Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Мой друг – родной язык!"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку;
  • прививать интерес к русскому языку;
  • развивать речь;
  • развивать творческую инициативу каждого участника игры;
  • совершенствовать коллективный навык работы.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, экран, мультимедио.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ученица читает стихотворение.

Русский язык

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч. …
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

А.Яшин

Учитель: “Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.” В. Луговской

- Итак, дорогие друзья, вы, наверное уже поняли, что наш брейн-ринг посвящен нашему родному языку – русскому языку.

Представление команд.

Команда “Грамотеи”, капитан команды …

Команда “Эрудиты”, капитан команды ….

Команда “Умники”, капитан .. .

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает красный жетон, команда ,набравшая больше красных жетонов, становится победительницей.

Капитаны (вместе):

Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием друг с другом
Сейчас попробуем сыграть!

1. Конкурс начинается с проверки домашнего задания.

Домашнее задание: каждая команда должна выбрать из толкового словаря наиболее понравившееся слово, раскрыть его содержание и объяснить, в каком контексте употребляется в речи.

2. Конкурс-разминка. “Путаница”.

Каждая команда получает листок со стихотворение С.Я Маршака (в ноябре 2007 г. исполняется 120 лет со дня рождения писателя).

Задание: составить из перепутанных строк четверостишие/

Умеет он под стол ходить пешком,
Читатель мой особенного рода:
С читателем двухтысячного года!
Но радостно мне знать, что я знаком.

Правильный вариант:

Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком.
С читателем двухтысячного года!

Как только одна команда выполнит задание, другие команды прекращают работать, сдают листики.

3. Конкурс “Вспомни пословицу”.

Задание выполняется устно.

Пословицы для команды “Грамотеи”:

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Век живи … (век учись).
Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

Пословицы для команды “Эрудиты”:

Друзья … (познаются в беде).
За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
Поспешишь … (людей насмешишь).

Пословицы для команды “Умники”:

Семеро … (одного не ждут).
Красна птица пером, а … (человек умом).
Цыплят по … (осени считают).

Учитель: Продолжаем игру. Внимание на экран.

4. Конкурс “ОСЫ”.

Для команд предлагается задание: расшифровать слово и записать его.

ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота.
ОС_ _ А А эта растет на лугу у болота.

_ ОС_А С этой спит в колыбели малыш.
_ОС_ _ _ _ А А эта на солнышке худеет и тает.

5. Конкурс “Лишнее слово” (задание всем командам).

Назвать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

вкусный мечтать

узкая блистать

устная великий

дорожка бросить

местный писать

утренний кусать

6. Конкурс капитанов: Игра “Поле чудес”.

На игровом столе лежат предметные карточки (камень, вода, рукава, шляпа, галоша, глаза, горох, санки, уши).

Капитаны крутят барабан поочередно и берут выпавшую карточку, называют крылатые слова, пословицы, поговорки, содержащие этот предмет. (За каждый правильный ответ капитан получает одно очко для своей команды)

Физкультминутка

Учитель: Все славно потрудились, устали, давайте отдохнем и “скоропоговорим”. Дружно вместе! (Дети произносят скороговорки и имитируют движения)

На иве галка, на берегу галька.

От топота копыт пыль по полю летит.

Три сороки тараторки
Тараторили на горке.

Рыбу ловит рыболов
Весь в реку уплыл улов.

7. Конкурс. Игра “Загадка в загадке”.

Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и написать отгадки.

Он очень нужен д…творе,
Он на доро…ках во дв…ре,
Он и на стро…ке, и на пляже,
И он в ст…кле расплавлен даже. (Песок)

Железная ры..ка ныряет,
А хвост на в…лне оставляет. (Иголка с ниткой)

8. Конкурс “Цепочка слов”.

Учитель: Я называю слово и засекаю время, а вы должны за одну минуту составит цепочку слов так, чтобы первая буква следующего слова была последней предыдущего.

Итак, тучка.

Кроссвордная пауза

- Если правильно отгадать слова и вписать их по горизонтали, то в выделенных клеточках по диагонали получится слово… А какое – узнайте сами.

- Итак, номер один. Как называют человека, у которого все вещи в порядке, сам он чистый, ухоженный? (Аккуратный)

2) Летом – в огороде, свежие, зеленые,
Зимой – в бочке, желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы)

3. Очаг один, а всю землю греет. (Солнце)

4. Какое комнатное растение надо поливать очень редко? (Кактус)

5) Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)

6) Когда вы чем-то увлечены, готовы заниматься этим делом долго, вы говорите: “Мне…(интересно).

7) Назовите синоним к слову вес. (Масса)

Учитель:

- Что получилось? (Конкурс)

- Послушайте какой конкурс теперь нам предстоит.

9. Конкурс “Найди ошибки и исправь их!” (раздать карточки каждой команде).

1. Вернулся со школы.

2. Идти в концерт.

3. Пришел из завода.

4. Доехать на аэропорт.

5. Выехать с города.

10. Конкурс “Бюро находок”.

- Отгадайте, кому принадлежат вещи, которые я назову. Назовите книгу, героем которой является владелец данной вещи.

1. Волшебные туфли, помогающие передвигаться так быстро, как захочешь. (“Маленький Мук.” Гауф, Муку. “Волшебник Изумрудного города” Волков, Элли)

2. Волшебное зеркальце, умеющее говорить. (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Пушкин, царице-мачехе)

3. Маленькая хрустальная туфелька. (“Золушка” Перро)

4. Петушок из чистого золота (“Сказка о золотом петушке” Пушкин, царю Дадону)

5. Соловей, сделанный из золота и украшенный драгоценными камнями. (Соловей” Г.Х.Андерсен, китайскому императору)

11. Конкурс “Угадай мелодию” (звучат мелодии популярных детских песен. Дети угадывают названия песен).

Учитель: Заканчивается наша игра и прежде, чем мы подведем итог, хочется сказать:

Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

(Сабир Абдулла)

12. Итог игры. Подсчет жетонов, объявление победителя брейн-ринга.