Пояснительная записка
Последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласие с природой, мы сможем лучше понимать её тайны, сохранить жизнь на Земле.
Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразные их проявления в каждом регионе, настойчиво требует скорейшей перестройки мышления человечества и каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи не исчерпаемости природных богатств, возможности покорении природы, принебережении законами динамики и устойчивости природных систем. Формирование отношения к окружающей среде и природе, как её части не может дальше происходить стихийно, посколько это проводит к безответственному отношению к окружающей среде обитания. На сегодшняшний день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности.
Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. С начала от таких исследований зависела жизнь, позднее люди позволили себе роскошь заняться наукой с познавательными целями.
Экология, биология и химия – дисциплины с необъятным полем деятельности для проведения научных изысканий силами школьников.
Знания, получаемые в школе, например по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее этот предмет может стать источником знаний о нашем здоровье, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря ему мы узнаем, каим образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой. А взаимосвязь человека с окружающей средой – это экология.
Валеологическая информация нашего кружка способствует реализации принципа связи школы с жизнью, актуализации изучаемого материала, мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к предметам.
Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование эколологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
- Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
Воспитательные:
- Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.
Развивающие:
- Развивать познавательную активнось и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.
- Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию.
Основные методы работы
Занятия проводятся два раза в неделю в школе № 84. Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, смотрах, конференциях, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.
При работе с химическими реактивами руководитель кружка выбирает те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы.
Возраст обучаемых 11–15 лет.
В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметные связи между естественно-научными дисциплинами. Изучают их структуру и взаимосвязь с окружающей средой.
Тематический план
Тема |
Число часов для занятий |
||
Теория |
Практика |
Экскурсия |
|
1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. | 1 час |
1 час |
|
2. Общие вопросы охраны природы. | 4 часа |
1 час |
|
3. Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан. | 5 часов |
1 час |
|
4. Земля – наш общий дом. | 2 часа |
||
5. Флора и фауна. | 7 часов |
2 часа |
1 час |
6. Вода: её свойства и значения. | 2 часа |
3 часа |
1 час |
7. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. | 2 часа |
2 часа |
1 час |
8. Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия. | 2 часа |
1 час |
1 час |
9. Земные недра и их охрана. | 2 часа |
1 час |
1 час |
10. Международная деятельность в области охраны природы. | 3 часа |
2 часа |
|
11. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. | 5 часов |
3 часа |
|
12. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, республики, подготовка к олимпиадам. | 6 часов |
3 часа |
2 часа |
ИТОГО: |
41 час |
18 часов |
9 часов |
ПРОГРАММА.
1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. (2 часа)
Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка.
Условие и характер самостоятельной работы членов кружка.
2. Общие вопросы охраны природы. (5 часов)
Что изучает экология и химия, их взаимосвязь. Основные понятия и определения. Что мы не замечали (или не хотели замечать) в объяснениях термина “экология” Э.Геккелем, и к чему это привело?
Структура современной экологии. Химическая экология. История охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности на природу.
Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека (химические предприятия г.Казани и Республики Татарстан).
Экскурсия по поселку Дербышки, знакомство с предприятиями поселка (ОАО “КОМЗ”, ОАО “ХИТОН”, ОАО “ГИПО”, ОАО “Казанский хлебозавод №7”)
3. Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан. (6 часов)
Статус ООПТ. Перспективы развития сети ООПТ. Значение ООПТ в защите и сохранение мирового биоразнообразия. Государственные заповедники, заказники и памятники природы (Волжско-Камский государственный биосферный заповедник; национальный парк “Нижняя Кама”; почвенный заказник “Чулпан”; памятник природы - Голубое озеро; р.Казанка; Казанский дендрарий).
Экскурсия на Голубые озера или в почвенный заказник “Чулпан”.
4. Земля – наш общий дом. (2 часа)
Происхождение Земли, её строение и вид. Природные богатства планеты. Географическое положение России и Татарстана. Природные ресурсы Республики Татарстан.
5. Флора и фауна. (10 часов)
Растительный и животный мир Республики Татарстан. Красная книга Российской Федерации и Республики Татарстан.
