Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Реформа школьного образования выдвигает новые формы проверки знаний. Сдача выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, проведение централизованного тестирования в 11-х классах, аттестационного тестирования в 9-х классах требуют серьезного отношения к работе с тестами. Назрела необходимость интенсивного выполнения работы.
В “Словаре русского языка” Ожегов дает определение понятию “Рациональный” как разумно обоснованный, целесообразный. В большом энциклопедическом словаре находим: “Эффективный – дающий эффект, действенный”. Логично предположить, что разумно обоснованные методы более действенны.
Приведём примеры наиболее часто встречающихся случаев применения таких способов решения.
1. Решить уравнение:
а) x- 166x +16 5 = 0 | |
1 способ: | 2 способ: |
x- 166x + 165 = 0; | x- 166x + 165 = 0; |
D=b- 4ac; | a + b + c = 0; |
D=(- 166) - 4165 = | x=1; |
=27556-660=25689; | x x =165; |
x=; | x=165; |
x==1; | Ответ: 1; 165. |
X==165; | |
Ответ: 1; 165. | |
б) 2 x- 12x – 6,5 = 0 | |
1 способ: | 2 способ: |
2 x- 12x – 6,5 = 0; | 2 x- 12x – 6,5 = 0; |
D=(- 12) + 4= | D= (- 6) + 13 = 49; |
=144+52=196; | x==- 0,5; |
x==- 0,5; | x==6,5; |
x==6,5; | Ответ: -0,5; 6,5. |
Ответ: -0,5; 6,5. |
Вывод: при решении квадратного уравнения ax+bx + c = 0 необходимо помнить, что
если a + b + c = 0, то x=1;
если a + c = b, то x=-1;
x + x = -; x x = ;
D= (-)- ac; x=;
2а. При a<b каждое из неравенств (x-a)(x-b)>0, >0, >0 равносильно совокупности неравенств
Пример: Решить неравенство > 0 .
1 способ:
Рассмотрим функцию y = .
Д(y) = (-;-5)(-5;+)
Нули функции: x=6
Точка 6 разбивает область определения функции на промежутки, в каждом из которых функция непрерывна и не обращается в нуль, т.е. сохраняет постоянный знак.
у>0, если х (- ; -5)(6;+ )
Ответ(-;-5)(6;+ )
2 способ:
Ответ(-?;-5)(6;+ ?).
2б. При a<b каждое из неравенств (x-a)(x-b)<0, <0, <0 равносильно двойному неравенству а<x<b.
Легко найти решение неравенства: < 0.
3. Неравенство x<a равносильно неравенству ¦x¦<a (a>0), а неравенство x>a равносильно неравенству ¦x¦>a (a>0).
Неравенство ¦x¦>a (a>0) равносильно совокупности неравенств а неравенство ¦x¦<a (a>0) равносильно двойному неравенству –a<x<a.
Пример: Решить неравенство ¦2x-4¦2.
1 способ:
1 | 2 | |
Решением неравенства является промежуток [1; 3].
Ответ: [1; 3].
2 способ:
-2<2x-4<2;
2<2x<6;
1<x<3.
Ответ: [1; 3].
4. При решении неравенств второй степени используем теоремы:
а) Значение квадратного трёхчлена ах+вх +с с положительным дискриминантом при любом х вне интервала между корнями трёхчлена имеет знак, совпадающий со знаком коэффициента а; при любом х внутри интервала между корнями- знак, противоположный а.
б) Значение квадратного трёхчлена ах+вх +с с отрицательным дискриминантом при любом х имеет знак , совпадающий со знаком коэффициента а.
Пример:
1. х-5х+6>0,
х(-; 2) (3;+)
Ответ: (-; 2) (3;+)
5. Построить график функции y = x- 4x + 3;
1способ: | 2 способ: |
x= - ; | Пересечение с OX: x- 4x + 3=0; |
x= ; x= 2; | x=1, x=3; |
y= 4 – 8 + 3 = - 1; | x= =2; |
B( 2 ; -1); | y=4 – 8
+ 3 = -1; B( 2 ; -1); |
Дополнительные точки:
|
Дополнительные точки: Если x = 0, то y = 3 |
3 способ:
y = x- 4x + 3;
y = x- 4x + 4 – 4 + 3;
y = (x – 2)- 1;
Параллельный перенос графика функции y = x на 2 единицы вправо и на 1 единицу вниз.
6. Решить уравнение=1
1 способ. | |
Х- 3х- 3=1 ; | ОДЗ : х- 3х- 3 0; |
х- 3х- 4=0 | |
а + с = в, х=-1; х=4; | |
Проверка: х=-1; | 1+3-30 |
10 (в); х=-1- корень; | |
х=4; | 16-12-3 0 ; |
1 0 (в); х=4- корень. | |
Ответ:-1;4.
2способ.
Х- 3х- 3=1;
х- 3х- 4=0
а + с = в, х=-1; х=4;
Проверка: | х=-1; | =1; |
=1; | х=-1- корень; | |
х=4; | =1; | |
=1; | х=4- корень. |
Ответ:-1;4.
3 способ.
Х- 3х- 3=1 ;
х- 3х- 4=0;
х=-1; х=4.
Ответ:-1;4.
Очевидно, что посторонних корней мы не получим.
7. Решить неравенство >1.
1 способ:
х-3х-3>1;
х-3х-4>0;
х(-;-1)(4;+).
х-3х-30;
х(-;)(;+).
Найдём решение системы:
>-1, т.к. 3->-2;
->-5;
->-.
<4, т.к. 3+<8;
<5;
<.
Ответ(-;-1)(4;+).
2 способ:
х-3х-3>1;
х-3х-4>0;
(x+1)(x-4)>0;
Ответ(-;-1)(4;+).
Очевидно, что посторонних корней мы не получим.
Конечно, возникает спорный вопрос: надо ли знать рациональные способы решения. Можно выполнить работу традиционными способами, а формулы воспроизвести по справочникам. Но В.Ф.Шаталов писал: “Ученик, который работает со справочником, отличается от ученика, который знает все формулы, так же как отличается начинающий шахматист от гроссмейстера. Он видит только один ход вперёд”.
Задача учителя в том, чтобы чётко ограничить обязательный минимум знаний от второстепенного материала и организовать учащихся на тщательное закрепление именно основных знаний и способов оперирования ими, что лучше делать сразу же при введении нового материала.
Необходимо помнить, что профессиональное мастерство в любой деятельности неразрывно связано с умением организовывать и прогнозировать собственный труд на основе постоянного анализа получаемых при этом качественных результатов, на основе рациональной организации работы ( собственной и объекта труда), глубоко продуманной оценки и коррекции процесса (системы) достижения эффективных показателей.