Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Реформа школьного образования выдвигает новые формы проверки знаний. Сдача выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, проведение централизованного тестирования в 11-х классах, аттестационного тестирования в 9-х классах требуют серьезного отношения к работе с тестами. Назрела необходимость интенсивного выполнения работы.
В “Словаре русского языка” Ожегов дает определение понятию “Рациональный” как разумно обоснованный, целесообразный. В большом энциклопедическом словаре находим: “Эффективный – дающий эффект, действенный”. Логично предположить, что разумно обоснованные методы более действенны.
Приведём примеры наиболее часто встречающихся случаев применения таких способов решения.
1. Решить уравнение:
| а) x |
|
| 1 способ: | 2 способ: |
| x |
x |
| D=b |
a + b + c = 0; |
| D=(- 166) |
x |
| =27556-660=25689; | x |
| x |
x |
| x |
Ответ: 1; 165. |
| X |
|
| Ответ: 1; 165. | |
| б) 2 x |
|
| 1 способ: | 2 способ: |
| 2 x |
2 x |
| D=(- 12) |
D |
| =144+52=196; | x |
| x |
x |
| x |
Ответ: -0,5; 6,5. |
| Ответ: -0,5; 6,5. |
Вывод: при решении квадратного уравнения ax
+bx + c = 0 необходимо помнить,
что
если a + b + c = 0, то x
=1;
если a + c = b, то x
=-1;
x
+ x
= -
; x
x
=
;
D
= (-
)
- ac; x
=
;
2а. При a<b каждое из неравенств (x-a)(x-b)>0,
>0,
>0 равносильно
совокупности неравенств ![]()
Пример: Решить неравенство
> 0 .
1 способ:
Рассмотрим функцию y =
.
Д(y) = (-
;-5)
(-5;+
)
Нули функции: x=6
Точка 6 разбивает область определения функции на промежутки, в каждом из которых функция непрерывна и не обращается в нуль, т.е. сохраняет постоянный знак.

у>0, если х
(-
;
-5)
(6;+
)
Ответ(-
;-5)
(6;+
)
2 способ:
![]()
Ответ(-?;-5)
(6;+ ?).
2б. При a<b каждое из неравенств (x-a)(x-b)<0,
<0,
<0 равносильно двойному
неравенству а<x<b.
Легко найти решение неравенства:
< 0.
3. Неравенство x
<a
равносильно неравенству ¦x¦<a (a>0), а
неравенство x
>a
равносильно
неравенству ¦x¦>a (a>0).
Неравенство ¦x¦>a (a>0) равносильно
совокупности неравенств
а неравенство ¦x¦<a (a>0)
равносильно двойному неравенству –a<x<a.
Пример: Решить неравенство ¦2x-4¦
2.
1 способ:
| 1 |
2 |
|

Решением неравенства является промежуток [1; 3].
Ответ: [1; 3].
2 способ:
-2<2x-4<2;
2<2x<6;
1<x<3.
Ответ: [1; 3].
4. При решении неравенств второй степени используем теоремы:
а) Значение квадратного трёхчлена ах
+вх +с с положительным
дискриминантом при любом х вне интервала между
корнями трёхчлена имеет знак, совпадающий со
знаком коэффициента а; при любом х внутри
интервала между корнями- знак, противоположный а.
б) Значение квадратного трёхчлена ах
+вх +с с отрицательным
дискриминантом при любом х имеет знак ,
совпадающий со знаком коэффициента а.
Пример:
1. х
-5х+6>0,
х
(-
; 2)
(3;+
)
Ответ: (-
; 2)
(3;+
)
5. Построить график функции y = x
- 4x + 3;
| 1способ: | 2 способ: |
| x |
Пересечение с OX: x |
| x |
x |
| y |
x |
| B( 2 ; -1); | y B( 2 ; -1); |
Дополнительные точки:
|
Дополнительные точки: Если x = 0, то y = 3 |

3 способ:
y = x
- 4x + 3;
y = x
- 4x + 4 – 4 +
3;
y = (x – 2)
- 1;
Параллельный перенос графика функции y = x
на 2 единицы
вправо и на 1 единицу вниз.
6. Решить уравнение
=1
| 1 способ. | |
| Х |
ОДЗ : х |
| х |
|
| а + с = в, х |
|
| Проверка: х |
1+3-3 |
| 1 |
|
| х |
16-12-3 |
| 1 |
|
Ответ:-1;4.
2способ.
Х
- 3х- 3=1;
х
- 3х- 4=0
а + с = в, х
=-1; х
=4;
| Проверка: | х |
|
| х |
||
| х |
||
| х |
Ответ:-1;4.
3 способ.
Х
- 3х- 3=1 ;
х
- 3х- 4=0;
х
=-1; х
=4.
Ответ:-1;4.
Очевидно, что посторонних корней мы не получим.
7. Решить неравенство
>1.
1 способ: 
х
-3х-3>1;
х
-3х-4>0;
х
(-
;-1)
(4;+
).
х
-3х-3
0;
х
(-
;
)
(
;+
).
Найдём решение системы:
>-1, т.к. 3-
>-2;
-
>-5;
-
>-
.
<4, т.к. 3+
<8;
<5;
<
.

Ответ(-
;-1)
(4;+
).
2 способ:
х
-3х-3>1;
х
-3х-4>0;
(x+1)(x-4)>0;
Ответ(-
;-1)
(4;+
).
Очевидно, что посторонних корней мы не получим.
Конечно, возникает спорный вопрос: надо ли знать рациональные способы решения. Можно выполнить работу традиционными способами, а формулы воспроизвести по справочникам. Но В.Ф.Шаталов писал: “Ученик, который работает со справочником, отличается от ученика, который знает все формулы, так же как отличается начинающий шахматист от гроссмейстера. Он видит только один ход вперёд”.
Задача учителя в том, чтобы чётко ограничить обязательный минимум знаний от второстепенного материала и организовать учащихся на тщательное закрепление именно основных знаний и способов оперирования ими, что лучше делать сразу же при введении нового материала.
Необходимо помнить, что профессиональное мастерство в любой деятельности неразрывно связано с умением организовывать и прогнозировать собственный труд на основе постоянного анализа получаемых при этом качественных результатов, на основе рациональной организации работы ( собственной и объекта труда), глубоко продуманной оценки и коррекции процесса (системы) достижения эффективных показателей.