Леса – легкие планеты. Лес: проблемы и перспективы. Лесное хозяйство России и Татарстана. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека. Охрана леса и рациональное использование его продуктов.
Экскурсия в лес. Сбор гербариев.
6. Вода: её свойства и значения. (6 часов)
Состав и свойства воды. Классификаци природных вод. Запасы воды на Земле. Водные ресурсы Российской Федерации и Республики Татарстан. Водопользование и водопотребление. Источники загрязенения воды.
Экскурсия на водоёмы.
Практическая работа. Отбор и хранение водных проб; выбор места для отбора; виды и нормы проб воды; отбор из р.Казанки и р.Киндерки, родника п.Оки; взятие проб снега и льда на территории п.Дербышки, г.Казани. Определение количественных показателей природной воды: темепратуры, прозрачности, общего содержания примесей, реакций среды, жесткости воды, наличие нитратов, примесей нефтепродуктов.
7. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. (5 часов)
Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Кислотны дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Воздух города и его охрана (г.Казань, п.Дербышки). Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными последствиями. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность.
Экскурсия по улицам поселка.
Практическая работа. Методы качественного и количественного определения угарного газа в воздухе, взвешенной пыли.
8. Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия. (4 часа)
Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Ядохимикаты и фауна.
Экскурсия. Сбор почв в окрестностях поселка.
Практическая работа. Определение кислотности почвы.
9. Земные недра и их охрана. (4 часа)
Рациональное использование полезных ископаемых и охрана недр в Республике Татарстан.
Экскурсия на место добычи полезных ископаемых (п.Оки – карьер (добыча известняка и песка)).
Практическая работа. Исследование образцов минерального сырья.
10. Международная деятельность в области охраны природы. (5 часов)
Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции.
Практическая работа. Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций.
11. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. Защита работ. (8 часов)
12. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, республики, подготовка к олимпиадам. (11 часов)
Изготовление поделок из природного материала, кормушек из пластиковых бутылок и коробок из под сока, их развешивание и уход за ними. Конкурс рисунков для младших школьников на темы экологических праздников.
Экскурсия в Городской детский эколого-биологический центр, посещение Республиканского музея леса (проведение викторин)
Литература
- Атлас Республики Татарстан. М.: Производственное картосоставительское объединение “Картография”, 2005 г.
- Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Природа мира. Ландшафты. М.: Мысль, 1989 г.
- Попов В.А., Лукин А.В. Животный мир Татарии (позвоночные). Казань: Татарское книжное издательство, 1988 г.
- Иванова Р.Г. Дикорастущие съедобные растения Татарии. Казань: Татарское книжное издательство, 1990 г.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
- Рянжин С.В. Экологический букварь (для детей и взрослых). Санкт-Петербург: Печатный двор, 1994 г.
- Гаянов А.Г. Леса и лесное хозяйство Татарстана. Казань, 2001 г.
- Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967 г.
- Газизуллин А.Х. Лесоведение (курс лекций). Казань: Школа, 2004 г.
- Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Современные проблемы охраны атмосферного воздуха. Казань, 1997 г.
- Бурганов Ф.Г., Сабиров А.Т., Наумов Э.П. Метеорология и климатология. Казань, 2004 г.
- Изменение климата: проблемы и перспективы. Информационное пособие. Мурманск, 2004 г.
- Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес (методическое пособие). Гринпис России, Сибирский экологический центр, Всемирная лесная вахта, 2006 г.
- Красная книга РТ. Казань: Природа, 1995 г.
- Красная книга РСФСР (растения). М.: Росагропромиздат, 1988 г.
- Красная книга РСФСР (животные). М.: Россельхозиздат, 1985 г.
- Палькин Н.Е. О, Волга! М.: Молодая гвардия, 1985 г.
- Крикунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А. П. Экология (9 класс). М: Дрофа.1997 г.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (9–11 класс). М: АО МДС, Юнисан,1995 г.
- Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда (9 класс). М.: Просвещение, 1997 г.
- Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. М.: АО МДС, Юнисам, 1995 г.
- Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Рабочая тетерадь (часть первая). М.: МДС, 1995 г.
- Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Рабочая тетрадь (часть вторая). М.: МДС, 1995 г.