обучению учащихся различным видам чтения. На начальном этапе основной целью учителя является учебное чтение, то есть чтение, при котором создаются и закрепляются связи “графические знаки-звуки”. В настоящее время мы начинаем обучать детей иностранному языку со второго класса, когда навыки чтения на родном языке не слишком прочны и не у всех детей они достаточно сформированы.
С первого же урока иностранного языка мы предлагаем детям, посмотрев на французский алфавит, сказать, какие буквы одинаковы в русском и французском алфавитах. Обязательно исправляем ошибки, когда ребята неправильно называют французские буквы (m, n, p, x, y, u), совпадающие по начертанию в обоих языках.
Со второго урока начинается серьезная работа по изучению алфавита. Для того чтобы дети лучше запомнили буквы, просим их написать на карточках. Это поможет ребятам быстрее усвоить алфавит, так как с карточками проводятся различные игры. Например, “Быстро покажи”, “Расположи в алфавитном порядке”, “Какая это буква?”, “Найди соседей”.
Игра “Быстро покажи” проводится в быстром темпе. Побеждает тот ученик, который показывал названные учителем буквы раньше всех и кто в ходе игры ни разу не ошибся.
Игра “Какая это буква?” позволяет не только прочнее усвоить буквы, но и отработать устные речевые структуры. Водящий ученик отворачивается лицом к доске. Учитель за его спиной показывает классу букву разрезной азбуки, одну из тех 7–8, которые сегодня расположены на рабочем столе. Повернувшись, водящий спрашивает у класса, “Какая это буква?”. Ребята отвечают: “Угадай”. Водящий показывает и называет одну из букв, которая, по его мнению, была загадана в игре. Если он угадал, имеет возможность водить еще раз, если нет – садится на место и его заменяет другой ученик.
Однако следует отметить сложности, которые возникают у учащихся в процессе запоминания и узнавания букв.
Смешиваются и взаимозаменяются буквы как отличающиеся дополнительными элементами (О–Q), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (b–d, d–q). Это свидетельствует о несформированности зрительного анализа и синтеза у детей.
Для развития зрительного восприятия, анализа и синтеза детям предлагаются следующие виды работы:
а) назвать по контуру изображенные предметы, перевернутые буквы, буквы в зеркальном изображении, буквы, наложенные друг на друга и т.д.
б) узнать букв, написанные на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные, перевернутые) буквы.
в) найти недостающие элементы букв;
г) сложить буквы, добавляя элемент;
д) распознать букв в геометрических фигурах;
е) собрать буквы из элементов;
ж) прочитать буквы по полубукве.
Детям будут полезны разнообразные упражнения на развитие объема, концентрации, переключения внимания.
Для тренировки устойчивости внимания используются бланки с рядами букв. Ребенку предлагают в течение 5–7 минут как можно быстрее просмотреть ряды букв и вычеркнуть заданным образом 2–3 буквы (например: букву с зачеркнуть, а букву d подчеркнуть).
Игра “Пишущая машинка”. Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2–3 слов. По сигналу дети начинают” печатать”: первая буква хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово “напечатано” все хлопают в ладоши.
Игра “Где ошиблась Красная Шапочка”. В ряду букв или в слове найти неправильно написанную букву и исправить ее.
Как только позволяет количество изученных букв, мы начинаем составлять с детьми знакомые им слова. Сразу же возникает необходимость изучения правил чтения. В этом случае, нами также используются карточки, на которых написаны буквосочетания. Сначала мы называем изученные буквосочетания хором. Одновременно просим каждого ученика приготовить для себя красивую закладку в учебник (имеющую размер почтовой открытки). На ней мы также записываем изученные буквосочетания. Это форма записи учебного материала удобна для детей тем, что она в случае затруднения при работе с материалом для чтения всегда оказывается под рукой.
Для закрепления знаний правил чтения ребятам предлагаются следующие задания:
- прочесть слова в соответствии с правилами чтения определенной буквы (c, g);
- “какую букву нужно вставить в слово?” (c…rte, Cec…le, c…rde).
Для того чтобы правила чтения легче запомнились, необходимо создать на уроке соответствующую эмоциональную атмосферу. Например, объясняя правила чтения буквы (S) между двумя гласными, ребятам предлагается такая ситуация: буква (S) встретила двух своих друзей, которые умеют петь (ведь гласные звучат долго, тянутся). Взявшись с ними за руки, она и сама звонко запела.
Когда в учебнике представлены не слишком занимательные упражнения в чтении, мы предлагаем детям такую ситуацию: “мы бежим к финишу, преодолевая препятствия. Кто же лучший бегун? Кто не споткнется ни разу? (то есть не сделает ни одной ошибки)”.
Переход к чтению связного теста также имеет определенные трудности. На наш взгляд, следует учить детей создавать необходимый интонационный рисунок предложения. Наличие явлений связывания и сцепления также представляют определенные затруднения для учащихся. Поэтому незнакомый текст мы обязательно прочитываем с ребятами вслух хором, затем повторяем, читая по предложению. Для того чтобы сделать несколько монотонную работу над текстом более интересной для ребят, нами проводится чтение с постепенным ускорением темпа. Эта форма работы активизирует внимание ребят.
Часто во время работы над текстом мы используем чтение в паре. Эта форма работы очень нравится детям. Ведь каждый из них по очереди исполняет обязанности учителя, то есть контролирует чтение своего товарища.
Благодаря такой интенсивной работе к концу первого полугодия мы успеваем освоить учебное чтение. Однако работа по совершенствованию техники чтения продолжается. Для этой цели нами широко используются приемы, предлагаемые методикой скорочтения.
Например, для развития бокового зрения ребятам предлагается “собрать алфавит”. Это значит, что ребенок должен рассказать алфавит и при этом показать называемую букву (буквы написаны в разброс на листе бумаги). Еще один прием: на доске записано предложение. Слова, составляющие его, также стоят в беспорядке. Задача ребят правильно прочесть это предложение.
В своей практике работы мы используем и такой прием скорочтения, как “зрительный диктант”. Кроме того, ребята упражняются в “фотографировании”, предлагаемого материала. Этот прием широко используется нами при изучении и закреплении лексики. Суть его состоит в том, чтобы ребенок за несколько секунд, пока видит предлагаемый набор слов, успел его прочесть. Сначала ребята прочитывают слова методом фотографирования, а затем мы перечитываем эти слова, обращая внимание на буквосочетания, которые есть в них. Этот прием позволяет постоянно обращать внимание учащихся на правильное чтение буквосочетаний.
Беглость чтения позволяет выработать и чтение с линейкой. Для этого вида чтения выбираю обычно небольшой текст, из предлагаемого учебником материала к уроку. Первый раз текст прочитывается хором без линейки. Второй раз мы читаем текст, закрыв линейкой левую его часть, третий раз – закрыв середину текста, и четвертый раз – закрыв его конец. Такой вид чтения заставляет работать догадку, включается стремление запомнить содержание. И действительно, к концу работы наиболее способные учащиеся могут рассказать текст наизусть, что способствует развитию языковой памяти.
По завершении курса учебного чтения, нами проводится зачет по правилам чтения. Эта новая для них форма работы очень нравится детям. Они с некоторым трепетом берут карточки с заданиями, которые мы называем “билетами”. В билете предлагается прочесть небольшой текст, а также рассказать правила чтения той или иной буквы, или прочесть несколько буквосочетаний.
Следует отметить, что учебное чтение присутствует в основном на начальном этапе обучения, уступая затем свое место информативному чтению. Однако использование оговоренных ранее форм и приемов обучения позволяет поддерживать технику чтения учащихся на должном уровне.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что вся работа строится на принципе индивидуализированного подхода при усвоении учебного материала. По нашему мнению, важнейшим условием предупреждения неуспеваемости является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знания каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы. Действительно, каждый школьник, в любой момент урока может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из “веера” увлекательных заданий подходящее лично ему.
В заключении хотелось бы отметить, что основной задачей при обучении учебному чтению на начальном этапе является создание у учащихся положительного эмоционального настроя на выполнение учебного задания, снятие психологических трудностей при усвоении учебного материала, повышение мотивации и индивидуализации процесса обучения.